Ян Амос Каменский: жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендации. Так зародилась народная педагогика, включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявившиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, yстной народной речи.
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Биография и основные идеи Я.А. Коменского………….….6
I.1.Жизнь и творчество Я.А. Коменского……………………………...6
I.2.Обоснование «универсального искусства всех всему учить» в «Великой дидактике» Я.А. Коменского……………………………………..11
I.3.Разработка вопросов дошкольного воспитания в «Материнской школе» Я.А.Коменского………………………………………………………17
ГлаваII. Педагогика как наука и развитие идей Я.А. Коменского на современном этапе развития образования. …………………………………….
II.1.Современная педагогика как наука…………………………………..
II.2.Развитие идей Я.А.Коменского современной дидактикой и теорией воспитания……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

ФилимоноваКоменский.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Далее Коменский говорит о том, что беременная женщина должна строго воздерживаться от всяких волнений, «чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и прочему». На рождение здорового ребенка, пишет Коменский, влияют и внешние действия матери. Женщина не должна ослаблять себя излишним сном, валяясь в постели, «вялостью и бездельем», занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, «ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка»[9].

         Большое внимание в книге Коменского  уделено детскому питанию, вскармливанию  ребенка. Он предлагает обратить  особое внимание на то, чтобы  мать вскармливала своего младенца  сама, своим грудным молоком, «сама была его кормилицей» и подвергает порицанию тех матерей, которые «поручают это делать чужим женщинам». Он сожалеет, «что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц (если только не вымывается это каким-нибудь неизбежным случаем или слабостью матери), прежде всего, противно… природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважении и достойно сильнейшего порицания»[9].Позже постепенно, вместе с молоком матери, ребенка можно приучать к другой пище, такой, которая ему более близка и естественна. Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой.

В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог ещё в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что пред- дошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти - шестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей[7].

Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: « Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется»[7]. Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения, ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать о поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Много внимания он уделял воспитанию у них любви и привычки к труду, который должен быть посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семенного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка прежде всего увещанием и порицанием, прибегая к наказаниям лишь в самых крайних случаях.

В области умственного воспитания Коменский ставил перед материнской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни  ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т.д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии- место, где он родился и живет ( деревню, город, крепость или замок); а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима) Таким образом, Коменский имел в виду дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения их.

В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах.

Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей «знать», но и «действовать и говорить»[7]. Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок.

Очень ценны указания Коменского по развитию речи у детей. Он советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.

Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке материнская школа должна положить начало развитию их мышления, которое, по словам Коменского, «проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки». Он считал необходимым приучать детей правильно ставить вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывать о луке»[7].

Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.

Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

«Материнская школа» Я.А. Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя.

 

 

 

Список первоисточников и их аннотация

1.   Коменский Я.А. К 63  Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1982.-656 с.-(Пед. б-ка).

В первый том вошла «Автобиография» Я.А. Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения

2.   Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. К. 63

Педагогическое наследие/ сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский.-М.: Педагогика, 1989- 416 с.-(Б-ка учителя)

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования обучения и воспитания подрастающего поколения. В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений и нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-ов/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб.-М.: Просвещение, 1982.- 447 с., ил.

В учебнике в соответствии с программой курса истории педагогики для студентов педагогических институтов последовательно раскрыты основные этапы развития школы и педагогической мысли. Особое место занимает раздел о советской школе и педагогике. Настоящее пятое издание переработано с требованиями развивающейся педагогической науки.

4. Латышина  Д.И. История педагогики/ История образования и педагогической мысли/: Учеб. Пособие.-М.: Гардарики, 2003.-603с.

Излагаются содержание и особенности воспитания и образования в зарубежных странах и в России. Освещается просветительская  деятельность выдающихся зарубежных и отечественных педагогов. Впервые в отечественной учебной литературе показано влияние быта и обычаев народа на воспитание детей. Сравнительный анализ педагогических теорий и практики учебных заведений различных типов дает возможность работающим и будущим учителям выявить то ценное в них, что может быть использовано в настоящее время.

5.   Лордкипанидзе Д.О. Л 78  Ян Амос Коменский. Изд. 2-е  [Науч.  ред.  А.И. Пискунов ]. М., «Педагогика», 1970.

В монографии освещены жизнь и творчество великого чешского мыслителя и педагога Яна Амоса Коменского. Книга предназначена для научных работников, аспирантов и студентов педвузов. Она также поможет учителям и другим работникам просвещения в повышении их педагогической культуры.

6.   Я.А. Коменский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с. – (Антология гуманной педагогики).

В этом томе «Антологии гуманной педагогики» читатель познакомится с великим Учителем, проповедником, философом – Яном Амосом Коменским. На страницах книги вы встретите мыслителя, предпринявшего попытку способствовать духовному возрождению молодого поколения. Размышления первого читателя – Народного учителя СССР В.А. Караковского помогут увидеть сегодняшнего Коменского, ощутить бессмертие его идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список и характеристика Интернет-ресурсов

  1.               http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm- на сайте представлена  книга, а именно пособие по педагогике для сдачи экзамена под руководством М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко.

 

  1. http://www.gala-d.ru/parts/1082-parts.html- сайт с большим объем информации по истории педагогики - с древних времен до наших дней. Сайт предназначен для абитуриентов, студентов и всех, кто желает расширить свой кругозор.

 

  1. http://www.k-istine.ru/morals/up-bringing/up-bringing_pidruchnai.htm- статья старшего воспитателя МДОУ д/с № 24 "Березка", г. Долгопрудный, Светланы Пидручной. Статья размещена на миссионерско - апологетическом проекте «К Истине».

 


Информация о работе Ян Амос Каменский: жизнь и творчество