Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:04, реферат
Основываясь на трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, Ленин предложил свою идеологию, в центре которой - человек труда, дружба народов и справедливость - то, что всегда двигало человечеством. Ленин в сложной исторической ситуации, в обстановке жестокой борьбы с внутренними и внешними врагами, экономической нестабильности предложил выход из тяжелого военного и социально-экономического положения СССР. Также учитывая, нынешний кризис капиталистического способа производства, можно сказать о том, что марксизм-ленинизм не потерял свою актуальность.
Введение
Политика как особая сфера деятельности и политические воззрения как мысленное ее отражение существуют с незапамятных времен. Однако есть основание считать, что научное объяснение политических реалий и соответственно формирование научной политики стали вполне возможны только с возникновением марксизма-ленинизма. Сколько бы ни изменялся мир, но объективные фундаментальные законы, в соответствии с которыми развивается человечество, остаются незыблемыми. Следовательно, и отражающая эти законы теория марксизма-ленинизма свою значимость, в основном, сохраняет. Устареть в марксизме–ленинизме могут знания более низкого порядка, которые надо своевременно заменять уточненными знаниями и новыми положениями. Марксистско-ленинская теория классовой борьбы, вне всякого сомнения, относится к фундаментальным выводам.
Основываясь на трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, Ленин предложил свою идеологию, в центре которой - человек труда, дружба народов и справедливость - то, что всегда двигало человечеством. Ленин в сложной исторической ситуации, в обстановке жестокой борьбы с внутренними и внешними врагами, экономической нестабильности предложил выход из тяжелого военного и социально-экономического положения СССР. Также учитывая, нынешний кризис капиталистического способа производства, можно сказать о том, что марксизм-ленинизм не потерял свою актуальность.
Авторы теории марксизма - ленинизма
Мировоззрение, идеологию коммунистов составляет марксизм-ленинизм – теория, созданная Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895), а в дальнейшем развитая Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924). Марксизм-ленинизм есть система знаний о законах развития мира и его революционном преобразовании в интересах рабочего класса, трудящихся. Предназначение марксистско-ленинской теории заключается в выяснении условий и указании путей освобождения народных масс от любых видов эксплуатации, угнетения, социального неравенства и утверждения наиболее целесообразной, подлинно гуманной организации человечества – коммунистической общественно-экономической формации.
Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ в. Это было время, когда в западном мире на смену феодализму полным ходом шел капитализм. Он совершил промышленный переворот, дал гигантский толчок техническому прогрессу и привел к невиданному росту производительных сил. Но, подобно феодализму, капитализм оставался антагонистическим строем, базировался на эксплуатации и угнетении. Сменившая дворян буржуазия эксплуатировала и угнетала порожденных ею новых трудящихся – рабочий класс, пролетариат. Реакцией на такие отношения стала борьба рабочего класса, пролетариата против буржуазии.
Поначалу борьбу вели отдельные
рабочие, потом рабочие одной
фабрики, затем рабочие одной
отрасли труда в одной
Но с развитием промышленности пролетариат численно рос, скоплялся в крупные коллективы, увеличивал свою силу, все более ощущая ее. Его борьба, набирая опыт, приобретала организованный, массовый характер, и удары пролетариата переносились уже с техники на общественную форму ее использования, на капиталистические отношения. В арсенал борьбы прочно входили забастовки, демонстрации, митинги, нередкими становились и вооруженные выступления. Так, в 1831 и 1834 гг. произошли восстания лионских ткачей во Франции, в 1844 г. – силезских ткачей в Германии. Аналогичные выступления пролетариев имели место во многих европейских городах.
Рабочие время от времени
побеждали, но эти победы носили преходящий
характер. Главным результатом их
борьбы был не непосредственный успех,
а крепнущее объединение
По мере возмужания рабочего класса делалась все более ощутимой потребность в его не только организационном, но и идейном оснащении. То есть потребность в такой общественной теории, которая бы смогла научно отразить капиталистическую действительность и помочь рабочему классу осознать в ней свое место, свои интересы, понять, к чему он должен стремиться, верно определять свои действия на различных этапах борьбы.
Предпосылки для создания
такой теории уже существовали в
самой капиталистической
Следовательно, возникновение марксизма – отнюдь не случайность, а глубокая историческая закономерность. Оно обусловлено, с одной стороны, назревшей объективной необходимостью вооружить пролетариат эффективным, истинным идейным оружием борьбы, а с другой стороны, уровнем зрелости тогдашних буржуазных общественных отношений, сделавших это возможным. Великая заслуга Маркса и Энгельса заключалась в том, что они осознали данную необходимость и превратили возможность возникновения научной пролетарской теории в действительность, создали ее.
Отправной точкой марксизма были три главных течения в обществознании ХIХ в., составившие три непосредственных теоретических источника марксизма, – классическая немецкая философия; классическая английская политическая экономия; французский и английский социализм.
1) Классическая немецкая
философия. Наличие
Великое значение гегелевской философии заключается в том, что главное в ней, рациональное ее зерно составляют диалектика и вытекающий из нее диалектический метод мышления. Господствовавшие до них метафизика и метафизический метод мышления, хотя и имели для своего времени известную ценность, впоследствии стали препятствием в науке и практике. Ибо фактически они рассматривают явления природы, общества как изначально неизменные, в состоянии неподвижности и отрыве друг от друга. Это неизбежно ведет к догматизации познания и поведения, порождает тягу к оперированию застывшими, пригодными будто бы на любые случаи жизни выводами и формулами. Тем самым реальная картина искажается, ибо в мире все течет и изменяется, все находится в вечном процессе возникновения и исчезновения, все различными переходами связано друг с другом.
Диалектика же, диалектический метод мышления, наоборот, отражают действительность адекватно. Их исходная точка зрения есть именно точка зрения развития. Диалектика, пишет Энгельс, берет вещи и мысленные отражения вещей в их движении, возникновении, исчезновении и взаимной связи. Поэтому подлежащая познанию истина представляется уже не в виде готовых догматических положений, которые, раз они открыты, остается только зазубрить. Она теперь заключается в самом процессе познания, поднимающемся с низших ступеней на более высокие, но никогда не достигающем такой точки, где можно было бы обрести так называемую абсолютную истину и созерцать ее сложа руки.
В отличие от Гегеля, Фейербах был материалист. Для него исходным, первичным в природе и обществе являлось вещественное начало – материя. А все невещественное (дух, сознание, мышление, идеи) являлось производным от нее, вторичным. Отсюда идеалистический вывод о том, что действительность есть лишь инобытие Абсолютного духа, Абсолютной идеи представлялся Фейербаху просто переводом на язык философии церковного учения о создании мира богом.
Но фейербаховская философия страдала существенным недостатком: ей не хватало диалектики. Занятый борьбой с идеализмом гегелевской философии, Фейербах уделил мало внимания ее рациональному зерну, поверхностно понял и слабо использовал ее диалектический элемент. Критикуя идеалистическую диалектику с материалистических позиций, он не сумел по достоинству оценить огромную важность диалектического метода как такового. Поэтому фейербаховской философии сильно присуща метафизичность, неумение прилагать диалектику к теории отражения и процессу познания. Данное обстоятельство мешало делать правильные выводы по важнейшим мировоззренческим и практическим вопросам.
2) Классическая английская политическая экономия. Наличие экономического знания в марксизме определяется тем, что, согласно историческому материализму, конечная причина и решающая сила всех важных исторических событий заключается в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Это требует самого тщательного познания экономических факторов жизни людей. Причем, в отличие от конкретной экономики, политическая экономия изучает глубинные хозяйственные процессы, происходящие в обществе. Классическая английская политическая экономия и дала необходимый исходный материал для экономических взглядов марксизма. К ее наиболее выдающимся представителям относятся Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823).
3) Французский и английский
социализм. Французские и
Поскольку стремления к справедливому
строю зародились в глубокой древности,
они сначала существовали в виде
различных мифов и сказаний. Наиболее
распространенным было сказание о будто
бы утерянном человечеством «
Понятие утопический социализм (коммунизм) восходит к слову «Утопия». Так назвал свою книгу о справедливом строе английский мыслитель-гуманист Томас Мор (1478-1535). «Утопия» в переводе с греческого означает место, которого нет, т.е. вымысел, сказка. Этим автор намекал, что изображенные им порядки нигде не существуют. Причем в характеристике порядков он, конечно, исходил не из научных выводов о социальном развитии (их тогда не было), а из своих наивных, ошибочных взглядов. Тем же отличались и все другие представители данного направления общественной мысли. Отсюда под утопическим социализмом (коммунизмом) понимаются такие представления о новом обществе и путях его создания, которые не опираются на выводы науки, знание объективных законов и движущих сил исторического развития, а потому в реальной жизни не могут быть успешно осуществлены.
Своей высшей ступени утопический
социализм (коммунизм) достиг в первой
половине XIX века. Данный период характеризовался
тем, что капитализм в результате
буржуазных революций окончательно
порвал путы феодализма, перейдя от
мануфактурной стадии к машинному
производству. Это обострило его
противоречия и усилило стремления
трудящихся улучшить свою жизнь. Отражением
стремлений и было возникновение
новых утопических
Наиболее выдающимися здесь мыслителями являются: французы Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858). Они дали беспощадную, разностороннюю критику буржуазного общества, вскрыли его язвы и пороки, вследствие чего их учения получили название критически-утопического социализма.
Содержание теории марксизма-ленинизма и ее особенности
Марксизм–ленинизм утверждает,
что классовая борьба пронизывает
всю историю человечества со времени
разложения первобытно-общинного строя.
В истории человечества после
первобытно–общинного строя не было
периода, когда бы классовая борьба
не существовала. Причиной ее являются
не субъективная прихоть или недоразумение,
как утверждается в некоторых
теориях классовой борьбы. А она
порождена наличием в обществе антагонистических
классов. Здесь уместно вспомнить,
что классами, согласно марксизму–ленинизму,
называются большие группы людей, различающиеся
по их месту в системе общественного
производства. В условиях первобытного
строя классов не существовало; он
был социально однороден. Затем (в
связи с разделением труда
и возникновением частной собственности
на средства производства) общество раскололось
на классы. И если место, которое
стали занимать классы в системе
общественного производства, оказывалось
прямопротивоположным, то такими же прямопротивоположными
оказывались их коренные интересы.
И между классами возникал антагонизм,
т.е. непримиримые, враждебные отношения.
Одни классы стремились к одним целям,
другие – к другим. Это порождало
и продолжает порождать между
ними классовую борьбу. При рабовладении
главные классовые битвы