Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:38, творческая работа
В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех школьных дисциплин. Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Математика имеет много только ей присущих возможностей для решения этой важной проблемы. Дети любят красивое, увлекательное. Всем этим богата математика. Вдумчивые учителя из урока в урок показывают, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Теоретическая интерпретация опыта…………………………………..4
3.Проблемы эстетического воспитания посредством математики …...7
4.История математики – благодатный материал
для развития эстетического вкуса школьников…………………………..9
5."Красивые" задачи – ключ к пониманию изящества математики..…10
6.Практическое применение……………………………………………….11
7.Заключение…………………………………………………………………14
8.Литература……………………………………………………………….17
6.Практическое
применение……………………………………………….
8.Литература………………………………………………
Красоту математики (её простоту, симметрию, сжатость и полноту) можно и следует дать почувствовать даже очень малым детям. Когда этот предмет излагают должным образом и притом конкретно, то усвоение математики сопровождается эмоциями и наслаждением красотой.
Юнг
В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех школьных дисциплин. Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Математика имеет много только ей присущих возможностей для решения этой важной проблемы. Дети любят красивое, увлекательное. Всем этим богата математика. Вдумчивые учителя из урока в урок показывают, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей. Источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на школьников являются непременность её выводов, универсальность применений, совершенство языка, романтичность её историй, занимательные задачи и т.д. Эстетическое воздействие на учащихся в немалой степени зависит от качества преподавания предмета. А именно: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроки поиск рациональных путей их решения, показать красивые приёмы быстрых вычислений.
Эстетический потенциал математики в практике обучения часто недооценивают. Однако на протяжении веков пути математики и различных видов искусства переплетались. Поэтому исторические сведения предоставляют благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников. Зачастую в кругу цифр и математических знаков мы не замечаем всей красоты и логичности доказательств этой науки. Красоту науки когда-то заметил Н.Е.Жуковский. Он писал: «В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии». Многие ученые, занимавшиеся исследованиями в области математики, были не только математиками, но физиками и химиками, как Ньютон, Паскаль и Эйлер, и даже поэтами. Философом и поэтом является известный математик Омар Хайям. Вот одно из его четверостиший:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Сущность опыта заключается в развитии познавательных способностей, креативной деятельности обучающихся, в формировании эстетического вкуса школьников с помощью использования эстетического потенциала уроков математики, который призван повысить интерес обучающихся к предмету и формировать ценностный потенциал воспитанников, то есть их эмоциональную сферу и творческие способности через восприятие математики как тонкой изящной науки.
Потребность, которая вызвала необходимость обратиться к данному вопросу, обусловлена различным восприятием математики обучающимися и учителем.
Математика
(глазами обучающихся)
точная сложная скучная
при изучении нет места творчеству, изяществу, красоте
прагматическое отношение
(выучить, чтобы сдать экзамены, поступить в ВУЗ и т.д.)
обучающиеся не чувствуют внутрипредметную красоту математики,
силу её эмоционального воздействия
происходит притупление интереса к математике
как к изучаемому предмету и как к науке вообще
Математика
(глазами учителя)
точная
изящная увлекательная
математика – главное звено,
направленное на интеллектуальное развитие обучающихся,
на воспитание нравственно-эстетических ценностей каждого человека,
на формирование логического и аналитического мышления,
пространственного воображения
математику нужно представлять не как систему истин,
которые надо заучивать,
а как систему рассуждений, требующих творческого мышления,
что в свою очередь приводит к развитию личности
необходимо заинтересовать предметом
через видение внутренней красоты математики,
через занимательность и привлекательность задач,
сделать математику более доступной
Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания обучающихся овладеть основами науки, а это возможно лишь при заинтересованности предметом. Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес к предмету, следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику можно представить в виде рассуждений, требующих творческого мышления. В процессе такого обучения появляется интерес, то есть желание учиться, а "где есть желание, найдется путь" (Д. Пойа).
При этом очень важно, что учитель вкладывает в слова: "изложить материал", "преподать его". По-моему, преподавание начинается тогда, когда мы начинаем ощущать, воспринимать предмет сердцем и глазами ученика.
Эстетической привлекательностью математических объектов занимались многие ученые, исследуя красоту математики. В.Г. Болтянский, Г. Биркгоф и другие выводили формулы "математической эстетики". В них красота математического объекта обусловлена взаимодействием его обобщенного образа, созданного нашей психикой, и оригинальности, выделяющей этот объект из множества других.
3.Проблемы эстетического воспитания посредством математики
Прослеживаются
два подхода к раскрытию прекрасного в
процессе обучения: пассивно-созерцательный(И.Г.
Исследуются различные взгляды, имеющиеся в философии и психологии, на понятие красоты, результатом обобщения которых явились три основных ее признака.
1.Порядок
проявляющийся во
2.Простота и тесно связное м нею понятие общности или информативности, предполагающей, по мнению Э.Т.Белла, известную универсальную емкость, охват в «минимальном объеме» максимального количества представлений, которые особенно ярко проявляют свою эстетическую ценность в принципе «сведения сложности к простоте», в «неожиданности», обусловленной контрастом между трудностью проблемы и простой используемых для ее решения средств.
Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся при обучении математике в 5-7 классах