Вычитка и редактирование учебного издания для младшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний и умений по вычитке и редактированию печатных изданий. В курсовой работе главная задача заключается в том, чтобы выяснить как на данный период времени, сейчас в наше время печатаются книжные издания, все ли правила, ГОСТы и ОСТы соблюдены в оформлении или же издание печатали не профессионалы своего дела, не обращая внимания ни на какие правила. Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна, ведь периодически мы сталкиваемся с тем, что открывая какую-либо книгу невооруженным глазом видны все недочеты и неправильные оформления.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по корректуре.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)
    1. Рядовой заголовок в разрез текста без отбивок или только с верхней отбивкой

Применяется в изданиях с очень сложной многоступенной рубрикацией и большим числом мелких заголовков, когда к изданию  предъявляются требования особой компактности (справочные издания). Цель — сократить число ступеней заголовков, различающихся только шрифтовым оформлением, а также уменьшить потери площади из-за пробелов. Само положение заголовка без отбивки позволяет оформить его так же, как заголовок предшествующей ступени, не уменьшая кегля и не меняя начертания шрифта.

    1. Заголовок с абзацного отступа без отбивок или только с верхней отбивкой

Так расположенный заголовок, в отличие от рядового заголовка  в разрез текста без отбивок или  только с верхней отбивкой, может рассматриваться как заголовок нижестоящей ступени, поскольку он более близок к заголовку в подбор к тексту, чем такой же заголовок, расположенный в красную строку или от края набора. 

    1. Заголовок с абзацного отступа в подбор с последующим текстом

Такой вид рубрики (начинает 1-й абзац рубрицированной части текста и отделяется от последующего текста точкой и междусловным пробелом) применяется в изданиях с большим числом мелких рубрик (до нескольких на страницу) или с очень сложной многоступенной рубрикацией (8 ступеней и более) – справочниках, инструктивно–нормативных изданиях и т. п. Цель – увеличить емкость печатного листа, сократить число ступеней заголовков, различающихся только шрифтовым оформлением.

    1. Форточка

Такой заголовок — врезку, с оборкой основным текстом, применяют главным образом в изданиях учебного назначения, требующих от читателя осмысления и запоминания большого фактического материала, со сложными взаимосвязями. 

    1. Фонарик, или маргиналия

Такой заголовок — расположенный на поле страницы — применяется в справочных изданиях с большим числом мелких иллюстраций на поле; в учебных изданиях с мелкими заголовками — тезисами, сжато раскрывающими содержание подразделов. Цель — резко отделить заголовки от текста для упрощения поиска справочных сведений; использовать поле, отведенное под иллюстрации, не полностью занимающие его; не разрывать заголовками изложение. 

    1. Скрытый в тексте заголовок

Это внутритекстовое  выделение. Как заголовок его  используют:

 а) в изданиях  с очень большим числом ступеней  рубрикации (10 и более);

 б) в изданиях  с форточками, требующими введения  подчиненных заголовков;

 в) в изданиях  с мелкими подпараграфами.

Цель — компенсировать нехватку оформительских средств для того, чтобы лучше различать заголовки разных ступеней, использовать единственную возможность выразить подчиненность заголовков форточкам.

В анализируемом издании используется четыре ступени соподчиненности заголовков. Система нумерации рубрики первой ступени — сквозная. Заголовок первого уровня является родо–нумерационным заголовком. Он расположен с выключкой влево и оформлен с подчеркивающей линией, что выделяет его по сравнению с другими рубриками. Заголовок является шапкой. Данный вид заголовка относится к заголовкам,  прерывающим текст. Рубрика набрана курсивным начертанием, той же гарнитурой и тем же кеглем, что и основной текст (Quant Antiqua). Нумерационная часть заголовка набрана повышенным кеглем, полужирным начертанием и выделена красным цветом, для того, чтобы читателям младшего возраста номер урока бросался в глаза,  и было легче ориентироваться в книге. Также на некоторых страницах букваря  встречаются заголовки первого уровня, оформленные по-разному. В издании встречаются разные виды текстов ( см. прил. № 1).стр.102 Заголовок второго уровня является тематическим. Он оповещает читателя о чем будет идти речь в данном разделе. Рубрика второго уровня также относится к виду заголовков, прерывающих текст — рубрика в разрез текста и с отбивками от него. Данная рубрика оформлена курсивным начертанием и кеглем на 2 пункта меньше основного текста. Но по правилам оформления Букваря, выделения в тексте курсивным начертанием  нежелательны. Все выделения в тексте должны набираться полужирным шрифтом. Заголовки второго уровня помещены также с выключкой к внутреннему полю и оформлены на цветной плашке, что очень здорово выделяет заголовок от основного текста, особенно в изданиях для учеников младшего возраста. Заголовок третьего уровня выражен лучше всех остальных. Он набран той же гарнитурой, что и основной текст, полужирным начертанием, благодаря чему хорошо выделяется на фоне всех остальных, и набран данный заголовок с выключкой посередине. Рубрика третьего уровня является тематической. Она содержит названия рассказов и стихов. На страницах букваря также присутствует четвертый уровень заголовка (см. прил. № 2).стр.113 Заголовок четвертого уровня является немым заголовком. Оформлен в виде трех звездочек над стихотворением. Данный вид заголовка не вынесен в содержании, так как по правилам оформления, самые мелкие заголовки разрешается не выносить. По правилам оформления Букваря заголовки должны набираться с прописной буквы в начале и с точкой в конце. Все рубрики данного издания набраны с прописной буквы, как и должно было быть, но ни в одном заголовке не проставлены точки — это нарушение оформления для первой части Букваря! Но так как анализируемое издание является третьей частью Букваря, то точки в конце рубрик проставлять не надо.

ПРИО выделений

 

По назначению и роли в издании условно различают несколько видов выделений:

  1. Внутритекстовая рубрика — это слова и словосочетания в тексте, определяющие тему его смыслового фрагмента. Упрощают чтение, помогают схватить главное, при беглом просмотре издания.
  2. Логические усиления — автор привносит в текст дополнительный смысл, акцентируя определенные слова или словосочетания.
  3. Мнемически–справочные выделения — это термины, имена, названия, правила, важнейшие положения, законы. Такие выделения активизируют процесс запоминания важных элементов текста и служат ориентиром, когда требуется навести справку.
  4. Структурные выделения — помогают делить текст и лучше ориентироваться  внем. Различают несколько видов структурных выделений:
    1. Выделения документально-вспомогательного, иллюстративного, дополнительного текста. Это внесенные в основной текст документы: записки, письма, приказы, распоряжения, а также примеры, задачи, упражнения.
    2. Выделение элементов в библиографической записи. Фамилию авторов выделяют курсивом, а название произведения — полужирным начертанием.
    3. Выделение букв, слогов, частей слов, иллюстративного материала в языковедческих и литературоведческих текстах с целью показать в структуре слова те ее части, которые автор рассматривает и характеризует, а также отделить иллюстративный текст от теоретического или методического.
    4. Выделение заголовков, вспомогательно-иллюстративных текстов: примеров, задач, внутритекстовых примечаний, заголовков таблиц.
    5. Выделения типовых элементов заголовков в сочетании с тематической частью, чтобы отделить поисковую часть заголовка от содержательной.
    6. Выделение символов, например, прописных и строчных букв латинского алфавита, чтобы упростить чтение, не дать символам слиться с остальным текстом.
    7. Выделение цифровых номеров–позиций иллюстраций, являющихся условными обозначениями детали изображения или букв, обозначающих часть иллюстрации. Их выделяют для того, чтобы они не были приняты за букву основного текста.

Способы оформления выделений в тексте

Существует два способа  оформления выделений в тексте:

    1. Шрифтовые выделения
      1. Изменение гарнитуры шрифта. Прием подходит для структурных выделений большого объема.
      2. Изменение начертания шрифта. Прием используется главным образом для выделения отдельных слов и словосочетаний, реже фраз.
      3. Изменение размера шрифта. Набор шрифтом меньшего кегля набирается для выделения вспомогательно- второстепенного  текста, причем при большом объеме такого набора увеличивают интерлиньяж на 2 пункта. Набор пониженным кеглем применяют ограниченно (ОСТ 29.124–94) и (ОСТ 29. 127–2002); набор шрифтом увеличенного кегля применяется для выделений правил, знаков, главных положений.
    2. Не шрифтовые выделения
      1. Увеличение межбуквенного расстояния (разрядка). Прием подходит для скрытых в тексте заголовков, логических усилений, мнемически–справочных и структурных выделений, отдельных слов и словосочетаний
      2. Втяжки одно- и двухсторонние. Используют для структурных выделений небольшого объема (примечаний).
      3. Подчеркивающие линейки. Их используют вместо шрифтовых выделений.
      4. Вертикальные отчеркивающие линейки. Применяют в сочетании с втяжкой для структурных выделений большого объема.
      5. Обрамляющие линейки. Заключают правила, законы, важнейшие положений.
      6. Изменение интерлиньяжа. Используют для структурных выделений большого объема.
      7. Отбивки, пробелы. Дополнительное средство выделения.
      8. Печать другим цветом или на цветном фоне. В изданиях для детей при печати выделений цветными красками набирают их шрифтом, кегль которого на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, и не разрешают печатать их на цветном, сером фоне многокрасочных иллюстрациях.

 

В анализируемом издании, присутствуют такие виды выделений как:

  • Мнемически-справочные выделения
  • логическое усиление
  • структурные выделения

Мнемически-справчонным  выделением оформлены авторы рассказов, присутствующих в издании. Фамилия и инициалы авторов набраны курсивным начертанием с выключкой в правый край (см. прил. № 3).стр.9 Оформление данных выделений по всему изданию единообразное. Такие выделения активизируют процесс запоминания важных элементов текста и служат ориентиром, когда требуется навести справку.

К логическому усилению относятся слова в тексте, на которые автор делает акцент ( см. прил. № 4).стр.14 Данный вид выделения слов относится к шрифтовому выделению. Слова оформлены прописными буквами, что выделяет их на фоне всего основного текста. Также к данному виду выделения относятся авторские слова, набранные курсивом.(см. прил. № 5) стр.54 . Также к логическому усилению относятся буквы алфавита в стихотворении, оформленные шрифтовым выделением, жирным начертанием (см. прил. № 6).стр.8,12,13  Данный вид выделения применяется для того чтобы юный читатель смог лучше запомнить их.

К структурным делениям в тексте относятся заголовки первого, второго и третьего уровня. В заголовке первого уровня элемент структурного выделения присутствует в нумерационной его части. Порядковое число в заголовке первого уровня выделено красным цветом и набрано на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста. Данное выделение относится к нешрифтовым выделениям. Заголовки второго уровня выделены  шрифтовым выделением курсивным начертанием. И также в оформлении заголовка второго уровня присутствует нешрифтовое оформление — заголовок оформлен на цветной плашке. Заголовки третьего уровня оформлены шрифтовым выделением, изменено начертание шрифта — заголовки набраны полужирным начертанием. Также в издании присутствуют дополнительные тексты, которые тоже оформлены структурным, шрифтовым выделением — полужирным начертанием (см. прил. № 7).стр.8 Еще в издании присутствуют дополнительные тексты: задания и пословицы, оформленные на цветных плашках разного цвета(см. прил. № 8). Стр. 4,10,11,76,84,88 Это хорошее оформление для издания, рассчитанного на детей 6-7 лет. Применяется данное оформление для того чтобы дети обращали внимание на главные элементы среди основного сплошного текста. Также в издании присутствуют условные знаки. Они тоже выделяют некоторые фрагменты текста, на которые необходимо обратить внимание. Все условные обозначения представлены в начале издания ( см. прил. №9).стр3

ПРИО перечней

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут есть выбор: можно ограничиться использованием абзацного отступа или же заменить его на цифру, букву или тире.

Перечни бывают:

  • простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста;
  • составные, включающие 2 и более уровней.

От глубины членения зависит выбор символов, которые  будут предварять каждый элемент  списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей).Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка.

Пунктуационное оформление перечней:

    1. После римских и арабских без скобок цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы.
    2. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.
    3. Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми. Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой.
    4. Если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой.
    5. Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение или несколько предложений. В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение.
    6. Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой.
    7. При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже.
    8. Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие.

Информация о работе Вычитка и редактирование учебного издания для младшей школы