Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа
Речевое пространство города, поселка, любого населенного пункта всегда интересно. Оно говорит о многом: о древности корней, об истории развития общественно-экономических аспектов, об уровне языковой культуры региона. Белгородская область в настоящее время является объектом исследования историков-краеведов, а также ученых-филологов, которые активно изучают топонимику нашего края.
В)
эргонимы, источниками
которых являются
художественная литература,
искусство, кино или
исторические лица. Интерес к искусству
и культуре у большинства горожан высок,
но эргонимы подобного типа составляют
лишь 5% общего эргонимического поля. На
городском рынке «Салют» находится свадебный
салон «Руслан и Людмила». Оказалось, что
великий поэт со своим творением никакого
отношения к данному эргониму не имеет,
так как это имена владельцев салона. Удачное
название носит магазин мужской одежды
«Цезарь», номинатор использует в названии
главную функцию эргонима-рекламно-
2.3 Эргонимы - географические названия. В Белгороде много коммерческих предприятий, которые имеют географические названия. Это распространенные эргонимы, которые носят информативную функцию. Это указание на место расположения объекта или на географию продукта. (рынок «Центральный», «Керамика на Сумской»)
А) эргонимы, указывающие на местонахождение объекта. Иногда эргонимы повторяют названия городских улиц и районов: «Октябрьский» (расположен на улице Октябрьской), «Супруновский», универмаг «Белгород», торговый дом «Август» (находится на улице 5 Августа), рынок «Центральный». Реже подобные номинативные единицы информируют о товаре «Керамика на Сумской». Маленькие продуктовые павильоны носят названия «Перекресток», «Угол».
Б) эргонимы, указывающие на географию производителя товара. Номинанты редко выбирают такие названия, в Белгороде подобных эргонимов не более 2%: «Норильск», «Уренгой», «Пекинская утка», «Французская булочная».
В) эргонимы - географические названия, несущие только рекламную функцию. В этой группе представлены названия, которые не являются мотивированными. Они не содержат в себе никакой информации о том, чем занимается организация, носящая подобное имя. Например, продуктовый магазин «Москва». Здесь нет рекламы ассортимента. В Белгородской области эту группу представляют единичные наименования.
2.4 Номинативные лексемы, содержащие в своей семантике указание на символику.
А) эргонимы - названия цветов. Среди владельцев торговых точек огромное количество любителей флоры. 5% названий продуктовых магазинов являются «цветочными»: «Эдельвейс», «Орхидея» (продукты), «Жасмин». Остальные 10% - наименования магазинов, торгующих непосредственно цветами: «Орхидея» (цветы), «Флора», «Ромашка».
Б) эргонимы - названия кустов и деревьев. Все магазины являются продуктовыми: «Березка», «Рябинушка», «Калина», «Малинка», «Дубрава» - всего 3% эргонимического поля.
В) «зодиакальные» эргонимы. Названия - знаки зодиака не осуществляют информативной функции, они являются только элементом рекламы или ассоциативным понятием. Магазин «Водолей» торгует сантехникой, вероятно, у номинатора использование сантехнического оборудования ассоциируется со знаком зодиака, льющим из ковша воду. «Скорпион» продает кожаную галантерею для мужчин (ремни, портфели), эргоним является не обусловленным. Торговый дом «Стрелецъ» не является оружейной палатой, он предлагает покупателям продукты питания и промышленные товары. Магазин разряда «эконом» «Водолей» изобилует дешевой женской одеждой и обувью. Эргонимы - «зодиакальные знаки» не являются общеупотребительными среди номинаторов и занимают 3% от общего числа городской эргонимики.
Г) эргонимы, указывающие на субъект (направленность продукта). Органично в эргономическом поле города Белгорода выглядят номинативные единицы, определяющие товар. Магазин «Океан» может торговать только морепродуктами, магазин «Миледи» -женской одеждой. Мотивированным является название магазина мужской одежды «Эгоист», который подчеркивает не только пол клиента, но и подсознательно определяет качество товара. Изысканно и понятно звучат эргонимы: «Кавалер», «Большие люди», «Великан», «Леди», «Красотка», «Чаровница». Нет никакой обоснованной мотивации в названии магазина женской одежды «Бабочка». Покупатель может зайти туда в поисках фауны. Корректные и эстетичные названия имеют торговые сети, предлагающие покупателю изделия из золота, серебра и драгоценных камней: «Яхонт», «Изумруд», «Кристалл», «Прииск», «Золото», «Золотой», «Топаз».Совершенно не понятно, что предлагает своему клиенту магазин с интригующим названием «Черное - белое». Эргонимов, указывающих на субъект в городе насчитывается около 25 единиц.
Д) эргонимы - словосочетания, в структуре которых присутствует абстракция При анализе картотеки названий торговых точек города Белгорода оказалось, что данная номинативная единица занимает 35% всего эргонимического поля. Это сочетания типа «Мир обуви», «Планета плитки», «Империя сумок» и т. д.
Все своеобразие эргонимов представим в следующей таблице.
Классификация
эргонимов Белгородской области
Группы | Именные эргонимы, содержащие информацию о собственнике | «Литературные» эргонимы | Эргонимы – географические названия | Эргонимы, содержащие в своей семантике указание на символику |
Подгруппы | Эргонимы – женские имена | Эргонимы – греческие и римские божества | Эргонимы, указывающие на местонахождение объекта | Эргонимы – названия цветов |
Эргонимы – мужские имена | Эргонимы –
сказочные герои и герои |
Эргонимы, указывающие на географию производителя товара | Эргонимы – названия кустов и деревьев | |
Эргонимы – имена детей | Эргонимы, источниками которых являются художественная литература, искусство, кино или исторические лица | Эргонимы – географические названия, несущие только рекламную функцию | «Зодиакальные» эргонимы | |
Эргонимы, указывающие на субъект (направленность продукта) | ||||
Эргонимы – словосочетания, в структуре которых присутствует абстракция. | ||||
Процент употребления | 25 % | 20 % | 10 % | 45 % |
3.
ОСОБЕННОСТИ ЭРГОНИМОВ,
СОДЕРЖАЩИХ В СВОЕЙ
СТРУКТУРЕ АБСТРАКТНУЮ
ЛЕКСИКУ
Наш особый интерес, как было заявлено во введении, представляет группа эргонимов, содержащих в своей семантике указание на символику, а именно эргонимы – словосочетания, в структуре которых присутствует абстракция. Как уже отмечалось данная номинативная единица занимает 35 % всего эргонимического поля Белгородской области и включает около 55 случаев употребления подобных сочетаний.
3.1 Частотность употребления эргонимов с различными абстракциями в Белгородской области.
Собрав
необходимый фактический
I Эргонимы с абстракцией «мир» - 45 %
II Эргонимы с абстракцией «империя»- 20%
III Эргонимы с абстракцией «дом»- 15 %
IV Эргонимы с абстракцией «планета» - 9 %
V Эргонимы с абстракцией «дружба» - 7 %
VI Эргонимы с абстракцией «любовь» - 2 %
VII Эргонимы с абстракцией «надежда» - 1 %
VIII Эргонимы с абстракцией «интерес» - 1 %
1. Интерес (шубы)
Из
нашей классификации видно, что
преобладающее распространение
в нашей области получают эргонимы,
включающие абстракцию «мир», таковых
насчитывается около 45 %. Менее частотными
в употреблении являются сочетания, содержащие
в своей структуре абстракцию «империя»
(около 20 %). Далее с еще более редким употреблением
встречаются эргонимы, включающие абстракцию
«дом» (приблизительно 15 %). Затем идут
сочетания, содержащие абстракцию «планета»,
каковых 9 %. Далее следуют лексемы с абстракцией
«дружба» (7 %). Еще менее частотными являются
наименования с абстракцией «любовь»
- 2 %, абстракцией «надежда» - 1 %, абстракцией
«интерес» - 1 %.
3.2 Коммуникативная успешность эргонимов города Белгорода
Коммуникативная успешность эргонима - это основа экономического развития коммерческого дела. Потенциальный покупатель должен получить верную информацию о продукте продажи, а также веские доводы для его приобретения. Чтобы установить мотивированность, коммуникативную успешность эргонимов Белгородской области и выявить ассоциативные связи, которые вызывают подобные лексемы, мы провели социолингвистический опрос 50 белгородцев разного возраста и социального статуса. Им предложили ознакомиться с эргонимами, которые содержат в своей структуре абстракцию и ответить на несколько вопросов, касающихся эргонимики родного города.
Анкета для социального опроса.
1. Ваш возраст….
2. Должность, специальность…
3. Какую реакцию вызывают у вас предложенные наименования торговых организаций (положительную, отрицательную, нейтральную)?
4. Как вы полагаете, является ли данное название обоснованным?
5. Какие ассоциации возникают у вас при виде данных названий?