Антикоррупционная политика. Региональное измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Коррупция, захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические устои. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.

Содержание

Введение

Глава 1. Антикоррупционная правовая политика современной России.

Понятие антикоррупционной политики как функции государства.
Правовые принципы антикоррупционной политики государства.
Особенности российской антикоррупционной политики.
Партнерство государства и гражданского общества в борьбе с системностью коррупции в России.

Заключение.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по программе  «Государственная политика в сфере  противодействия коррупции»

на тему: «Антикоррупционная политика. Региональное измерение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План 
 
Введение 
 
Глава 1.  Антикоррупционная правовая политика современной России.

 

  1. Понятие антикоррупционной политики как функции государства.
  2. Правовые принципы антикоррупционной политики государства.
  3. Особенности российской антикоррупционной политики.
  4. Партнерство государства и гражданского общества в борьбе с системностью коррупции в России.

 
Заключение. 
 
Список использованной литературы. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Среди разрушительных процессов в России коррупция занимает одно из основных мест. Она стала важным фактором стагнации экономики, превратилась в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привела к тяжелейшим социальным последствиям. Коррупция подрывает доверие к властным структурам, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений, наносит урон имиджу и престижу нашей страны в современном мире.

 
Коррупция, захлестнула современную  власть на всех ее уровнях. Такое пристальное  внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция  разлагает демократические институты  общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить  на своей почве демократические  устои. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком  недемократичности существующего  строя.

 
Безусловно, не одним лишь отсутствием  демократии страшна коррупция. Она  разлагает и моральные устои  общества: у людей, далеких от политики, складывается впечатление продажности  и нечестности первых лиц государства. О какой, в таком случае, поддержке  власти можно говорить?

 
Мы слишком часто сталкиваемся с коррупцией в реальной жизни. Особое место имеет коррупция во власти и правоохранительных органах. Проблема с коррупцией представляется одной  из первоочередных для современной  России. Здесь заложена мина длительного  действия: правоохранительные органы должны бороться зачастую с преступниками  в своих же рядах, но, как правило, прикрывают друг друга, тем самым, усугубляя  коррупцию в своих рядах давая  ей прорости как можно глубже в  разные структуры власти. 

 
Коррупция в России является негативной системной характеристикой институтов государственного и муниципального управления, которая является существенным препятствием для обеспечения устойчивого  экономического роста, повышения конкурентоспособности  экономики и благосостояния граждан.

 
Противодействие коррупции становится особым видом публичной политики – антикоррупционной политикой  – представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном  уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества. Одним из инструментов реализации антикоррупционной  политики является публичный мониторинг. 
 
В 2008 году Президентом России Дмитрием Медведевым был объявлен политический курс на борьбу с коррупцией и уже в конце года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции»1, а вместе с ним и целый «пакет антикоррупционных законов». Вместе они установили рамочные федеральные правила (институциональное оформление) антикоррупционной политики.

 
Актуальность темы обусловлена сложностью и многогранностью понятия коррупции; ее сущность и причины, а также  технологии политико-правового противодействия  этому опаснейшему явлению необходимо уяснить не только на практическом, но и на теоретико-методологическом уровне.

 

 

Глава 1. Антикоррупционная правовая политика современной России.

 

  1. Понятие антикоррупционной политики как функции государства.

 
Любое государство имеет свои функции, которые представляют собой основные задачи и направления его деятельности, т.е. предметно конкретизируют смысл государства как формы организации общества. Некоторые из функций государства, например, функции обороны, национальной безопасности, поддержания (охраны) общественного порядка – традиционные, поскольку необходимость именно их осуществления послужила главной причиной зарождения государства как исторической категории. Они и по сей день остаются типичными для современной государственности.

 
Хотя в течение веков менялось содержание этих функций, сами они даже в глобализирующемся мире сохраняют  свое значение. Есть функции и относительно новые, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX вв. Таковы, например, социальные функции – обеспечение обязательным образованием, бесплатным здравоохранением, социальное обеспечение и обязательное социальное страхование, охрана природы  и др. Данные функции также стали  достаточно типичными для современной  государственности. Не случайно в современном  политическом (конституционно-правовом) языке закрепилось понятие "социальное государство".

 
В зависимости от исторических традиций, национальных особенностей и общественного  строя в той или иной стране государство возлагает на себя и  другие функции. Например, в СССР непосредственное хозяйствование, управление всеми экономическими процессами и объектами составляло монополию государства; столь же неотъемлемой функцией было "коммунистическое воспитание"; в ряде стран существует функция охраны и поддержки доминирующей религии (например, в Греции) и т.д.

 
В настоящее время проблема оптимального "веера" функций государства  и объема их содержания обсуждается  довольно активно, фактически речь идет о двух полярных мировоззрениях –  максимально полного государственного контроля и столь же максимально  полного "ухода государства" даже из привычных публичных сфер. Понятно, что в принципе оба эти мировоззрения  ведут к катастрофическим следствиям. В первом случае – к тоталитаризму, во втором – к хаосу, а через  него – к диктатуре. Но нас в  данном случае интересует лишь сам  факт таких дискуссий, которые означают в какой-то степени неудовлетворенность постиндустриального общества некоторыми тенденциями цивилизационного свойства.

 
Одна из таких тенденций –  коррумпирование государственного аппарата. До сих пор распространено мнение, что масштабная, системная  коррупция – свойство переходных и слаборазвитых стран. Действительно, в странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими институтами степень коррупции  меньше и в них сравнительно невелика "низовая", или бытовая коррупция, которая обычно наиболее ярко демонстрирует  разложение государственного аппарата.

 
Однако сегодня уже ни одна страна не может считать себя "застрахованной" от коррупции. Мир глобализируется, а, следовательно, коррупция становится уже не проблемой отдельных стран, а планетарной проблемой. И эта тенденция постепенно все больше осознается.

 
Можно добавить к этому еще, как  минимум, три очевидных аргумента, свидетельствующих об опасности  коррупции для всех, а не только слаборазвитых и переходных стран.

 
Аргумент первый. Взаимозависимость  экономик, в т.ч. финансовых рынков развитых и отчасти развивающихся стран, не только представляет собою определенное благо, позволяя свободно перемещаться капиталам, товарам и услугам, но и существенно повышает риск обвального разрушения мировой экономической  системы в случае краха хотя бы одного из крупных рынков. Нет нужды  говорить, что сегодня рынок может  разрушиться вследствие повышения  уровня его коррупционности. Другими  словами, глобализация экономики несет  с собою и глобализацию коррупции. 
 
Аргумент второй. Одной из главных угроз отдельным странам и международной безопасности стал терроризм. Но терроризм успешен во многом благодаря именно мелким и крупным коррупционным сделкам. Как у террориста, так и у коррупционера "нет родины". У них есть только личные цели, хотя для террористов-организаторов эти цели артикулируются как "идейные". Как бы то ни было, сплав терроризма с коррупцией являет собой гремучую смесь, способную взорвать национальную и международную безопасность. 
 
Аргумент третий. Высокий уровень коррупции становится удобным поводом для политических спекуляций и легко приводит к власти силы тоталитарного порядка. Разумеется, коррупция в условиях диктатуры и тотального контроля не уменьшается, а только видоизменяется. Но, во-первых, осознание обществом масштабов коррупции затушевывается в силу закрытости диктаторских режимов, а во-вторых, даже если такое осознание возникает, оно не влияет на масштабы коррупции, ибо демократические институты уже не действуют. Угроза установления подобных режимов опасна не только для самих переходных стран, но и для их соседей, а также для всего мирового сообщества, ибо нынешнее устройство мирового порядка, включающее, например, понятие "страна-изгой", существенно снижает уровень международной безопасности.

 
Разумеется, сказанное не означает, что многие государства – как  развитые, так и переходные –  не понимают опасностей коррупции. Речь идет лишь о том, что комплексы  защитных мер от коррупции отражают несколько устаревший взгляд на коррупцию  только как на разновидность преступлений или дисциплинарных проступков. Этот взгляд вреден тем, что, исповедуя его, государство консервирует традиционные антикоррупционные стратегии – "сознательной пассивности" или "войны".

 
Общечеловеческий прогресс обусловил  радикальное повышение коррупционной  опасности для всего мира. Но достижения прогресса способны служить и  выстраиванию системы защиты от продуцируемых  им негативных явлений и угроз. Новая  реальность обязывает по-новому взглянуть  и на арсенал средств, которые  может противопоставить общество коррупционной  опасности.

 
Коррупция без постоянного противодействия  ей имеет свойство расширяться. Вот  почему все более естественным для  любого государства становится осуществление  постоянной антикоррупционной политики. Лишь эта стратегия представляется единственно эффективной в нынешних условиях. При этом она не противопоставляется  применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более  эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания. 

 
В частности, проводя антикоррупционную  политику, государство и общество могут увидеть, в чем состоят  слабости полицейского, контрольного и судебного механизмов, и скорректировать  эти механизмы, а главное, минимизировать коррупционные проявления в самих  юрисдикционных органах.

 
Если до сих пор функция борьбы с преступностью (шире – охраны правового  порядка) включала в себя и борьбу с коррупцией, то сегодня антикоррупционная  политика должна стать самостоятельной  функцией государства. Это необходимо даже в тех государствах, где отмечается относительно низкий уровень коррупции, и уж тем более в транзитных странах, проводящих экономические  реформы после многолетнего отсутствия права частной собственности  и конкурентной среды.

 
Для наглядности сравним функцию  антикоррупционной политики с функцией обороны. Последняя является весьма дорогостоящей, но в мире можно насчитать  лишь единицы государств, которые  не включают оборону в число своих  базовых функций. Если к обороне  подходить с тех же позиций, с  которых подходят обычно к борьбе с коррупцией, может показаться, что только инерция традиций требует  сохранения данной функции, поскольку  захватнические войны перестали  быть правилом международной жизни. Но отнюдь не дань традиции заставляет даже небольшие государства тратить  огромные суммы на содержание и постоянное перевооружение своих армий. Естественное чувство самосохранения (у государств, а точнее, у обществ тоже могут  быть чувства и инстинкты) побуждает  государство поддерживать один из своих  главных инструментов в состоянии  постоянной готовности к отражению  потенциальной опасности. Функция  борьбы с коррупцией должна стать  такой же естественной государственной  функцией. 
 
Разумеется, и у стратегии постоянной антикоррупционной политики есть свои недостатки. Главный из них – существенные финансовые затраты государственного бюджета. Однако в отличие от многих других государственных функций антикоррупционное противодействие вполне окупает себя даже экономически, не говоря уже о моральном и политическом смыслах.

Информация о работе Антикоррупционная политика. Региональное измерение