Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19
2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19
2.2. Проведение констатирующего эксперимента……………..…………..……..20
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..23
2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28
Выводы …………...………………………...………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36

Вложенные файлы: 1 файл

курсов диалог.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5

1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5

1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12

Выводы..…………………………………………………………………………….17

Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19

2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19          

2.2. Проведение констатирующего  эксперимента……………..…………..……..20

2.3. Программа  формирующего  эксперимента……………………..……….…..23

2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28

Выводы …………...………………………...………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36

ПРИЛОЖЕНИЕ….…………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  работы определяется тем, что современное школьное обучение требует, чтобы ребенок в совершенстве владел своей речью, умел правильно и точно выразить свои мысли, четко отвечал на поставленные вопросы. В связи с этим развитие диалогической  речи в период дошкольного детства является одной из важнейших задач умственного воспитания.

Проблему диалога на современном этапе рассматривали многие исследователи В. С. Библер, А. А. Брудный, Ж. Дерриз, В. Б. Куликова, Б. Г. Соколова и др.

Диалог – это особый вид речевой деятельности, функции  которого реализуются  в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

Все достижения ребёнка  в любом виде  деятельности (в  математике, развитие речи, ознакомление с миром природы и социума) не будут заметны, если они не выражаются в речи.     Овладение родным языком  является  одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно  к усвоению диалогической речи.

          Цель исследования: создать оптимальные условия обучения  детей развитию диалогической речи через  занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования – диалогическая   речь детей дошкольного возраста.

            Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.

Цель, объект и  предмет исследования определили необходимость  постановки и решения следующих задач:

    1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

            2. Определить основные методы, формы  использования  сюжетно ролевой  игры в процессе развития диалогической  речи   детей и разработать методику их комплексного применения.

    1. Проследить динамику изменения уровня развития  диалогической речи в процессе экспериментальной работы.
    2. Сделать соответствующие выводы

Гипотеза исследования: предположение о том, программа, состоящая из серии занятий с использованием  сюжетно-ролевых игр с учётом современных требований  способствует повышению уровня  развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: 1. теоретический анализ литературы, 2. наблюдение,  4.беседа, 3. педагогический эксперимент.

База исследования: МДОУ № 44 «Колобок».   

Выборка: в исследование участвовало 10 человек детей.  Возраст 5-6 лет.

Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов: Алексеевой Н.М., Выготского Л.С., Винокура Т. Г., Гвоздева А.Н., Сохина Ф.А., Ушаковой О.С., Яшиной В.И. и др.

         Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста

1.1. Психологические  особенности  детей дошкольного  возраста

 

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка  в период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка.

  Основным фактором, оказывающим существенное влияние  на развитие психических познавательных  процессов у детей дошкольников, является игра [16, с.144]. На первых этапах игровая деятельность ребенка в основном носит характер никак не связанного с конкретной ситуацией подражания действиям взрослого человека, то есть основным содержанием игры является манипулирование предметами мира взрослых людей.

   Позднее же  игровая деятельность ребенка  все больше получает социальную  направленность: ребенок приобретает  опыт социального поведения, пытаясь  в игре  «примерить» на себя  ту или иную социальную роль.

Подобная трансформация игровой деятельности ребёнка отражает основные закономерности и тенденции психического развития маленького человека.

  На первых этапах  рассматриваемого возрастного периода  в психике ребенка доминируют  процессы, связанные с приобретением  им чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие.

Развитее ощущений ребенка  в значительной степени обусловлено  развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). Если абсолютная чувствительность достигает достаточно высокого уровня развития уже в первый год жизни ребёнка, то на последующих этапах взросления у малыша развивается способность различать ощущения, что прежде всего отражается во времени реакции на физические раздражители. Так, начиная с 3,5 лет и кончая студенческим возрастом происходит постепенное и неуклонное укорочение времени реакции индивида на раздражитель.

Одновременно с развитием  ощущений у детей дошкольного  возраста продолжается развитие восприятия. По мнению А.В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую  из  этих  частей  в  отдельности  и  затем  объединяя   их   в   одно  целое [7, с.94]. 

          Важнейшим условием для развития  восприятия у ребёнка является, прежде всего, труд. У детей он может проявляться не только в форме общественно-полезного труда, например, выполнение ребенком своих домашних обязанностей, но и в виде рисования, лепки, занятия музыкой,  т.е. в форме разнообразной познавательно-предметной деятельности.

Важнейшим условием успешного  психического развития ребёнка является его постоянный контакт со взрослыми. Такой контакт легче всего  установить в игре. Принимая участие  в игре ребенка, родители и ближайшие  родственники обеспечивают успешное развитие его психических познавательных процессов.

Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических  процессов. У ребенка начинают значительно  развиваться произвольная память, речь, мышление, воображение и внимание.

          Память у дошкольника непроизвольная. Он не ставит перед собой  цели по запоминанию. Запоминает  предметы красивые, яркие, необычные,  привлекательные (звуковой стороной, ритмом), то, что многократно повторяется.  Дети с удовольствием слушают  много раз одни и те же сказки, рассказы [9, с.23].

          Кроме этого, у детей в этом  возрасте существенно удлиняется  латентный период, при котором  ребенок может узнать предмет,  уже известный ему из прошлого  опыта. Так, к концу третьего  года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а к концу четвертого – то, что было примерно год назад.

Развитие речи дошкольника  идет в нескольких направлениях. Совершенствуется ее практическое употребление. Речь становится основой перестройки психических процессов.

          В этот период продолжает расти  словарный запас речи за счет  местоимений, числительных, соединительных  слов. Наблюдаются большие индивидуальные  различия.

Ребёнок практически  усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. В этом возрасте ребенок проявляет наибольшую чуткость к языку. Продолжает развиваться фонематический слух. Ребенок хорошо дифференцирует слова, звуки.

          Связная речь – как важнейшее  новообразование дошкольника.           Осознание речи происходит к концу дошкольного возраста с помощью специального обучения.

          По мере расширения круга общения  изменяются и функции речи. Среди  них – коммуникативная функция,  которая осуществляется с помощью  ситуативной и контекстной речи. Особое значение для развития дошкольника имеет объяснительная речь. Этот тип речи только начинает развиваться. Ребенку хочется начать действовать, при этом он отвлекается от объяснения и подменяет объяснительную речь ситуативной [15, с.123].

Планирующая функция  сливается с мышлением. Взрослый должен развивать эту функцию, а именно: рассказывать о ходе выполнения действий, задавать вопросы о последовательности выполнения и оценивать действия, деятельность ребенка. Ребенок, в свою очередь сопровождает свои действия речью.

          К 5-6 годам ребенок учится планировать  предстоящие действия и выражать  это в речи. Ребенок часто говорит,  ни к кому не обращаясь. Эту  монологическую речь Ж. Пиаже  назвал «эгоцентрической речью». Это речь для себя. В дошкольном  возрасте эгоцентрическая речь составляет около половины всех высказываний.

  По мнению Л.С.  Выготского, эгоцентрическая речь  интериоризируется  во внутреннюю  речь и уже в этой форме  сохраняет свою планирующую функцию.  На протяжении дошкольного детства  монологическая речь сосуществует с диалогической. Каждая из форм потребляется в соответствующих условиях общения [2, с.34].

          Знаковая функция заключается  в том, что слово является  своеобразным знаком, который используется  для хранения и передачи информации. Эта функция связана с развитием игры, рисования и предметной деятельности. Под руководством взрослого ребенок открывает для себя связь знаков и значений. Речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. В произносимых для себя монологах  он отмечает затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

          Слово приобретает символическую  функцию как своеобразный знак, обозначающий реальность.    Овладение языком позволяет ребенку  не только эффективно общаться с окружающими, но и произвольно управлять своим поведением.

          В восприятии действительности  у ребенка зарождается мышление. Сначала ребенок, манипулирует  предметами без учета их специфических  особенностей, продукты действия  случайны. Затем предметная деятельность приобретает некоторую самостоятельность, и действия дошкольника начинают определяться объектом, на который оно направлено. Действие приобретает осмысленный характер.

          На протяжении всего дошкольного  возраста мышление качественно изменяется.      Существует несколько видов мышления, которые развиваются у дошкольников 4-7 лет:

          -  наглядно-действенное – развивается  в процессе предметных действий  с последующим высказыванием  по поводу решений практических  задач. Перемещение предмета, подбор строительного материала, изменение простых конструкций и т.п.

          -  наглядно-образное – формируется  позднее, которое становится основным  видом дошкольного периода детства.

          -  логическое – характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие. Ребенок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие.

          При развитии мышления большую  роль играет речевая деятельность  самого ребенка и речь взрослого. Взрослый учит приобретать значения в системе, выявляя общие связи и закономерности явлений; обучает обобщенным формам рассуждений. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира [11, с.221].

          Отношение взрослого к детским  вопросам и определяет во многом  дальнейшее развитие мышления. Отвечая  на них, необходимо предоставить  ребенку возможность найти ответ,  может быть, с помощью взрослого  или сверстников. Главное, научить  ребенка думать, рассуждать, находить ответ. Взрослый должен развить у ребенка самостоятельность мышления, любознательность.

Информация о работе Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста