Авторитарный режим как средство преодоления кризиса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

После развала Советского Союза страна стремительными темпами пошла по пути демократического развития, но будучи обременённой множеством внутренних проблем, доставшихся в наследство от советской эпохи, превратилось в недееспособное государство, удержаться которому на политическом олимпе помогла лишь бледная тень советской военной машины. После многочисленных кризисов экономической, политической и социальных сфер стало ясно, что российский путь к западной демократии будет также причудлив и нестабилен как и другие попытки усвоения заграничных идей на отечественный лад. С приходом к власти В.В.Путина ситуация поменялась коренным образом.

Содержание

Введение3
1. Сущность авторитаризма.4
2. Авторитаризм в истории России. 6
3. Авторитарный режим как средство преодоления кризиса в России. 9
Заключение17
Список использованной литературы18

Вложенные файлы: 1 файл

0325843_1D724_sushnost_avtoritarnogo_rezhima_v_rossii.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение3

1. Сущность авторитаризма.4

2. Авторитаризм в истории  России. 6

3. Авторитарный режим  как средство преодоления кризиса  в России. 9

Заключение17

Список использованной литературы18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель работы – характеристика авторитарного режима в России.

Актуальность данной темы вызвана противоречивостью политической системы России начала двадцать первого  века.

После развала Советского Союза страна стремительными темпами пошла по пути демократического развития, но будучи обременённой множеством внутренних проблем, доставшихся в наследство от советской эпохи, превратилось в недееспособное государство, удержаться которому на политическом олимпе помогла лишь бледная тень советской военной машины. После многочисленных кризисов  экономической, политической и социальных сфер стало ясно, что российский путь к западной демократии будет также причудлив и нестабилен как и другие попытки усвоения заграничных идей на отечественный лад. С приходом к власти В.В.Путина ситуация поменялась коренным образом. Завершились победой федеральных сил война на Кавказе, политическая обстановка стала стабильной, показатели экономики резко пошли вверх, международный авторитет России ощутимо возрос. Однако, фундаментом для всех этих достижений послужила урезанная форма демократической модели и по мере укрепления политического имиджа правящей элиты, теряющей свои основополагающие принципы, постепенно приобретая формы авторитаризма. Страны в лице США, Великобритании, Германии и Франции неоднократно заявляли, что демократия в России сложена из формальных слов авторитарного правительства, и создает определенные угрозы для мирного сосуществования государств.  И потому перед Россией стоит исторический выбор, отринуть ли авторитарную модель и принять демократию в полном объеме, или продолжать идти по пути жесткого государственного контроля, и как показал опыт Китая, способного быть весьма продуктивным.

 

 

 

1. Сущность авторитаризма.

Авторитаризм обычно рассматривается  как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если принять во внимание то, какие черты от тоталитаризма, а какие от демократии можно обнаружить в нем.

Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того, чтобы сохранить  неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие  структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, несмотря на отсутствие поддержки со стороны народа, автократии могут существовать длительное время и достаточно успешно. Они способны эффективно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность. Примером подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут быть авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Указанные черты авторитаризма  свидетельствуют об известном сходстве его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

Одна из современных типологий  авторитарных режимов принадлежит  немецкому политологу Д. Берг-Шлоссеру. Он выделяет следующие разновидности авторитаризма.

Традиционные абсолютистские монархии - режимы, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т. д.

Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают  в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).

Гегемонистский авторитаризм новой олигархии создавался как  режим, выражавший интересы компрадорской  буржуазии, т.е. той части буржуазии  экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972 - 1985), в Тунисе, Камеруне и т.д. Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются «военные режимы». Они бывают трех видов:

а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);

б) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);

в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г. А. Насере, в Перу при X. Пероне, и т. д. Следует выделить в качестве еще  одной разновидности авторитаризма  теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.

 

2. Авторитаризм в истории России.

Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга - досоветскому, советскому и постсоветскому - соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось, прежде всего, в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления  Ивана III до 1917 года, была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.

Особой разновидностью диктаторского  политического режима является диктатура пролетариата, установленная после Октябрьской революции 1917 года. Диктатура пролетариата по определению В. И. Ленина означала, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. В составе правительства за весь советский период рабочих было мало, а в Коммунистической партии их было значительно меньше половины. Государство, возглавленное профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной влаги, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности. Вместе с тем политический режим в СССР, для которого больше подходит название «диктатура номенклатуры», стремился реагировать на социально-экономические потребности населения, удовлетворять их. При наличии ресурсов, которые формировались в основном за счет продажи нефти, газа, вооружений, это удавалось делать, однако по мере их сокращения возможности режима также ограничивались. На сдельных этапах тоталитарный режим приобретал черты авторитарности, как это было при Н. С. Хрущеве.

Отмена конституционных  гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 году была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.

Однако по характеру государственная  власть мало изменилась, по существу она  осталась авторитарной. Это - естественное следствие незрелости гражданского общества в России. Авторитарные начала обнаруживаются сегодня в значительной концентрации власти в руках главы  государства - президента. Авторитарный режим способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать  на возникающие проблемы. Данная тенденция  особенно характерна для стран, переходящих  с рынку. Однако авторитарный режим  в России имеет и существенные недостатки. Прежде всего, концентрация власти в руках президента в таких объемах, которые превышают полномочия президентов Франции и США вместе взятых, делают общество весьма зависимым от его субъективной воли.

Слабая степень разделения политических ролей и функций  говорит о неразвитости политического  механизма в целом. Чем выше степень  дифференциации и специализации  функций политических институтов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потребности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной России, обладает высокой степенью инерционности, субъективизма.

Это обстоятельство обусловливает  и недостаточно высокую эффективность  режима. Прежде всего, имеется в виду его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности. Недостаточная, а в некоторых случаях и просто низкая эффективность режима постоянно ставит перед ним вопрос о его легитимности, необходимости ее поддержания.

В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют возможности постоянно действенного контроля за их деятельностью, как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создает возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила своего формирования. Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.

Эволюция политического  режима в направлении его демократизации связана с более рациональным разделением функций и полномочий между различными ветвями власти, что позволит защитить общество от субъективизма политических лидеров, элит.

 

3. Авторитарный режим как средство преодоления кризиса в России.

Когда в 1985 г. был объявлен курс на перестройку, мало кто мог  предположить, к чему эта самая  перестройка приведёт. И когда  россияне с радостью приняли новый  курс на рыночную экономику как непременное  условие демократического общества, о последствиях тоже задумывались мало. Население России всегда отличалось доверчивостью: кто громче вещает –  значит тот и прав, а уж если «сверху» сказали «белое» – все дружным  хором повторяют: «белое». Тех же, кто пытается призывать к голосу разума всегда не любили и место  таких всегда было где-нибудь подальше. На Колыме, к примеру. Всем хорошо известно, к чему привели реформы: никому не надо повторять лишний раз о том, что большая часть населения  современной России осталась за чертой бедности.

Информация о работе Авторитарный режим как средство преодоления кризиса в России