Ожидаемыми
результатами развития образования в
ходе реформирования являются:
- обеспечение
конституционных прав граждан на получение
образования любого уровня в соответствии
с законодательством России;
- безусловное
исполнение органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
субъектами системы образования законодательства
об образовании и положений Программы;
- функционирование
системы образования в соответствии с
законодательством об образовании и государственными
нормативами в указанной области;
- возрастание
роли государства в сохранении единого
образовательного пространства;
- введение
и реализация федеральных и национально-региональных
компонентов преемственных государственных
образовательных стандартов и примерных
образовательных программ на всех уровнях
образования, в том числе специальных
указанных стандартов и программ для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья,
обеспечение вариативных программ обучения
и учебников;
- формирование
библиотечных фондов системы образования
за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных
средств;
- учет социально-экономических,
этнокультурных и иных интересов и приоритетов
субъектов Российской Федерации и национальных
сообществ при осуществлении единой государственной
политики в области образования;
- создание
государственной аттестационной службы
контроля качества образования, реализация
механизмов защиты обучающихся от некачественного
образования;
- повышение
качества и объективности государственной
аттестации научных и научно-педагогических
работников, проводимой Высшей аттестационной
комиссией Министерства образования Российской
Федерации;
- функционирование
государственной и общественной систем
оценки качества деятельности образовательных
учреждений, в том числе лицензирования,
аттестации, государственной и общественной
аккредитации;
- повышение
объективности итоговой аттестации выпускников
образовательных учреждений;
- реализация
прав граждан на изучение русскою языка
как государственного языка Российской
Федерации и официального рабочего языка
Организации Объединенных Наций;
- обеспечение
выбора языка обучения в соответствии
с законодательством;
- укрепление
производственной и издательской базы,
системы распространения учебной, научной
и методической литературы и учебных пособии,
а также учебно-научного оборудования
и приборов для образовательных учреждений;
- введение
в действие и реализация государственных
нормативов финансирования, материально-технического
обеспечения и оснащения образовательных
учреждений в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- осуществление
государственного финансирования научной
и научно-технической деятельности научных
организаций системы образования на основе
сочетания прямой финансовой поддержки
указанных научных организаций и целевого
финансирования конкретных научных программ
и проектов;
- создание
условий для повышения качества образования
и воспитания в образовательных учреждениях
всех форм, типов и видов;
- государственная
поддержка научно-исследовательской работы
студентов высших учебных заведений и
государственная поддержка научно-технического
творчества учащейся молодежи;
Заключение.
В
данной работе проанализирована реформа
системы образования. Анализ позволил
выявить как ряд сложностей, которые
возникнут при реализации программы,
так и позитивные изменения, к
которым она приведет.
Согласно
новой концепции образовательной
реформы в школе дети будут
учиться не 11, а 12 лет. Два последних
класса станут профильными. ЕГЭ планируется
внедрять все шире. Эксперимент пот
его введению признан удачным. Учеба
в ВУЗе станет двухуровневой: 4 года
– бакалавриат, еще два – магистратура.
Серьезным нововведением в принципах
финансирования высшей школы можно считать
переход от сметного бюджета к нормативно-подушевому,
когда деньги выделяются вузу в зависимости
от конкретного числа обучающихся.
Обновленное
образование должно сыграть ключевую
роль в сохранении нации, ее генофонда,
обеспечении устойчивого, динамичного
развития российского общества – общества
с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,
профессиональной и бытовой культурой.
Анализ
образовательной политики показывает,
что сейчас сужаются возможности для реализации
главной стратегической цели государственной
политики – обеспечения конституционных
прав граждан на получение образования.
Обусловлено это увеличением сектора
платного высшего образования и отставанием
материально-экономических возможностей
обучающихся и их семей от стоимости платных
услуг. Иначе говоря, без активного вмешательства
федеральных властей этой стратегической
цели, связанной с соблюдением конституционных
прав граждан, достичь невозможно.
Подводя
итог анализу государственной политики
в области образования, необходимо
отметить два ее аспекта: есть теория
(порой облеченная в форму законодательных
актов) и есть практика российского
образования (как правило, нарушающая
законодательные акты).
Государственная
политика в российском образовании
нуждается в новом, целостном, системном
осмыслении и корректировке, эффективных
механизмах реализации, создающих возможность
перехода от индустриального общества
к информационному.
Основой
успешного осуществления реформы образования
является разработка, утверждение и внедрение
стандартов всех уровней образовательных
услуг.
Развитие
образования в нашей стране нельзя
рассматривать только из потребностей
современного трансформирующего общества.
Реформирование должно осуществляться
в направлении модели нового века, учитывать
как национальные традиции культуры и
образования, так и современные позитивные
мировые тенденции в развитии образования.
Если
государство и высшие учебные
заведения, образовательные сообщества
будут учитывать интересы друг друга,
идти навстречу, то высшее образование
действительно станет одним из приоритетов
государственного развития, способных
вывести Россию из современного кризисного
состояния. Тем более, что российская система
образования имеет многовековую историю,
свои традиции.
Список использованной
литературы:
- Phillip С. Slechty,
“Schools for the 21st Century”, San Francisco, 1990, стр. 42
- Капуслен
Н.П., Педагогические технологии адаптивной
школы, М., - 1999, стр. 53
- Кларин М.В.,
“Инновации в обучении. Метафоры и модели”,
Москва, “Наука”, 1997г, стр. 65
- Об образовании:
закон РФ от 30.12.2001 N 194-ФЗ
- Слободчиков
В. Новое образование – путь к новому сообществу
// Народное образование 1998 №5, стр.7