Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:42, контрольная работа
Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядывающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер.
1. Сущность политической власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Возникновение и этапы развития учения о власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет агрономический
Контрольная работа
по дисциплине: «Политология»
Тема № 3: «Власть как общественное явление»
Выполнил: Чураков А.С.
шифр 990273
Проверил:
2012 год
Содержание
1. Сущность политической власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Возникновение и этапы
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1. Сущность политической власти
Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядывающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер.
Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Основными компонентами власти являются: ее субъект, объект. Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.
Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.
Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которое влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.
Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях”.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.
Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Таким образом, ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир: мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антрополитическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как страх, интерес, убеждение.
Виды власти. Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную ( которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.
В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - международные организации, например, ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень – подчиненные центру организации ( областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства. По способам взаимодействия субъекта и объекта, власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.
Взаимодействие политической и других властей. Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: легальностью в использовании силы в пределах государства; верховенством, обязаностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам; моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от
политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;
многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.
2. Возникновение и
этапы развития учения о власти
Обращаясь к истории, мы
Возникновение политической
Человечеству потребовалось
Попытки осмысления политики делались
уже в глубокой древности. В истории становления и
- Политические учения Древнего Востока;
- Политические учения Древней Греции и Древнего Рима;
- Политические учения Средневековья;
- Политические учения эпохи Возрождения и
- Политические учения Нового времени;
- Современные политические учения.
Рассмотрим эти этапы.
Политические учения Древнего
Характерны тем, что политическая
мысль не выделялась в
самостоятельную область знания, выражалась
в мифологической форме, и господствовало
понимание божественного происхождения
власти.
Для древних египтян,
людей, вершителями земных дел,
У древних китайцев единственным
проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли
Великий мыслитель Древнего Китая
В 4 веке до нашей эры Шан Ян
дал начало направлению,
Политические учения Древней
Подлинной вершиной
Основу науки о политике заложили
древнегреческие философы: Сократ (470 -
99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский
(427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические идеи его
Двухтысячелетняя история
Много сделали для развития
г.) - философ и человек личного
Характерные черты политических учений
- постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
- обособление их как относительно самостоятельной части философии;
- анализ устройства государства, классификация его форм;