Система
образования в России переживает
сейчас радикальные изменения, затрагивающие
все се элементы и звенья. Переход
к 12-летнему среднему образованию, введение
единого стандартизированною федеральною
выпускного экзамена, позволяющего без
экзамена поступать в любой вуз в случае
набора нужного числа баллов, вызывают
мною споров, но продолжают неуклонную
тенденцию к вхождению в мировую практику
системы образования. Новой государственной
социальной политикой становится политика
субсидиарного государства. Наряду с государственными
учебными заведениями возникают альтернативные,
в том числе и частные. Расширяются возможности
выбора вариативных форм образования
(лицеи, гимназии, колледжи, профильные
классы и т.д.). Параллельно с системой
бесплатною образования существует платное
образование во всех звеньях от детских
садов и до университетов. Государство
заботится, чтобы бюджетное финансирование
образовательных учреждений, проектов
было прозрачно, контролируемо, а оплата
каждого учащегося осуществлялась из
бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные
средства на выполнение образовательных
проектов станут распределяться на конкурсной
основе между как государственными, так
и негосударственными образовательными
учреждениями Привлечение инвестиций
в сферу образования. инвестиции в человека
становятся государственной политикой.
Развивается
нормативная правовая база в области
образования. Постановлениями Правительства
Российской Федерации утверждены типовые
положения обо всех основных типах и видах
образовательных учреждений, государственные
образовательные стандарты среднею и
высшего профессионального образования.
Государственные
социальные гарантии обучающимся в основном
выражаются в реализации прав граждан
на бесплатное общее образование.
Глава
3. Анализ реформы
системы образования.
Основная
цель реформы - повышение эффективности
системы образования. Под эффективностью
понимается некий интегральный показатель
из экономической эффективности (снижение
издержек и повышение рыночного качества
услуг) и социальной справедливости (равный
доступ для всех слоев населения). Эти
показатели прямо противоположны: чем
более свободен рынок от государственного
регулирования, тем более экономически
эффективно использование ограниченных
ресурсов, тем больше неравенства. Неравенство
становится результатом различий в способностях,
знаниях, информации и капитале, которыми
обладают люди. Для существования свободного
рынка нужны шесть важнейших условий:
- полностью
защищенная частная собственность;
- полностью
свободные от государственного регулирования
цены;
- абсолютно
свободный вход на рынок и выход с рынка;
- силовое государственное
принуждение к соблюдению законодательства,
в частности контрактов;
- полная и
доступная потребителям информация о
существующих предложениях на рынке;
- политическая
терпимость населения к различиям и неравенству.
Рассмотрим
подробнее предложенные правительством
меры по повышению эффективности системы
образования в России.
1.
В период 2001-2005 годов намечается осуществлять
инвестиции по следующим направлениям:
-увеличение
заработной платы преподавателей
до уровня, привлекающего в образование
высококвалифицированные кадры;
(Вопрос
в том, как определить этот уровень, как
оценить работу каждого специалиста в
соответствии с качеством и количеством
предоставленных услуг. Дать оптимальную
динамическую оценку может дать только
неискаженный рынок.)
-формирование
современной информационной базы
образования и учебных технологий открытого
образования. До 2004 года будет завершена
полная компьютеризация и включение в
глобальные информационные сети всех
организаций профессионального образования
и 70% городских школ;
(Дистанционное
обучение - великолепная идея удешевления
образовательных услуг и распространения
образовательных технологий. Однако если
сеть будет находиться в государственной
собственности, то управление ею едва
ли будет эффективным, а темпы развития
оптимальными.)
-структурные
реформы системы образования,
в том числе по реструктуризации
сельской школы и развитию
системы начального профессионального
образования.
(Здесь
имеется в виду слияние мелких
неэффективных школ, слияние техникумов
и ПТУ, перераспределение полномочий
управления профессиональным образованием
между Министерством образования и отраслевыми
министерствами и т. д. Данная мера приведет
к немедленному сокращению издержек, расширению
выбора предметов и доступа к образованию.
Однако при наличии явных барьеров для
входа на рынок в виде как минимум лицензирования
такая концентрация в некоторых случаях
может приводить к локальной монополизации
рынка, к чему нужно относиться с осторожностью.)
2.
В период 2000-2004 годов предполагается осуществление
следующих мер:
-полная
реализация принципа академической
и экономической самостоятельности
учебных заведений. Развитие контрактных
форм отношений с государством
и частными заказчиками, причем
заказ поступает на основе
конкурсных процедур государственных
закупок или непосредственно от
рынка. Правовой статус государственных
учреждений будет изменен на единый статус
"учебного заведения". На этой основе
произойдет сближение государственных
и негосударственных учебных заведений,
достижение их равенства по отношению
к государственному заказу и государственному
финансированию;
(Опыт
рыночных реформ отчетливо показал,
что инвестиции в бизнес возможны
при условии, что компания частная
и права собственника эффективно
защищены. Если школа останется
в государственной или квазигосударственной
собственности, то экономическая самостоятельность
директора реализуется в завышенных зарплатах
и необоснованных затратах, так как ему
инвестировать в собственность, которую
могут в любой момент вывести из-под его
управления, не имеет никакого смысла.)
-формирование
системы попечительских советов
(образовательных организаций и
т. п.), что будет способствовать
притоку в образовательные организации
дополнительных ресурсов - финансовых,
материальных, кадровых, их эффективному
использованию, укрепит общественный
контроль за деятельностью администрации
образовательных организаций;
(Едва
ли можно гарантировать непредвзятость
и точное следование общественным
интересам подобных институтов
хотя бы потому, что пока не
существует способов определения
интересов всего общества, не говоря уже
о вечном конфликте краткосрочных и долгосрочных
целей. Остается надежда, что дальше мониторинговых
функций их власть не распространится.)
-государственная
аккредитация и система контроля
качества образования как основной
инструмент государственного управления
образованием. Основой будет являться
централизованное тестирование и контроль
качества обучения "на выходе". Система
государственных стандартов будет ориентирована
на сближение с наиболее эффективными
международными образовательными стандартами;
(Государственная
аккредитация учебных заведений
малоэффективна как мера контроля
качества, так как зависит от
подписи нескольких чиновников,
а не от реального качества
услуг. Она дает потребителю
лишь иллюзию качества, размножает
бюрократию и создает барьеры для входа
на рынок, а значит, условия для монопольных
злоупотреблений. Аккредитация реально
увеличивает издержки потребителя, тогда
как свободная конкуренция повышает и
гарантирует качество. Государственное
тестирование - еще одна хорошая идея информирования
всех учеников об их уровне относительно
страны в целом, а также обеспечения некоторой
справедливости при приеме в вузы, которым
не будет даваться право устанавливать
дополнительные экзамены. Такая система
на начальном этапе даст позитивный эффект,
однако тесты будут постоянно и справедливо
подвергаться нападкам со стороны вузов
за их несовершенство и несоответствие
требованиям вузов.)
-подушевое
нормативное финансирование общеобразовательной
школы по принципу "деньги следуют
за учеником". Оно означает, что учебные
заведения финансируются из бюджета пропорционально
количеству учащихся в размерах, обеспечивающих
предоставление образовательных услуг
в объеме минимальных требований федерального
образовательного стандарта. За его пределами
школы предоставляют дополнительные образовательные
услуги, оплачиваемые из региональных
и местных бюджетов или из средств семей;
(Смысл
данной меры в разделении затрат
на образование ученика между
государством и его семьей. В
дальнейшем доля государства должна
уменьшаться. Грантовое финансирование
студентов, по крайней мере, в высшем образовании,
должно быстро сменяться кредитным Если
допустить на рынок частных кредиторов
и сразу или постепенно минимизировать
субсидии, то будут найдены оптимальные
схемы кредитования, пригодные для большинства
неимущих студентов.)
-формирование
эффективного налогового режима,
привлекающего в образование
средства семей и предприятий.
Например, затраты на получение
образования должны вычитаться
из налогооблагаемой базы личных
доходов семьи. Спонсорская помощь образовательным
организациям не должна облагаться налогом
на прибыль.
(Это
необходимый минимум, нужно последовательно
снижать налоговое бремя во
всей экономике.)
Итак,
предлагаемая реформа создает лишь
предпосылки для либерализации отрасли,
ибо весьма крупные сферы государственного
вмешательства предлагается сохранить:
государственное финансирование школ,
государственные стипендии, попытки плановым
образом найти оптимальные размеры образовательных
учреждений, государственные тестирование,
лицензирование и аттестация. Реформа
может существенно затормозиться по причине
того, что все предлагаемые сферы государственного
вмешательства будут низкоэффективными.
К
позитивным моментам реформы можно
отнести введение базисных условий
конкуренции на рынок образовательных
услуг. Все заведения будут конкурировать
за частные или общественные деньги, приходящие
только с учеником. Уже эта мера может
существенно продвинуть и диверсифицировать
рынок, как это случилось в Японии, Корее,
на Филиппинах, где доля студентов, учащихся
в частных вузах, достигает 80%.
Глава
4. Мероприятия программы
реформирования и
ожидаемые результаты
развития системы
образования.
Механизм
реализации Программы предусматривает
ежегодное формирование рабочих
документов. Составляется перечень первоочередных
работ, вытекающих из системы мероприятий
Программы, с определением разграничения
деятельности исполнителей, источников
и объема финансирования. Создается координационный
план совместных действий Министерства
образования Российской Федерации с другими
федеральными органами исполнительной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
В
целях реформирования и модернизации
образования осуществляется разработка
нормативных правовых актов. В рамках
реализации комплексных программ готовятся
специальные сборники, в которые включены
нормативные, а также инструктивно-методические
материалы. Контроль за реализацией Программы
осуществляется Правительством Российской
Федерации в соответствии с законодательством
об образовании.
Так,
на начальном этапе государство
поставило перед собой основные
задачи социально-экономического развития
отраслей социально-культурной сферы
в 2001 г. В области образования
предполагается продолжить реструктуризацию
сети образовательных учреждений, в том
числе:
- разработать
порядок оптимизации сети малокомплектных
сельских школ;
- продолжить
работу по созданию университетских комплексов,
объединяющих образовательные учреждения,
реализующие программы различных уровней
профессионального образования, научно-исследовательские,
производственные и другие подразделения;
- осуществить
формирование адресной системы стипендиального
обеспечения студентов (академические
и социальные стипендии);
- начать переход
к нормативно-подушевому принципу бюджетного
финансирования учреждений образования;
- начать переход
к финансированию высшего образования
на основе государственного заказа на
подготовку специалистов, осуществляемого
на конкурсной основе;
- повысить
прозрачность финансовых потоков, направляемых
в учреждения образования за счет создания
в них попечительских советов, внедрения
практики публичной отчетности образовательных
учреждений;
- осуществить
концентрацию государственных инвестиций
на вводных объектах, объектах высокой
строительной готовности и социальной
значимости.
Основные
мероприятия Программы:
- обеспечение
условий для реализации равных прав граждан
на образование всех уровней и ступеней;
- создание
нормативной правовой базы в области образования,
обеспечивающей функционирование и развитие
системы образования в интересах личности,
общества и государства;
- формирование
и реализация экономических механизмов
развития системы образования;
- разработка
норм и нормативов финансового, материально-технического
и иного ресурсного обеспечения системы
образования;
- реализация
мер, обеспечивающих функционирование
системы образования в период формирования
новых социально-экономических условий
жизни общества;
- введение
и реализация преемственных государственных
образовательных стандартов и соответствующих
им примерных образовательных программ
различных уровней и направлений образования;
- разработка
содержания образования, соответствующего
современному российскому и мировому
уровню техники, науки, культуры;
- развитие,
разработка и реализация информационных
образовательных технологий и методов
обучения, в том числе дистанционных;
- развитие
научно-исследовательской и научно-технической
деятельности организаций системы образования,
интеграция науки и образования;
- совершенствование
системы лицензирования, аттестации и
аккредитации образовательных учреждений;
- обеспечение
контроля качества образования;
- развитие
системы подготовки и переподготовки
работников образовательных учреждений
и научно-педагогических работников;
- совершенствование
системы государственной аттестации научных
и научно-педагогических работников и
деятельности Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования Российской
Федерации;
- разработка
комплекса мер по государственной и социальной
поддержке работников системы образования
и всех категорий обучающихся и воспитанников;
- выполнение
комплекса приоритетных фундаментальных,
прикладных исследований и разработок
по проблемам образования, реализация
инновационных проектов и программ;
- разработка
концепции и создание условий для введения
новой структуры общего образования на
основе проведения полномасштабного педагогического
эксперимента;
- совершенствование
системы непрерывного образования;
- организация
подготовки и издания учебной, научной
и методической литературы;
- организация
централизованного обеспечения фондов
библиотек системы образования за счет
средств бюджетов всех уровней;
- организация
производства учебного и научного оборудования,
приборов и средств обучения различного
назначения;
- развитие
материально-технической базы, энергосберегающих
технологий;
- развитие
полноправного партнерства российской
системы образования с системами образования
иностранных государств;
- участие в
формировании единого образовательного
пространства государств-участников Содружества
Независимых Государств.