Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление основных аспектов взаимодействия власти и бизнеса, определение особенностей формирования взаимоотношений власти и бизнеса в России 90-х годов, исходя из политической и экономической ситуации в стране.
Задачи.
Определить влияние рыночных реформ, проводимых в России в 90-е годы на формирование взаимоотношений власти и бизнеса.
Определить влияние политической обстановки в стране на формирование взаимоотношений власти и бизнеса .
Рассмотреть понятие «корпоративное государство», проанализировать, возможно ли данное понятие употребить по отношению к России в 90-е годы.
Рассмотреть основные аспекты влияния крупного бизнеса на органы государственной власти.
Рассмотреть основные аспекты влияния власти на представителей крупного бизнеса.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. СПЕЦИФИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ КРУПНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ………………………………………….………………..…………...... . 6
Влияние рыночных реформ 90-х годов на формирование взаимоотношений власти и бизнеса…....................................................6
Взаимоотношения власти и бизнеса в контексте политической ситуации в стране…………………………………………………………...………..8
Глава 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В 90-Е ГОДЫ……………………………………………………...13
2.1 Основные направления сотрудничества и взаимного влияния власти и бизнеса…......................................................................................................13
2.2 Понятие «корпоративного» государства………………….............……..17
2.3 Возможности регулирования отношений власти и бизнеса правовыми методами………………………………………………………………….19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .… 26
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Все вышеперечисленное дает
возможность назвать Россию 90-х
годов корпоративным
Во-первых, он утверждает, что
можно говорить только о тенденции
к сливанию, соединению в единое
целое корпоративно-
Во-вторых, начинающий формироваться симбиоз бюрократии и бизнеса затрагивает не все властные структуры.
«Сказать, что он [симбиоз] задает там тон и что игра там идет по его правилам, было бы большим преувеличением. Его реальное место в системе власти и в политической системе – это место «подсистемы» или части системы, и не более того» [8]
Наиболее важные для развития страны решения принимаются не этими бюрократическими структурами. Кроме того, «даже те решения, которые вырабатываются в рамках указанной подсистемы, вступают в силу лишь с санкции , а нередко и после существенной коррекции, которую вносят в них существующие институты власти» [8] (институт президента, силовые ведомства, региональные власти).
Они так же опираются на корпоративно-бюрократическую систему, но не подчиняются ей.
Однако негативным следствием подобного сращивания власти и бизнеса становится, по мнению С. Перегудова, замыкание крупного бизнеса на корпоративных, узкогрупповых интересах, приводящее к снижению качества его участия в политике.
«Поддержка этим бизнесом одной партии лишает его свободы партийно-политического выбора и политической самостоятельности, побуждает его ставленников использовать свое присутствие в представительных учреждениях для продвижения и закрепления все тех же корпоративных интересов и для еще более тесного взаимодействия с государственной бюрократией и ее верхушкой. Политическое участие, таким образом, на проверку замыкается на все тот же корпоративный интерес».[8]
2.3 Возможности регулирования отношений власти и бизнеса правовыми методами
Для того, чтобы предприниматель мог успешно работать ему необходимо ориентироваться в том правовом поле, в котором существует его бизнес.
Эта задача является крайне сложной даже в наши дни, так как требуется собрать абсолютно все нормативные правовые акты, которые регулируют данный вид предпринимательской деятельности. Эту работу должны выполнять дипломированные и высококвалифицированные юристы, но и они не всегда способны охватить все существующие законодательные акты. Это приводит к тому, что многие бизнесмены осуществляют свою деятельность, не учитывая существование ряда нормативных правовых актов, которые государство требует от них исполнять.
Еще более сложным это было в России девяностых годов двадцатого века в связи с тем, что система нормативных актов только начинала выстраиваться, в ней наблюдалась масса пробелов, неточностей и противоречий. Очень многие сферы деятельности предпринимательства вообще не регламентировались какими-либо из существовавших нормативных актов.
Таким образом, для выстраивания отношений власти и бизнеса в правовом поле, для установления благоприятного правового режима, во-первых, осуществить формирование отраслевых баз данных нормативных правовых актов или извлечений из них для каждой сферы деятельности бизнеса и, во-вторых, обеспечить предоставление их предпринимателям.
После того, как данные правовые базы будут сформированы, необходимо провести их комплексную экспертизу, которая «будет включать в себя антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующего воздействия и
независимую экспертизу административных регламентов с целью выявления
«плохих» и спорных норм» [10].
В случае обнаружения данных спорных норм необходимо разработать
предложения по их совершенствованию, объединяя ресурсы различных организаций, имеющих непосредственное отношение к данной сфере и добиваться их рассмотрения органами власти, ответственными за правовое регулирование данной отрасли.
Данный проект надо реализовать как минимум в приоритетных для страны отраслях предпринимательства.
Данные задачи по созданию благоприятного правового режима для деятельности предпринимателей надо решать не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях, поскольку как раз на этих уровнях складывается наиболее тяжелая ситуация в сфере распространения коррупции, нарушений антимонопольного законодательства и т. д.
Второе направление работы с регулированием отношений между властью и бизнесом лежит в сфере борьбы с коррупцией.
Здесь можно выделить несколько направлений.
Во-первых, это установление четких стандартов исполнения должностными лицами перечня своих обязанностей и осуществление надзора за следованием данному стандарту.
Во-вторых, это формирование механизмов, имеющих большую степень независимости от органов исполнительной власти. Это, в первую очередь, независимая судебная система, позволяющая осудить нарушившего закон чиновника. Помимо этого, к данным механизмам относится свобода средств массовой информации, то есть свобода слова, разделение властей и так называемая система «сдержек и противовесов».
Разделение властей стимулирует их надзор друг над другом, повышает информационную прозрачность власти.
В-третьих, косвенным способом борьбы с коррупцией является проведение демократических выборов, на которых избиратель отстраняет от власти тех чиновников, которые были замечены в коррупции. Однако избиратель может проголосовать за определенного кандидата, руководствуясь его идеологической базой и игнорируя коррумпированность его партии и его самого лично. Выборы по открытым партийным спискам обеспечивают большие возможности для борьбы с коррупцией.
В-четвертых, это анализ законов и дальнейшее объяснение гражданам их прав и обязанностей, возможных санкций за взяточничество, хода судебной процедуры.
В-пятых, это развитие гражданского общества и открытость финансовых операций внутри ведомств. Гражданский контроль может быть осуществлен через публикацию и открытые обсуждения внутриведомственных документов в Интернете.
В-шестых, это повышение уровня социального обеспечения чиновников: предоставление им качественного медицинского обслуживания, большой пенсии, возможности приобретения недвижимости в рассрочку. Всё увеличивает риски чиновника в случае, если его поймают на коррупционной деятельности.
Еще одно направление – это борьба с бюрократизмом.
«Негативное содержание бюрократических отношений формирует прежде всего многочисленная группа противоречий, возникающих между различными объединениями, подразделениями и индивидами, составляющими аппарат управления. Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления». [6]
Бюрократическому аппарату не выгодна реальная оценка обществом эффективности управления и вмешательство общества в действия бюрократической системы.
«Обозначенные выше противоречивость, внутренняя нестабильность процесса управления вообще, являются, по мере развития, нарастания того или иного противоречия источником повышенной конфликтности социального управления, его бюрократизации». [6]
Результатом труда чиновника управленческое решение, которое является как бы произведенным товаром, причем товаром ценным. Как и любой товар, следовательно, данное решение можно продавать. Как именно осуществляется эта продажа, мы рассматривали выше.
«По мере замещения общественного интереса корпоративным, эффективность труда чиновника падает, им производится все меньше потребительских стоимостей в виде необходимых для общества управленческих решений. В то же время, бюрократия стремится полностью подчинить себе вопросы распоряжения средствами производства, так как это главное условие реализации властной функции в обществе». [6]
Как становится ясно из вышесказанного, бюрократизм и коррупция тесно связаны.
Таким образом, мы видим, что для регулирования отношений органов государственной власти и представителей бизнес-структур, в первую очередь, представителей крупного бизнеса, необходимо действовать одновременно с двух сторон.
Со стороны властных структур следует минимизировать возможность коррупции при помощи рассмотренных нами выше механизмов. Также следует бороться с проявлениями бюрократизма, делать бюрократическую систему более прозрачной и, тем самым, минимизировать возможности для злоупотребления чиновников своим положением.
Со стороны бизнес-структур необходимо обеспечить выполнение ими стандартов предпринимательства, соответствующие существующим законодательным актам.
Таким образом, удастся создать
то правовое поле, которое будет
благоприятно для легального взаимодействия
бизнеса и власти. Уход от корпоративных
интересов повысит
Это и является основными перспективами развития отношений власти и бизнеса в современной России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в нашей работе мы
рассмотрели основные аспекты взаимовлияния
властных структур и бизнеса, проанализировали
значение проводимых в девяностые годы
рыночных реформ и сложившейся политической
ситуации в стране для формирования
определенного типа отношений между
властью и бизнесом, проанализировали
понятия «теневой» экономики
и «корпоративного государства»
Короткие выводы, которые можно сделать по итогам данной работы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Взаимоотношения государства и крупного бизнеса в России в 90-е годы