Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:04, реферат
Основываясь на трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, Ленин предложил свою идеологию, в центре которой - человек труда, дружба народов и справедливость - то, что всегда двигало человечеством. Ленин в сложной исторической ситуации, в обстановке жестокой борьбы с внутренними и внешними врагами, экономической нестабильности предложил выход из тяжелого военного и социально-экономического положения СССР. Также учитывая, нынешний кризис капиталистического способа производства, можно сказать о том, что марксизм-ленинизм не потерял свою актуальность.
Классовая борьба происходит
постоянно, независимо от того, ведутся
или нет открытые военные действия.
Она не всегда нуждается в таких
действиях и может принимать
различный облик. Поскольку классовая
борьба заложена в основе антагонистического
строя, марксизм–ленинизм видит
в ней движущую силу исторического
развития. Это следует понимать в
том смысле, что классовая борьба
вызывает в обществе изменения, освобождающие
его от всего устаревшего, реакционного
и способствующие утверждению нового,
прогрессивного. Узловым пунктом
в данном процессе и высшей точкой
классовой борьбы является социальная
революция. Под нею марксизм–ленинизм
понимает глубокий, качественный скачок
в развитии общества, знаменующий
переход от одной общественно– экономической
формации к другой. Поэтому К. Маркс
назвал революции «локомотивами
истории». Они, резко двигая человечество
вперед, открывали новые эпохи, выводили
его на новые горизонты. Особую роль
в историческом прогрессе, согласно
марксизму–ленинизму, объективно призвана
сыграть такая разновидность
социальной революции, как социалистическая
революция. Все иные революции, будучи
для своего времени прогрессивными,
тем не менее трудящихся от эксплуатации
и угнетения не освобождали. Они
лишь заменяли одну форму эксплуатации
и угнетения другой формой. Задачу
ликвидации всякой эксплуатации и угнетения
способна решить только социалистическая
революция. Она поэтому представляет
собой высший тип социальной революции.
Цель социалистической революции –
осуществить переход от капитализма
к социализму. Причем марксизм–ленинизм
особо настаивает на том, что такой
переход возможен лишь через социалистическую
революцию и никак по- другому.
Капитализм самотрансформироваться в
социализм не способен, поскольку
это качественно различные
Марксизм–ленинизм выделил три основные вида классовой борьбы:
1) Экономическую борьбу, т. е. за непосредственное, повседневное улучшение
2) Политическую борьбу, т.
е. за расширение участия
3) Теоретическую, идеологическую
борьбу, т.е. за развитие
Исторически первым видом
была экономическая борьба. По своей
сути она не выходит за рамки буржуазного
строя, ибо не направлена на разрушение
его основ. Её суть – путем давления
на отдельных капиталистов добиться
более выгодных для трудящихся условий
продажи рабочей силы. Поэтому, признавая
известную значимость экономической
борьбы, марксизм–ленинизм указал,
что трудящиеся не должны преувеличивать
её результаты, не должны забывать, что
через неё решить свои главные
задачи они не смогут. Для решения
их необходимо, не прекращая экономической
борьбы, обязательно переходить к
политической борьбе. И всякая действительно
классовая борьба (т. е. классовая
борьба в её подлинном смысле) есть
именно борьба политическая. Следовательно,
согласно марксизму–ленинизму, оказывается
далеко не каждое столкновение эксплуатируемых
с эксплуататорами, не каждый конфликт
между ними правомочно называть подлинной
классовой борьбой. В. И. Ленин разъяснял,
что когда рабочие отдельной
фабрики вступают в борьбу со своими
хозяевами, это еще не подлинная
классовая борьба, а только слабые
её зачатки. Ибо здесь во-первых,
рабочие выступают ещё не как
класс в целом, а лишь как его
отдельные представители, стремящиеся
удовлетворить какие-то лично- групповые
интересы. Например, повысить зарплату.
И, во-вторых, они борются ещё не
с буржуазным классом в целом,
а лишь с отдельными, конкретными
капиталистами. Борьба рабочих становится
подлинно классовой борьбой лишь
тогда, когда отдельные рабочие
осознают себя членами всего рабочего
класса. И когда в своей ежедневной
борьбе с отдельными хозяевами они
начинают вести борьбу против всей
буржуазии, начинают выражать не только
свои конкретные лично- групповые интересы,
а интересы своего класса в целом,
т. е. классовые интересы. Значит, получается,
что в данном случае борются уже
не отдельные трудящиеся с отдельными
капиталистами, а класс трудящихся
в целом с классом капиталистов
в целом. То есть это уже подлинная
классовая борьба. А где классы,
там политика, ибо классы порождают
политику и являются её главными действующими
лицами. ( Согласно марксизму–ленинизму,
политика представляет собой отношения
между классами по поводу завоевания,
удержания и использования
Исторический опыт свидетельствует, что классовая борьба на определенном этапе развития неизбежно приводит к возникновению политических партий. И, согласно марксизму–ленинизму, борьба партий выступает как проявление отношения различных классов к друг другу. Она составляет самое цельное, полное и оформленное выражение политический борьбы. Происходит так потому, что политику в серьёзном смысле слова могут делать только массы. Если масс нет, то это, в сущности, будет не политика, а политиканство. А масса беспартийная, т. е. не идущая за настоящей партией, есть масса распыленная и бессознательная. Она не может правильно понять свои подлинные интересы, не способна к организованности и выдержке, склонна к стихийным, непоследовательным действиям. Ловкие политиканы такую массу часто обманывают, используют в своих интересах. Поэтому и нужно, чтобы массами руководила коллективная политическая сила – партия. Политика, по своему существу, неразрывно связана с деятельностью партий и неумолимо требует от масс выбора какой-либо определенной партии. Наличие у масс партии является свидетельством достижения ими значительного уровня политической зрелости. В свою очередь только те партии сильны и уцелевают при любом повороте событий, которые тесно связаны с массами и опираются на определённые классы. Без связи с массами и опоры на классы партии – ничто. Марксизм–ленинизм указывает, что самым глубоким основанием партийных группировок является классовое деление общества. Поскольку общество состоит из различных и даже прямо противоположных классов, объединить всю массу населения на платформе единой «надклассовой» партии невозможно. Каждый класс вынужден создавать свою партию для выражения своих специфических интересов. И чтобы понять классовую сущность партии, надо основное внимание обращать не на то, что партия о себе говорит, а на то, чьи классовые интересы она выражает.
Отсюда выделяют три основных типа политических партий:
1) Буржуазные партии. Они выражают интересы различных слоев крупной буржуазии.
2) Мелкобуржуазные партии. Они выражают интересы средних слоев общества.
3) Рабочие, пролетарские
партии. Они выражают интересы
рабочего класса и других
Под руководством политических партий классы стремятся овладеть государственной властью и поставить её себе на службу. Особое место в марксистско–ленинской теории классовой борьбы занимают выводы о рабочих, пролетарских партиях. Здесь прежде всего тоже важны два момента. Во-первых, нужно хорошенько осознать, что рабочий класс, трудящиеся без своей партии никогда полной самостоятельности не обретут, всегда будут находиться под влиянием буржуазных и мелкобуржуазных партий, а значит, никогда в классовых битвах победить не смогут. И, во-вторых, рабочему классу, трудящимся нужна не просто своя партия, а партия нового типа. В чем нового? Речь идет о партии, которая бы по своей сути отличалась от старых западноевропейских рабочих партий. Эти партии давно превратились в оппортунистические, соглашательские. А рабочему классу, трудящимся нужна партия в полной мере революционная, коммунистическая.
Политическая практика марксизма-ленинизма и ее оценка
Научно оценивая главные уроки теории и практики социализма в СССР и в других странах мира за девяносто с лишним лет (1917— 2012), целесообразно остановиться на уроках развития социализма как положительного, так и отрицательного характера. Ибо всегда следует учитывать то и другое, делая упор на положительное и не повторяя крупных ошибок, промахов и провалов.
Помимо России многие социалистические
революции начались в менее развитых
капиталистических и отсталых полукапиталистических,
докапиталистических, феодальных, ранее
колониальных странах (Китай, Вьетнам,
Монголия, Северная Корея, Куба). Революции
в Германии в 1918 г. и Венгрии в
1919 г. не переросли в победоносную
социалистическую, что могло бы кардинально
усилить социализм и
Россия, вырвавшись после
революции 1917 г. вперед в создании нового
типа политических (власть народа через
Советы), социально-экономических (общественная
собственность на главные средства
производства), национально-интернациональных
(дружба и сотрудничество многонациональных
и разнонациональных народов) отношений,
в то же время была еще отсталой
в области экономики и
Для обеспечения практических
успехов социализма в развитии и
прогрессе экономики, образования,
культуры, науки не только возможно,
но и необходимо использовать весь
передовой мировой опыт, в том
числе капиталистических стран.
Но при главнейшем социально-политическом
условии — под руководством и
под контролем
Социалистическая практика
дает огромное разнообразие путей движения
к социализму и его последующего
развития, выявляя диалектику общего
в социалистическом прогрессе и
особенного в конкретном воплощении
этого социалистического
А разве одинаковы и похожи друг на друга капиталистические страны? Даже в верховодящей «семерке» есть с одной стороны США, с другой — Япония, с одной стороны Канада, с другой — Германия, далее — Великобритания, Франция, Италия. Все со своими особенностями, значительными отличиями, большой спецификой и традициями. А менее развитые и просто отсталые капиталистические страны, которых большое количество! И это нормально. Социализм же вообще, как новое общество, должен быть богаче и разнообразнее по содержанию и форме, по методам и путям развития, при единой сущностной социалистической основе.
Очень важный урок для социализма
в XX веке сводится к тому, что становление
и развитие социализма есть сложный
диалектический процесс. Он совершается
через постоянно объективно возникающие
противоречия и в определенных и
конкретных условиях антагонизмы, через
объективные трудности, требующие
их своевременного выявления и преодоления,
при возможности появления и
реальном наличии субъективно