Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19
2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19
2.2. Проведение констатирующего эксперимента……………..…………..……..20
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..23
2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28
Выводы …………...………………………...………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36

Вложенные файлы: 1 файл

курсов диалог.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

2. На втором этапе  исследования мы разработали  программу, состоящую из серии  занятий с использованием  сюжетно-ролевых  игр. Цель занятий: повысить  уровень развития диалогической  речи.

3. На третьем этапе мы повторно провели методику «Диагностика диалогической речи»   и выявили, что у детей повысился уровень развития диалогической речи. Процент детей с низким уровнем развития  диалоговой речи уменьшился на сорок процентов, соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития  диалоговой речи увеличился на сорок процентов.

Следовательно, гипотеза исследования: предположение о том, программа, состоящая из серии занятий с использованием  сюжетно-ролевых игр с учётом современных требований  способствует повышению уровня  развития диалогической речи у детей дошкольного возраста - подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

Дошкольный возраст, занимая  по шкале физического развития ребенка  в период времени от трех до шести  лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка.

Овладение связной диалогической  речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение  зависит от многих условий (речевой  среды, социального окружения, семейного  благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Речь выполняет многообразные  функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная  функция -назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

Диалогическая речь-это  речь обусловленная ситуацией и  контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них -ребенок.

Диалогическая речь выступает  как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы.

Исследование проводилось  в МДОУ № 44 «Колобок».   

В  исследование участвовало 10 человек детей.  Возраст 5-6 лет.

На первом этапе исследования по методике «Диагностика диалогической речи»   было  получено, что у 20% детей старшего школьного возраста отмечается высокий уровень развития диалогической речи, у 30% детей старшего дошкольного возраста отмечается средний уровень развития диалогической речи, у 50% детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития диалогической речи.

На втором этапе исследования мы разработали программу, состоящую  из серии занятий с использованием  сюжетно-ролевых игр. Цель занятий: повысить уровень развития диалогической речи.

На третьем этапе  мы повторно провели методику «Диагностика диалогической речи»   и выявили, что у детей повысился уровень развития диалогической речи. Процент детей с низким уровнем развития  диалоговой речи уменьшился на сорок процентов, соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития  диалоговой речи увеличился на сорок процентов.

Следовательно, гипотеза исследования: предположение о том, программа, состоящая из серии занятий с использованием  сюжетно-ролевых игр с учётом современных требований  способствует повышению уровня  развития диалогической речи у детей дошкольного возраста - подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Алексеева Н.М., Яшина  В.И. Речевое развитие дошкольников -М.: Издат. центр «Академия», 2008.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1999. - № 6.- С.34.

3. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 2008. 4. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 2005.

5. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. 7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 2005.

8.  Обухова Л..Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2008.

9. Овчарова Р.В. Практическая  психология. – М.: «Сфера», 2009.

10. Психология детства  /  Под ред А.А. Реана- СПб.:Питер, 2009.

11. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред А.А. Реана- СПб.: Питер, 2008.

12. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.

13. Субботский. Е.В. Ребёнок открывает мир.- М.: Сфера, 2009.

14. Ушакова О.С., Струнина  Е.М. Методика развития речи  детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009.

15. Ушакова О.С. Теория  и практика развития речи дошкольника.  – М.: Сфера, 2008.

16. Эльконин Д.Б. Детская  психология. -М.: Сфера, 2009.

17. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М.: Педагогика, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Методика  «Диагностика диалогической речи»

 

Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера  дружеского общения. Воспитатель посредством  непринужденной беседы выясняет, на каком  уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа представляет собой ряд вопросов:

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

2. Какой детский сад, группу ты посещаешь?

3. Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?

4. Ты с ними часто ссоришься? Почему?

5. Какие обязанности ты выполняешь в группе?

6. Ты помогаешь ребятам, а взрослым?

7. Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?

8. Что тебе в них не нравится?

9. Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?

10. Ты помогаешь родителям?

11. У тебя есть друзья во дворе?

12. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

13. Каким ты хочешь, чтобы был человек?

Критерии оценки:

 Коммуникабельность  ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).

Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики  и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная  выразительность.

Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.

Полнота изложения, смысловое  соответствие воспроизводимого материала  заданному образцу, связность и  логичность высказывания.

Речевые средства, с помощью  которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и  грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы направлены и  на понимание обращенной речи, и  понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой.

При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв  в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.

Критерии оценки средств  общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.

Высокий уровень: 8-10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.

Средний уровень: 4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.

Низкий уровень 1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.




Информация о работе Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста