Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:24, контрольная работа
После развала Советского Союза страна стремительными темпами пошла по пути демократического развития, но будучи обременённой множеством внутренних проблем, доставшихся в наследство от советской эпохи, превратилось в недееспособное государство, удержаться которому на политическом олимпе помогла лишь бледная тень советской военной машины. После многочисленных кризисов экономической, политической и социальных сфер стало ясно, что российский путь к западной демократии будет также причудлив и нестабилен как и другие попытки усвоения заграничных идей на отечественный лад. С приходом к власти В.В.Путина ситуация поменялась коренным образом.
Введение3
1. Сущность авторитаризма.4
2. Авторитаризм в истории России. 6
3. Авторитарный режим как средство преодоления кризиса в России. 9
Заключение17
Список использованной литературы18
На данном этапе развития
российского общества существует много
предпосылок возникновения
1) биологические: здоровье,
потребности в пище. За последние
годы в России в связи с
сокращением финансирования
а) мало средств тратится на профилактику заболеваний, следствием чего являются: высокий, уровень детской смертности, являющейся индикатором социального благополучия; рост инфекционных заболеваний и смертности; наркомания и алкоголизм; рост числа хронически больных;
б) низкое качество медицинских услуг оказываемых населению, как следствие – платежеспособное население обращается за услугами частных клиник, а неплатёжеспособное население получает государственные услуги, которые постепенно тоже становятся платными, но не становятся более качественными;
в) государство не контролирует рынок жизненно необходимых лекарств, в результате чего фактически каждая аптека может устанавливать свою цену на лекарства; появляются фальсифицированные лекарственные средства;
г) минимальный прожиточный
минимум больше, чем минимальная
заработная плата, вследствие чего питание
большей части россиян
2) социальные: образование,
занятость, культура и досуг.
Эти сферы жизни общества
а) расходы на образование в России крайне низки, что обусловливает снижение уровня образованности населения; нормативно-правовая база системы образования недостаточно разработана и приспособлена к современным условиям, к тому же нормы законодательства в области образования систематически не выполняются;
б) Явная и скрытая безработица,
служащая причиной нагнетания инфляции.
Безработными сейчас оказываются люди
с высоким уровнем образования
и квалификации; последствиями безработицы
можно считать уничтожение
в) государственное регулирование и финансирование культуры в России минимальны. И на сегодняшний день высокая культура в России практически не имеет потребителя, зато так называемая массовая поп-культура уже привела к нравственной и умственной деградации большую часть населения, а также к тому, что в обществе забыты национальные духовные ценности и происходит массовое внедрение чуждых России ценностей.
В такой сложной системе,
как общество, все проблемы взаимосвязаны
и взаимообусловлены, и одна проблема
влечёт за собой другую. Источником
этих проблем являются экономические
трудности, без разрешения которых
ликвидировать все остальные
невозможно. Причина возникших в
начале 90-х годов экономических
трудностей кроется, на наш взгляд и
в перестройке, и в возникших
проблемах национального
Подобные проблемы возникали у многих стран на разных этапах истории. Интересно, что сходство проблем породило сходство путей их решения: как правило, в стране находился достаточно сильный лидер, который объединял страну для решения поставленной задачи (неважно, какой – реформирования или вывода страны из кризиса и т.д.) и страна поставленную задачу решала. Чаще всего - это харизматический лидер, а режим, при котором происходит подобные явления, называют авторитарным режимом. Даже навскидку можно сразу назвать несколько примеров: Сулла в Древнем Риме, Петр I в России, Наполеон Бонапарт во Франции. Более поздние: Клемансо во Франции, Гитлер в Германии, Черчилль в Англии, Сомоса в Никарагуа, Дювалье на Гаити.
Основными предпосылками возникновения подобных режимов являлся кризис. Причём кризис в любой сфере жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной. В этих условиях на фоне недовольства масс своим положением происходит выдвижение лидера, который предложит наиболее привлекательную идею и при условии централизации власти в его руках обещает преодолеть кризис. При этом силы и средства государства концентрируются на наиболее перспективных направлениях и в отраслях, способных обеспечивать приток жизненно необходимых средств.
В качестве иллюстрации мы можем рассмотреть пример России, до XVIII века бывшей отсталой и в экономическом, и в культурном плене страной. Страной, в которой не было развито промышленное производство, внешняя торговля, кредитно-банковская система. С приходом Петра I, не случайно названного Великим, Россия интенсивными темпами выходит из состояния отсталости. Пётр I произвёл коренную перестройку экономики России, развивая промышленное производство и внешнюю торговлю, эти перемены привели к переменам в сознании людей. С приходом Петра в России складывается догоняющий тип развития народного хозяйства, суть которого состояла в том, что государство взяло на себя функции модернизации экономики, активно и целенаправленно заимствуя достижения более развитых стран Западной Европы. То есть, реформы проводились государством сверху, а не были следствием эволюционного развития экономики. Преобразовательная деятельность Петра не могла бы произойти без привлечения «новых людей», новой инициативы, новой техники и технологии производства, притока капиталов, современной организации промышленности. Правительство привлекало иностранных специалистов на отечественные заводы и мануфактуры. Для того, чтобы «удержать» этих специалистов Петр I законодательно регламентировал их правовой статус. В 1702 году он издаёт Манифест "О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповеданий", согласно которому иностранцам состоящим на русской службе гарантировались свобода вероисповедания, сохранение подданства, право на выезд; предоставлялось высокое жалование, казенные квартиры и другое материальное обеспечение (одежда, дрова, свечи и пр.); иноземные "вольные" ремесленники освобождались от большинства податей и повинностей. Петр I главное внимание уделял промышленным предприятиям, непосредственно работающим на нужды армии и флота – металлургическим, ружейным, пушечным, лесопильным. Для эффективного осуществления намеченных преобразований и усиления роли государства в экономике Петр I модернизировал существующую систему управления и учредил коллегии, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. К работе в коллегиях были привлечены иностранные специалисты для обучения русских чиновников искусству управления. Для этого были определены привилегии, предоставлявшиеся иностранным предпринимателям, призванные стимулировать их деятельность в России.
Производство поддерживалось государственным заказом: коллегия выдавала предприятиям государственные "наряды" на производство продукции, даже если она не предназначалась для казны. Однако, если управляющий или владелец мануфактуры не справлялся с производственными заданиями, правительство отбирало у него мануфактуру и передавало ее другому "завододержателю", что являлось свидетельством непризнания частной собственности на промышленные предприятия. Но двигателем развития экономики было то, что предприниматель, и русский, и иностранец, был заинтересован в получении выгодных казенных заказов, монопольного права на производство определенных видов продукции, в высокой указанной цене за выпускаемые изделия; а также в получении разного рода привилегий. Для стимулирования роста отечественного производства и повышения конкурентоспособности российского продукта Мануфактур-коллегия регламентировала привоз из-за границы "потребных материалов и инструментов" и защищала от иностранной конкуренции с помощью таможенных пошлин, повышающихся по мере роста российского собственного производства. Царь усматривал богатство страны не в деньгах, а в производстве материальных ценностей и считал развитие промышленности основой экономической мощи страны. Таким образом за довольно короткий период Россия из экономически, политически и культурно отсталой страны вышла на уровень развитых европейских стран и стала играть важную роль в мире. Петр I сыграл роль того человека, который знает, и умеет.
Похожие процессы происходили
в Англии, когда Уинстон Черчилль
в кризисный для Англии момент
стал именно тем лидером, который
вывел страну из кризиса, фактически
организовав «железный занавес»
Вообще у всех авторитарных политических режимов выделяются следующие общие черты: авторитаризм допускает ограниченный политический плюрализм, т.е. в определённых пределах допускается инакомыслие, а оппозиция находится под контролем. Разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную присутствует, однако оно лишь номинальное, вследствие чего достигается полновластие правящего субъекта и действия всех трёх ветвей власти максимально согласованы; формально выборы в законодательные органы носят свободный характер, однако на самом деле все прекрасно знают, что к власти придут только «нужные» люди. Альтернативность выбора практически исключена, однако за счёт этого могут достичь преимущества и те, кто не может красиво вещать, зато может красиво работать; при авторитаризме ядром политической системы является государство (в некоторых случаях правящая элита создает под себя "партию власти"), что исключает возможность какой-либо группировки действовать «во вред» общей цели; при авторитаризме определенная идеологическая доктрина может отсутствовать, поэтому гражданам страны не навязывают веру например в «дедушку Ленина». Каждый может верить в то, во что захочет, а инструментом сплочения общества может выступать религия, национализм или "идеология развития", объясняющая цели экономической и социальной модернизации общества. Этим достигается свобода воли при том, что жителей страны объединяет общая цель, общие ценности и граждане чувствуют свою нужность, полезность для общества, свою принадлежность и востребованность, а, следовательно – защищённость; при авторитаризме, как например при тоталитаризме, совершенно не обязательна интенсивная мобилизация народа в поддержку власти. Массы могут быть деполитизированы, к власти относиться совершенно равнодушно. Не имея массовой поддержки, авторитарная власть опирается на бюрократию, армию, церковь, крупные предпринимательские слои, пытается использовать исторические традиции или националистические идеи, средства массовой информации. Преимущество этого – народ не хочет никого свергать, спокойно занимается своими делами, которые были внедрены в его сознание при помощи тех же самых исторических традиций, церкви, средств массовой информации; политическое руководство авторитарного лидера не ограничено чёткими рамками, однако всегда можно предсказать, в каких границах данный лидер будет действовать, это даёт населению спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, граждане больше доверяют власти; и самое главное: авторитарный режим не стремится к абсолютному контролю за всеми сферами жизни, не мешая личности быть свободной в своей частной жизни. Т.е., разрешено всё, что не касается вопросов политики. От личности авторитарный режим требует лишь две вещи: послушания и профессионализма, поощряя которые государство достигает своих целей, население – своих, а вместе они достигают одной общей цели – вывод страны из кризиса с наименьшими потерями для населения.
Заключение
Современная политическая ситуация
характеризуется пассивностью основной
массы народа, нежеланием участвовать
в политической жизни страны, что
является не просто пережитком тоталитарного
режима. Если проанализировать отношение
населения России к участию во
власти, то можно сказать, что власть
всегда недолюбливали, властям всегда
не доверяли. Однако возможно в силу
того, что индивидуальное массовое
сознание россиян на протяжении веков
находилось в зависимости от сознания
коллективного, общинного, во главе
которого была фигура «царя-батюшки»,
российский народ так и не смог
подняться над властью. В итоге
на протяжении веков мечты о демократии,
и народовластии сменялись
массы получат идею, которая
объединит населения для
у среднего российского жителя появится уверенность в завтрашнем дне, в своей защищённости, безопасности;
обеспечит рост промышленного производства, попутно обеспечив рост занятости и благосостояния населения.
Список использованной литературы
Информация о работе Авторитарный режим как средство преодоления кризиса в России