Журнал,его типологические характеристики и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Проанализировать типологические характеристики и особенности журнала. Задачи:
1.выявить особенности журнала
2.проследить, как развивалась журнальная периодика в России
3. обозначить типологию
4. определить состояние журнальной периодики на современном этапе
5.сделать выводы о проделанной работе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛА 4
1.1 Понятие «журнал» и историческое возникновение журнала 4
1.2 Развитие журнальной периодики в России 5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛОВ 10
2.1 Типология журнальной периодики 10
2.2 Концепция периодического издания
и факторы, ее определяющие 15
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3. ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 21
3.1 Что мы имеем на сегодняшний день 21
3.2Анализ периодического издания на примере журнала ESQUIRE 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

журналистика.docx

— 62.03 Кб (Скачать файл)

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛОВ

 

2.1 Типология журнальной  периодики

 «Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией». Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 259 с.

Проблемы типологии журналов занимали ученых и практических работников с давних пор. Разработка типологии  журналов привлекла внимание исследователей, работающих в журналистике, литературоведении, книговедении, библиографии. В современных  исследованиях по проблемам типологии  журналов предлагаются различные группировки, позволяющие сделать вывод, что  все они в основном построены  на принципах отраслевой и функциональной дифференциации. Так почему же типология, по мнению абсолютного большинства  экспертов, имеет такое колоссальное значение для СМИ?

Во-первых, это существенно  облегчает жизнь читателю, на которого ежедневно обрушивается огромный поток  подчас совершенно ненужной информации. Он получает возможность среди информационного  хаоса гораздо быстрее найти  именно то, что ему нужно, что в  свою очередь немало экономит время. Во-вторых, разделение на типы позволяет  издательствам концентрироваться на какой-либо конкретной тематике, а, следовательно, давать более качественный материал, более подробный и с большим количеством комментариев.

Но в таком случае, издательство теряет часть аудитории. Ведь человек, увлекающийся, например, кулинарией едва ли купит авто-журнал. Изменение  в угоду читателю и рынку, совершенствование  формы периодики, ее многопрофильность - все это стало отправной точкой в появлении российских издательских конгломератов, т.е. организаций, которые  функционируют в более чем  одной отрасли. К их числу следует  отнести газетно-журнальные издательские дома, как, например, «Коммерсант», которые  стараются охватить свою читательскую аудиторию всеми основными типами изданий. Читателю в этом случае уже  не понадобятся другие газеты и журналы, так как все его запросы  и потребности в информации учитываются  многосторонне.

Как правило, специфика создания издательских корпораций такова - вокруг центрального издания  создаются  различные приложения, новые газеты и журналы. Это позволяет решать множество задач. Например, в изданиях деловой направленности спектр деятельности расширяется от издательской до создания консалтинговых служб, банков. Фактически всю экономико-правовую информацию потребитель получает. На местном рынке СМИ поддерживается «торговая марка» центрального издания. И как результат - сохранение или увеличение тиража того или иного СМИ, что ведет к росту доходов всего издательского дома.

«Тщательно разработанные  типологические параметры обеспечивают выживаемость на рынке СМИ». Система  средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 259 с. 

Но журнальная периодика  разделяется на типы не только на основе тематической насыщенности.

«Типология, вообще говоря, это классификация предметов  или явлений по общности каких-либо признаков». Основы журналистики: Учебник  для вузов / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004.- 287 с. 15ВН 5-7567-0158-3 Так какие же признаки помогут нам определить принадлежность того или иного издания к определенному типу?

«Типология периодических  изданий находится пока еще в  стадии разработки и поэтому не имеет  четкой трактовки. Однако анализ немногочисленных работ, посвященных данной проблеме, создает подходы к ее решению». Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

Основными типообразующими  признаками СМИ в учебном пособии «Система средств массовой информации России» названы: характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 259 с.

По характеру  аудитории выделяются следующие основные типы изданий:

- международные;

- общероссийские;

- межрегиональные;

- территориальные (областные,  краевые, городские, районные);

- этнических общностей;

- профессиональных групп;

- возрастных групп;

- для женщин и мужчин;

- для верующих.

По предметно-тематической направленности:

- универсальные;

- специализированные.

По целевому назначению:

- художественные;

- публицистические;

- развлекательные;

- научные;

- рекламные;

- информационные.

С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики:

- по региону распространения  (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);

- по учредителю (государственная  и негосударственная пресса);

- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

- по издательским характеристикам  (периодичность, тираж, формат, объем);

- по легитимности (с точки  зрения наличия разрешения на  издательскую деятельность);

- по содержательному наполнению (качественная и массовая). Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004.- 287 с. 15ВН 5-7567-0158-3

Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.

Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:

- «для всех не обо  всем» (тематическая);

- «не для всех не  обо всем» (ограничение аудитории  и тематики - профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).

 

 

 

2.2 Концепция периодического  издания

и факторы, ее определяющие

Периодическим называется издание, выходящее через определен-

ные промежутки времени постоянным для каждого года числом номеров 

(выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформлен-

ными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими

одинаковые заглавия.

Цель издания - оперативно, через установленные

промежутки времени распространять информацию, адресованную

читателю. При этом каждый последующий выпуск издания может 

рассматриваться как продолжение  предыдущих, с которыми он связан

тематически, содержательно  и по форме.

Принцип периодичности  определяет особенности этих изданий:

1) информация, содержащаяся  в каждом отдельном номере, является  только частью большого непрерывного  потока информации;

2) периодическим изданиям  свойственны преимущественно «малые»  журнальные жанры публикаций;

3) они представляют собой  сборник произведений разных  жанров и тематики: в один номер  могут быть собраны информационные  сообщения  и аналитические  обзоры, анекдоты и интервью, очерки  и репортажи, научные статьи  и рецензии;

4) материальная конструкция  и художественное оформление  перио-дического издания заметно  отличается от книжного.

В сумме эти различия делают данный вид изданий достаточно специфичным, поэтому для их рассмотрения требуется особый подход.  ГОСТ 7.60-90 содержит перечень следующих видов периодических изданий: газета, журнал, бюллетень, календарь, реферативный сборник, экспресс-информация. Но наиболее распространены два: газеты и журналы. Между собой они различаются, прежде всего, по конструкции: газета, по сути представляет собой сложенный в несколько раз печатный лист, поэтому она не имеет ни обложки, ни крепления. Журнал - это всегда брошюра, и у него, соответственно, имеется обложка. Остальные различия логически вытекают из разницы в конструкции: для журнала 48 страниц - объем небольшой, большинство журналов содержат более 100 страниц, а вот газета толщиной в 32 полосы уже называется «толстушкой». У журнала формат редко превышает А4 (210 х 297мм), а для газеты такой формат является минимальным. В пестром потоке современных СМИ можно встретить газеты малого формата, газеты, содержащие 64 и более полос, газеты скрепленные скобой внакидку, бывают и журналы объемом в 32 и менее полос - но эти исключения все же не меняют общей традиции. Кроме конструктивных, есть и более существенные различия: газеты выходят раз в неделю или даже два-три раза, а журналы, как правило, раз в месяц или в квартал. Материалы в журналах больше по объему, глубже по содержанию, здесь ведущим жанром является не информативный, а аналитический, в толстых художественных журналах публикуются крупные литературные произведения.

Наиболее заметны различия в верстке: газетный материал располагается  в пределах одной полосы, реже  разворота, в большинстве случаев  на одной полосе размещается несколько  статей и фотографий. В журнале  одна статья разверстывается на несколько  разворотов, что позволяет свободнее  работать с объемами (ведь в журнале  количество полос не фиксировано) и  более разнообразно работать с иллюстрациями.

Рынок периодических изданий  чрезвычайно широк и разнообразен, к числу периодических относятся  как толстые научные или литературные журналы, так и газеты рекламных  объявлений, «глянцевые» журналы  и корпоративные газеты. Разделение периодических изданий на различные  виды определяется теми же факторами, что и у книжных изданий: характер информации, читательский адрес, целевое  назначение, экономика, организационно-технические  условия. Но, кроме того, добавляются  еще несколько, обусловленных самой  природой СМИ: периодичность, регион распространения, юридический статус. Концепция издания - это модель, замысел, необходимый для подготовки издания к печати, который определяет состав, содержание и оформление номера, процесс его подготовки и состав исполнителей.

В концепции отражается основная точка зрения издателя (редактора) на издание - его состав, содержание и  форму всех элементов, редакционно-технические, экономико-юридические и полиграфические  средства исполнения. Основополагающие принципы (юридический статус, цель издания и его тематика) закладываются  в Уставе организации, осуществляющей выпуск. Целевое назначение изданий  определяется лицами или организациями, осуществляющими его выпуск. Издание  может выпускаться для извлечения непосредственной прибыли, с политическими  или благотворительными, научными или  учебными, и многими другими целями. Именно цель является главным отличительным  критерием между рекламной газетой, научным журналом, предвыборной агитационной газетой, детским журналом. Организация, осуществляющая выпуск издания, может  быть политической партией, коммерческой фирмой, государственным органом, религиозной  конфессией - ясно, что само издание  является только средством достижения тех целей, которые ставит перед  собой эта организация либо частное  лицо. Юридический статус указывается  в выходных данных издания. Характер информации определяется тематикой  издания и читательским адресом. По характеру информации различают  общественно-политические, производственно-технические, научные, популярные, научно-популярные, литературно-художественные и реферативные издания. Так, литературно-художественный журнал содержит художественные произведения, литературную критику, а также мемуары, публицистику и многое другое, адресованное широкому кругу читателей. Научный  журнал содержит научные статьи и  доклады.

Читательский адрес —  это группа потенциальных читателей, имеющих определенные интересы, вкусы  и уровень подготовки. Эти группы различаются по профессии, роду деятельности читателя, зависят от его возраста, пола, общей культуры, эрудиции, социального  положения, места проживания и многих других факторов. Так, содержание женского журнала, ориентированного преимущественно  на домохозяек, заметно отличается от журналов, адресованных «деловым», работающим женщинам. В каждом периодическом  издании должно быть то, что маркетологи  называют «уникальным деловым предложением»: информация, необходимая какой-либо группе читателей, которую они не смогут получить из Других источников.

В зависимости от адреса журналы и газеты делят на две  группы: «массовые», адресованные массовому  читателю, или «специальные» - для  читателей, являющихся специалистами  по профилю издания. Далее, две этих группы делятся до бесконечности  на более узкие сегменты. Разумеется, один конкретный читатель может входить  в несколько читательских групп одновременно.

 Специальные газеты и журналы: научные, технические, производственные, профессиональные, ведомственные (корпоративные), конфессиональные и др. К массовым нужно отнести научно-популярные, популярные, общественно-политические, литературно-художественные, рекламные, а также женские, мужские и детские издания.

Общественно-политические издания  публикуют и актуальные материалы  соответствующей тематики. Они могут  включать сатирические и юмористические произведения, а также информацию отраслевого и научно-популярного  характера, они обладают широкой  целевой направленностью и рассчитаны на разнообразного массового читателя.

В литературно-художественных газетах и журналах основное место  занимают произведения художественной литературы, а также  критические  и публицистические материалы, имеющие  целью эстетическое и идеологическое воздействие на читателя. Концепция издания включает и финансовую составляющую качество издания во многом определяется бюджетом издания (соотношением доходов и расходов). Сорт бумаги и вид печати, тщательность верстки, информативная насыщенность и литературные достоинства текстов непосредственно зависят от уровня финансирования, а финансирование - от уровня доходов, которое, в свою очередь, определяется популярностью, спросом на издание.

Некоторая часть изданий (корпоративные медиа издания  политических партий, благотворительные) издаются на средства учредителей и  спонсоров полостью или частично. В этом случае редактор может пренебречь рекламой и развлекательными материалами, не стремиться к популярности, внешний  вид, содержание и качество печати будут  определяться размером дотации.

Информация о работе Журнал,его типологические характеристики и особенности