Власть как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядывающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер.

Содержание

1. Сущность политической власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Возникновение и этапы развития учения о власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по ПОЛИТОЛОГИИ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

     - поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

   Политические  идеи Платона:  

     - государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности  их удовлетворения в одиночку;

     - залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;

- управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;

- сословие стражей должно защищать государство;

- землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;

- переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.   

 Аристотель, ученик и критик Платона:

     - выдвинул  предположение о естественном происхождении  государства;

- назвал человека политическим существом;

- классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; 

- выделял: правильные формы государственного  правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью  политики является общее благо;  неправильные формы: тирания,  олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;  

- залогом стабильности государства считал наличие в  обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;

- высказывал идею верховенства закона.   

 Римские  философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.

В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое  к середине 4 века становится государственной  религией Рима.   

   Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет трактат «О граде Божием», который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену «граду земному» придет «град Божий», где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.    

  Учение  Августина легло в основу новой  идеологии католической церкви  Средневековья, обосновывавшей приоритет  духовной власти над властью  светской.  

       Политические  учения Средневековья. 

       Средневековье характерно следующими политическими процессами:  

- создание  достаточно крупных, но слабо интегрированных  монархий;

- распад их на раздробленные политические образования;

- расцвет сословно-представительных монархий.   

   Особенности  политических учений этого этапа:  

- безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

- политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;

- социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;

- обоснование теологической теории политической власти.

       Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах – ученый  Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате «О правлении  государей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.     Он  признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

      Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. 

       Характерные черты  политической мысли этой эпохи:  

- освобождение  политической науки от теологии;

- развитие гуманистических начал в политической теории;

- анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

       Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд - знаменитая книга «Государь», в которой Макиавелли:  

- дал самодержцам  исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;

- впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;

- считал, что народ не играет никакой роли в государстве;

- подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;

- утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. 

      Родоначальниками  социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 - 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.   

   Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия - самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха.   

   Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.   

   На  рубеже 17 - 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением.    

 Это  общекультурное движение в качестве  идеала выдвигало утверждение  на земле «царства разума» путем распространения знаний, искоренения  невежества, всестороннего воспитания  личности и пр.   

 В  политической мысли это отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма».    

 Немецкое  просвещение было представлено  работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия,  Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского  Просвещения Дж. Вико  считается одним из родоначальников современной социологии.

       Идея  просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в  трактате  Ю. Крижанича  «Политика». Ее  поддерживал  сам  Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев  (1686 - 1750).  

       Политические учения Нового времени. 

Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в.     

    Характерные  черты политической мысли Нового  времени:  

- формирование  либеральной политической идеологии;

- обоснование необходимости разделения властей;

- анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

- формирование концепции прав человека и гражданина.

Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю  Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.   

   В  первой половине 19-го века завершается  формирование политической идеологии социализма - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772 - 1837).

       В  этот  период  возникают  и  радикально революционные концепции. К ним, в первую  очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), который:  

- утверждал, что главное зло - частная собственность;

- первым разграничил государство и гражданское общество;

- доказывал необходимость прямого народного правления.

       Вторая  половина 19-го века связана с  именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 - 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 - 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 - 1882) и др.   

  В  этот период наибольшую известность  получают Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820 - 1895) - теоретики коммунистического общества.  

        Современные  политические учения.

Современная политическая наука в своем развитии  прошла  следующие 

периоды:    

    Первый  период - становление современной  политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).  Этот  период характерен исследованием  проблем политической власти  и ее социальных основ:  

- теория  заинтересованных групп (А. Бентли);

- теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

- социологическая теория государства (М. Вебер);

- теория олигархизации власти (Р. Михельс);

- психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

       Второй период – активное расширение сфер политологических  исследований (конец  40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:  

     - новая теория демократии (И. Шумпетер);

- плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

- концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер). 

    Третий  период - поиск новых парадигм  развития политической науки  (сер.70-х гг. - наст. время). В  этом периоде разрабатывались  и развивались:  

- футурологическая  концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);

- концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);

- концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

- концепция национального интереса (Г. Моргентау);

- теория элитарной демократии;

- силовая концепция власти.

Современные     политические     теории     и     концепции     можно 

классифицировать по следующим  основаниям:     

 По  уровню исследуемых объектов  политики:  

- концепции глобального или международного порядка;

- концепции общественного уровня;

- концепции политической сферы общества и политического развития;

- концепции важнейших подсистем политической системы общества;

- концепции отдельных или частных политических явлений. 

      По  политико-идеологической направленности:  

     - либеральные;

- консервативные;

- социал-реформистские;

- марксистские;

- анархистские. 

     По  специфике предмета и объекта  исследования:  

- политико-правовые;

- социологические;

- психологические:

- эмпирические.

       Таким образом, история политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.      Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.  

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Зеркин Д. П. «Основы политологии» - Р-н-Д.: Феникс: 1996 г.

2. Мухаев Р. Т. «Основы политологии» - М.: Новая школа: 1996 г.

3. Пугачев В. П., Соловьев А.  И. «Введение в политологию» - М.: 2000 г.


Информация о работе Власть как общественное явление