Этнопедагогическое образование учащихся начальных классов в урочное и внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:31, реферат

Краткое описание

Этнопедагогика – это система методологической деятельности, объектом которой является педагогическая действительность, а предметом – этническое воспитание (практика).
Образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры в практике педагогического процесса называется этнокультурным образованием.
При этом в процессе этнокультурного образования школа является одной из составных частей этнокультурного пространства. Этнокультурное пространство – это культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей

Вложенные файлы: 1 файл

Использование этнопедагогического материала на занятиях и вне занятий.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией. Народная педагогика может быть вплетена в новое педагогическое мышление, т. к. содержит много идей, соответствующих задачам социального становления личности.

Социальные основы этнопедагогики отмечаются в исследованиях Г.Н. Волкова. Содержание этнопедагогики включает воспитательный опыт народных масс, их педагогическое воззрение, взгляды, идеи, традиции в области воспитания.

Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых ценностей, новых систем отношений друг к другу.

Чтобы проводить эту работу с учащимися, будущий учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Для выявления знаний и интереса к народным традициям, праздникам, народному искусству был проведен опрос студентов I–IV курсов факультета начальных классов Алматинского педагогического института. Из 400 студентов 50% испытывают потребность в возрождении народных ремесел, народного творчества; 30% хотели бы участвовать в самодеятельности (народный, хоровой, танцевальный коллективы); 20% опрошенных связывают возрождение казахского народа с возрождением казахских праздников.

В связи с таким интересом студентов к данной проблеме уже с первого курса знакомим их с выставками декоративно-прикладного искусства, которые проходят в музее нашего города. Здесь студенты знакомятся с национальной одеждой, предметами быта из дерева, глины, изделиями из рога, кожи, металла, национальными игрушками, амулетами и др.

Самое интересное, что в экспозиции выставки могут быть использованы не только изделия профессиональных мастеров, но и работы детей из художественных школ, Дома детского творчества, общеобразовательных школ. Эта выставка дает мощный толчок творческой энергии наших начинающих учебу студентов.

На втором курсе, когда начинаются такие предметы, как методика трудового обучения и методика изобразительного искусства, основные акценты в программе высшей школы по данным методикам делаем на проблемах будущей работы студентов в сельской начальной школе. С этой целью включаем такие темы, как: древние корни народного искусства; взаимосвязь народной культуры с окружающим миром; новаторские подходы к методике трудового обучения и изо; использование элементов народного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей.

Таким образом, получается интересная комплексная программа уроков изобразительного искусства и художественного труда. На лабораторных занятиях разрабатываем тематический план проведения таких уроков с опорой на программы Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, а также статьи Н.М. Конышевой, 3. Н. Максимовой и других.

С выработкой определенных навыков работы по составлению плана проведения таких уроков у студентов создаются все новые и новые условия для решения творческих задач в каждом новом задании. Нам приходилось наблюдать, как группа студентов превращалась как бы в учителей-новаторов, создавая свои конспекты уроков и разрабатывая соответствующие изделия. В изделиях, сделанных руками студентов, легко обнаруживалось влияние народного искусства: эго проявлялось в сходстве композиции, цветовом решении узоров. При изучении со студентами народного искусства очень важно использовать альбомы, выпущенный в слайдах, использовать народную музыку, рисунки художников и др.

Далее в процессе педпрактики студенты третьего курса проводят внеклассное мероприятие с использованием средств народной педагогики: КВН по сказкам «Кокпар», «Бэйге», «Жети жумбак», в которых учащиеся с удовольствием принимают участие.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аймауытов Ж. Психология, Алматы. Рауан, 1995
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. –400 с.
  3. Бодолев. А.А. Введение в этнопсихологию. Москва. 1993.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. –255 с.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. –328 с.
  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974
  7. Гашимов А.Ш. Некоторые вопросы азербайджанской народной педагогики. Баку. 1975.
  8. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. – 1985. – №11. - С. 21–24.
  9. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих специалистов дошкольного образования: Дис… канд. пед. наук. – Барнаул: БГПУ, 2000. –183 с.
  10. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса // Психолого-педагогические проблемы современного образования // Сборник научных статей. – Барнаул: БГПУ, 2001. – С. 128–133.
  11. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С. 185–193.
  12. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
  13. Ерзакович Б. Музыкальное наследие казахского народа. Алматы. Онер. 1979
  14. Жарыкбаев К. Калиев С. Национальные аспекты обучения и воспитания. Алматы. 1990.
  15. Жумабаев М. Педагогика. Алматы. Рауан. 1993.
  16. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991. – №9.-С. 16–22.
  17. Измайлов А. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов средней Азии и Казахстане, педагогика. 1991.
  18. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976. –127 с.
  19. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1972. –143 с.
  20. Киселева Э. Этнопедагогическое образование учащихся начальных классов в урочное и внеурочное время. // Озгерис-Перемена. А., 2004
  21. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание. – 1983. – №5. - С. 34–35.
  22. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание. – 1991. – №11. - С. 16–17.
  23. Стефаненко Л.С. Этнопсихология. Москва. 2000.

Размещено на Allbest.ru

 


 



Информация о работе Этнопедагогическое образование учащихся начальных классов в урочное и внеурочное время