Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании роли произведений искусства в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………..3
Основная часть. Роль произведений искусства в процессе эстетического
воспитания детей дошкольного возраста……………………………………….5
§1. Теоретические подходы к проблеме эстетического
воспитания детей дошкольного возраста…………………………….....5
§2. Искусство как средство эстетического воспитания
детей дошкольного возраста…………………………………………..…13
§3. Методические рекомендации по использованию
произведений искусства в эстетическом воспитании детей
дошкольного возраста……………………………………………..…….19
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы …………………………………………………..………....28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
Основная часть. Роль произведений искусства в процессе эстетического
воспитания детей дошкольного возраста……………………………………….5
§1. Теоретические подходы к проблеме эстетического
воспитания детей дошкольного возраста…………………………….....5
§2. Искусство как средство эстетического воспитания
детей дошкольного возраста…………………………
§3. Методические рекомендации по использованию
произведений искусства в эстетическом воспитании детей
дошкольного возраста……………………………………………..…….
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы …………………………………………………..………....28
ВВЕДЕНИЕ
Проблема эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста является традиционно наиболее важной в педагогике. Еще в работах В.Г.Белинского отмечено, что эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием. [14]
У всякой
системы есть стержень, основа
на которую она опирается.
Искусство
заключает в себе большой
Актуальность данной работы состоит в том, что, приобщая детей дошкольного возраста к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить их видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании роли произведений искусства в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования:
процесс эстетического
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста на примере использования произведений искусств.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективно, если:
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
В работе использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, обобщение и систематизация материала.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, содержащую три параграфа, раскрывающие тематику работы, заключение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» -воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики, как науки, является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Д.Б.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, И.Д.Маркевич и другие.
В литературе имеется множество
различных подходов к определениям
понятий, выбору путей и средств
эстетического воспитания. По мнению
В.Н.Шацкой предлагается формулировка:
«Отечественная педагогика определяет
эстетическое воспитание как воспитание
способности целенаправленно
Д.Б.Лихачев определяет эстетическое
воспитание – как целенаправленный
процесс формирования творчески
активной личности ребенка, способного
воспринимать и оценивать прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное
в жизни и искусстве, жить и
творить «по законам красоты».
Автор подчеркивает ведущую роль
целенаправленного
Существует множество
определений понятия "эстетическое
воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые
из них, уже можно выделить основные
положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного
воздействия. Во-вторых, это формирование
способности воспринимать и видеть
красоту в искусстве и жизни,
оценивать ее. В-третьих, задача эстетического
воспитания формирование эстетических
вкусов и идеалов личности. И, наконец,
в-четвертых, – развитие способности
к самостоятельному творчеству и
созданию прекрасного. Своеобразное понимание
сущности эстетического воспитания
обуславливает и различные
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.
Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В последующие годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. [4]
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии детей, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей.
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами. [22: 21]
Первая группа задач направлена
на формирование эстетического отношения
детей к окружающему. Предусматривается
следующее: развивать умение видеть
и чувствовать красоту в
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. [6: 101]
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условия.
К ним относятся развивающая среда, природа, искусство, художественная деятельность.
Развивающая среда оказывает на ребенка воздействие, которое по своей значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы будет вызывать у него неприятие.
В природе можно увидеть гармонию – основу красоты, разнообразие красок, форм, звуков, их сочетание. Сама по себе, природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной.
Искусство является неотъемлемой частью эстетического воспитания ребенка с ранних лет. Деятельность связанная непосредственно с видами искусства – художественная деятельность. Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. В художественной деятельности присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Оба они необходимы, взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись, воспроизводить. [18]
Методы эстетического
воспитания очень разнообразны. Они
зависят от многих условий: объема и
качества художественной информации,
форм организации и видов
Эстетическую информацию
ребенок получает по многим каналам
(социальная среда, предметный мир, природные
явления, художественные произведения).
Поэтому так важен метод
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
Еще одно из важных составляющих
успешного педагогического
Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в дошкольном общеобразовательном учреждении, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.
Воспитатель управляет процессом
развития детей. Дети и сами любят
художественную деятельность, и часто
по собственной инициативе занимаются
ее. Нельзя сказать, что самостоятельная
художественная деятельность полностью
осуществляется без руководства
взрослого. Просто характер этого руководства
косвенный. Воспитатель заботится
о накоплении ребенком опыта, впечатлений,
которые потом отразятся в
самостоятельном рисовании, лепке,
рассказах, музыкальной деятельности;
обучает изобразительным
Информация о работе Эстетическое воспитание с использованием предметов искусства