Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:42, реферат
Коррупция, захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические устои. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.
Введение
Глава 1. Антикоррупционная правовая политика современной России.
Понятие антикоррупционной политики как функции государства.
Правовые принципы антикоррупционной политики государства.
Особенности российской антикоррупционной политики.
Партнерство государства и гражданского общества в борьбе с системностью коррупции в России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Коррупция способствует несправедливому
перераспределению жизненных
В 2008 году органами военной прокуратуры было проведено 29,3 тыс. проверок соблюдения органами военного управления и воинскими должностными лицами прав и социальных гарантий военнослужащих.40 Большое внимание уделялось выявлению коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц. Выявлено 7408 нарушений закона в данной сфере, возмещен материальный ущерб на общую сумму 481,5 млн. руб. в 2008 году размер материального ущерба, причиненного воинским частям и учреждениям в результате преступных деяний этой направленности, возрос 2,1 раза и составил 1,6 млрд. руб.
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного общепринятого определения. Оно может быть дано, исходя из конкретных форм проявления этого феномена. Коррупция (от лат. Corrumpere – «растлевать») – неюридический термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам и законам. Наиболее часто этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. В европейских языках этот термин имеет большую семантику, происходящую из исходного значения слова. Еще более широкое определение коррупции можно дать, если рассматривать ее как принадлежность к особому типу социальной системы. В таком контексте коррупция тесно связана с размерами управленческого аппарата: стремление «обуздать» коррупцию создает дополнительные контролирующие органы, что приводит к разрастанию коррупционных связей.
Выделяют так называемую
деловую и бытовую коррупцию,
которая возникает при
Каковы же возможные методы борьбы с этим столь опасным и, тем не менее, весьма укоренившимся явлением?
Один из них – дальнейшее
совершенствование
Так в определении коррупции, данном в
этом законе, указывается только на корыстные
мотивы коррупционных нарушений, связанные
с имуществом или деньгами. Однако при
таком определении не учитывается сфера
нематериальных услуг, которая зачастую
даже выгоднее для коррупционеров и труднодоказуема.
Далее, не предусмотрен жесткий механизм декларации сведений доходов и имущества высокопоставленных чиновников и членов их семей – данная норма не работает, сведения подаются далеко не всеми.
Другим не менее эффективным методом борьбы с коррупцией является экспертиза правовых актов на коррупциогенность. Ведь только в России существует такое понятие, как «взяткоемкость закона». В данной связи этот метод приобретает особую значимость. Основу правовой базы работы по снижению коррупционных рисков законодательства РФ является ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. В частности, п. 3 ст. 5 Конвенции устанавливает, что в рамках политики и практики предупреждения и противодействия коррупции каждое государство-участник стремиться, периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Основные задачи такой
экспертизы как одного из превентивных
способов противодействия коррупции,
влияющих, прежде всего, на причины, а
не на внешние проявления коррупции;
выявление норм, способствующих совершению
коррупционных правонарушений; выработка
предложений по устранению таких
норм; выработка рекомендаций по дополнению
правовых актов или их проектов нормами,
препятствующими совершению коррупционных
правонарушений; общая оценка последствий
принятия проектов правовых актов в
части создания условий совершения
коррупционных правонарушений и
определение возможной
Думается, что Государственной
Думе РФ следует разработать более
специализированную и детальную
методику анализа коррупциогенности
актов внутреннего
Сложности, связанные с выявлением и разоблачением
коррупционеров, заставляют некоторых
специалистов говорить о необходимости
легализации еще одного метода борьбы
с этим явлением – провокации. В юридических
изданиях появляются публикации, одобряющие
или во всяком случае, допускающие провокацию
как средство борьбы со взяточничеством. На
мой взгляд, в сложившихся условиях «все
средства хороши». Так почему бы не использовать
этот старый, проверенный и достаточно
эффективный метод наряду с другими? Но
дабы этот метод был узаконен, следует
исключить из законодательства понятие
провокации.
Заключение.
Антикоррупционная правовая политика государства может быть эффективной только в случае, если она опирается на благоприятную «внешнюю среду»:
К сожалению, в Российской
Федерации подобная благоприятная
среда пока не сформировалась.
12 мая 2009 г. Указом Президента Российской
Федерации № 537 утверждена Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации до
2020 года,56 в которой коррупция названа
одним из основных источников угроз национальной
безопасности в сфере государственной
и общественной безопасности наряду с
разведывательной и иной деятельностью
специальных служб и организаций иностранных
государств, а также деятельностью террористических
транснациональных преступных организаций
и группировок. В Стратегии национальной
безопасности указано, что среди главных
направлений государственной политики
в сфере обеспечения государственной
и общественной безопасности на долгосрочную
перспективу должно стать усиление роли
государства в качестве гаранта безопасности
личности, совершенствование нормативного
правового регулирования предупреждения
и борьбы с коррупцией.
Федеральный закон от 25 декабря
2008г. №273-ФЗ "О противодействии
коррупции" закрепил основные принципы,
правовые и организационные основы
предупреждения коррупции и борьбы
с ней, минимизации и ликвидации
последствий коррупционных
Подобные меры объясняются тем, что
коррупция – это опасное
Одним из превентивных направлений
борьбы с коррупцией является создание
законодательства, препятствующего
совершению государственными служащими
коррупционных сделок.
Реализация антикоррупционной
В целях совершенствования
- обеспечение большей
открытости в деятельности
- дополнительная правовая
регламентация осуществления
- более точное определение показателей,
при наличии которых требуется антикоррупционная
экспертиза законов, нормативных актов
и их проектов; - определение конкретных
временных рубежей и порядка ликвидации
коррупциогенных факторов в действующем
законодательстве РФ;
- уточнение статуса и
функциональных возможностей
- Усилить в системе подготовки юридических
кадров меры по повышению профессионального
уровня специалистов в указанном направлении.
- Полагать целесообразным и своевременным
внедрение в учебный процесс вузов специальной
дисциплины «Противодействие коррупции
и предупреждение коррупционных рисков
в профессиональной деятельности служащих
органов государственной власти».
В интересах обеспечения
комплексного подхода в осуществлении
антикоррупционных мер
Библиографический список использованной литературы
Нормативные акты.
14. Указ Президента РФ
№ 537 «Стратегия национальной
безопасности
Российской Федерации до 2020 года» 12 мая
2009 г./Российская
газета. От 13 мая 2009 г.
Информация о работе Антикоррупционная политика. Региональное измерение