Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 23:09, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Власть вовсе не является непременно результатом только насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество.
Таким
образом, подчеркивает Соловьев, власть
неизбежно оказывается
Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия
Отсюда
можно сделать следующий вывод:
власть — это один из важнейших
видов социального
2.1 Власть – орудие государства
Власть иногда отождествляют с ее орудиями — государством, с ее средствами — управлением, например, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально.
Сама власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть. Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.
Одно из наиболее распространенных представлений о власти — понимание ее как принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем считаю, что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К сожалению, это свойственно было марксистской традиции политической мысли. Марксова констатация — «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» превратилась в императив революционного мышления, и действия. Свести властные отношения к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том, что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния.
Сказанное
позволяет принять позицию тех
авторов, которые исходят из того,
что понятие «власть» означает право
и возможность одних
Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти, формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множеств в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти.
Политическая
власть существовала, как известно,
не всегда. В примитивных обществах,
т.е. в обществах, социально не структурированных,
общая власть еще не носит политического
характера, так как нет проблем, которые
вызывают к жизни политику, — проблем
достижения согласия. Политическая власть
возникает в обществе, где люди разделены
разными интересами, неодинаковым положением.
В примитивном обществе власть ограничена
родственными племенными связями. Политическая
власть определена пространственными,
территориальными границами. Политической
властью обеспечивается порядок на основе
принадлежности человека, группы к данной
территории, социальной категории, приверженности
идее. При неполитической власти нет жестких
различий между управляющими и управляемыми.
Политическая власть осуществляется всегда
меньшинством, элитой. Политическая власть
возникает на основе соединения процесса
концентрации воли множества и функционирования
структур (учреждений, организаций, институтов),
взаимосвязи двух компонентов: людей,
которые сосредоточивают в себе власть,
и организаций, через которые власть концентрируется
и реализуется.
2.2 Формы власти
Конечно,
каждая форма проявления власти заслуживает
внимания и изучения. И этим занимаются
соответствующие научные
власть действует на основе права от имени всего общества;
властвования в пределах страны;
Нередко
власть и принуждение
2.3 Основные элементы власти. Субъекты и объекты власти
Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной
Субъект определяет содержание властного отношения через:
1)
приказ (распоряжение) как властное
повеление подчиниться воле
2)
подчинение как поведение
3)
наказание (санкции) как
4)
нормирование поведения как
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) — второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.
Осознание зависимости
Масштабы
отношения объекта к субъекту
власти простираются от ожесточенного
сопротивления, борьбы на уничтожение
до добровольного, воспринимаемого с радостью
повиновения. В сущности, подчинение также
естественно присуще человеческому обществу,
как и руководство. Как отмечал В. Пугачев
и А. Соловьев, готовность к подчинению
зависит от многих факторов: от качеств
объекта власти, от характера предъявляемых
к нему требований, от ситуации и средств
воздействия, которыми располагает субъект,
а также от того, как исполнитель воспринимает
объект в зависимости от наличия (или отсутствия)
у него авторитета.
2.4 Власть и страх
Качества
объекта политического
Преобладание в обществе людей,
Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства.
В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На пример, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.
В то же время механизм властного общения, по-видимому, включает в себя и давление «снизу» различных групп и слоев гражданского общества, имеющих свои зоны влияния и сферы интересов, которые через каналы «обратной связи», систему представительства и другие формы демократического волеизъявления оказывают воздействие на состояние властных отношений в той или иной стране. Необходимо включить в эти зоны («поля») действия регулятивного механизма общения три проекции («плоскости») власти и влияния, получившие в современной политологии названия:
Сложность понимания власти как регулятора совокупной деятельности людей состоит в необходимости учета при анализе ее функционирования в современном обществе различных и зачастую разнонаправленных способов ее политического действия.
Как считает Ильин, цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения: