Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа
Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.
ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19
2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19
2.2. Проведение констатирующего эксперимента……………..…………..……..20
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..23
2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28
Выводы …………...………………………...………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36
2. На втором этапе
исследования мы разработали
программу, состоящую из серии
занятий с использованием сюжетно-ролевых
игр. Цель занятий: повысить
уровень развития
3. На третьем этапе мы повторно провели методику «Диагностика диалогической речи» и выявили, что у детей повысился уровень развития диалогической речи. Процент детей с низким уровнем развития диалоговой речи уменьшился на сорок процентов, соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития диалоговой речи увеличился на сорок процентов.
Следовательно, гипотеза исследования: предположение о том, программа, состоящая из серии занятий с использованием сюжетно-ролевых игр с учётом современных требований способствует повышению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста - подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка в период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка.
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция -назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
Диалогическая речь-это речь обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них -ребенок.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы.
Исследование проводилось в МДОУ № 44 «Колобок».
В исследование участвовало 10 человек детей. Возраст 5-6 лет.
На первом этапе исследования по методике «Диагностика диалогической речи» было получено, что у 20% детей старшего школьного возраста отмечается высокий уровень развития диалогической речи, у 30% детей старшего дошкольного возраста отмечается средний уровень развития диалогической речи, у 50% детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития диалогической речи.
На втором этапе исследования мы разработали программу, состоящую из серии занятий с использованием сюжетно-ролевых игр. Цель занятий: повысить уровень развития диалогической речи.
На третьем этапе мы повторно провели методику «Диагностика диалогической речи» и выявили, что у детей повысился уровень развития диалогической речи. Процент детей с низким уровнем развития диалоговой речи уменьшился на сорок процентов, соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития диалоговой речи увеличился на сорок процентов.
Следовательно, гипотеза исследования: предположение о том, программа, состоящая из серии занятий с использованием сюжетно-ролевых игр с учётом современных требований способствует повышению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста - подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Н.М., Яшина
В.И. Речевое развитие
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1999. - № 6.- С.34.
3. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 2008. 4. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 2005.
5. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. 7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 2005.
8. Обухова Л..Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2008.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология. – М.: «Сфера», 2009.
10. Психология детства / Под ред А.А. Реана- СПб.:Питер, 2009.
11. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред А.А. Реана- СПб.: Питер, 2008.
12. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.
13. Субботский. Е.В. Ребёнок открывает мир.- М.: Сфера, 2009.
14. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009.
15. Ушакова О.С. Теория
и практика развития речи
16. Эльконин Д.Б. Детская психология. -М.: Сфера, 2009.
17. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М.: Педагогика, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика
«Диагностика диалогической
Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Беседа представляет собой ряд вопросов:
1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
2. Какой детский сад, группу ты посещаешь?
3. Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
4. Ты с ними часто ссоришься? Почему?
5. Какие обязанности ты выполняешь в группе?
6. Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
7. Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
8. Что тебе в них не нравится?
9. Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
10. Ты помогаешь родителям?
11. У тебя есть друзья во дворе?
12. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
13. Каким ты хочешь, чтобы был человек?
Критерии оценки:
Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
Речевые средства, с помощью
которых реализуются
Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой.
При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.
Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.
Высокий уровень: 8-10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
Средний уровень: 4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
Низкий уровень 1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.