Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 23:09, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
3.
Виды власти
3.1 Традиционная власть
Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М. Вебер характеризует как традиционную власть. Здесь действует авторитет «вечно вчерашнего», освященный историей. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было».
Традиционное
господство имеет место в патриархальных
обществах, организованных по подобию
семьи, где повиновение отцу главе
рода, является естественной реакцией
на политический порядок, оно считается
в порядке вещей и схоже
по своим психологическим механизмам
с простым подражанием.
3.2 Харизматическая власть
Авторитет носителя харизматической власти — это авторитет какого-то необычного личного дара — харизмы. М. Вебер отмечает, что харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. Носители харизматического авторитета всегда предстают в ауре пророка, излучающего благодатный свет божественной истины и указывающего людям единственно верный путь. В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.р. Харизматическое господство носит ярко выраженный личностный характер. Оно всегда связано с личностью харизматического лидера и в этом отношении существенно отличается от традиционной власти. В случае традиционной власти законность во многих случаях связана не столько с отдельными лицами, сколько с определенными политическими институтами. Личность носителя харизматического авторитета заслоняет стоящие за его спиной политические функции и институты. Аура харизматического пророка и вождя не зависит от того факта, что он является президентом, лидером партии и т. д. Каждый из них — это единственная и неповторимая фигура, а не один из многих заместителей какой-либо позиции в политической организации общества.
От традиционной власти
Оторванность
харизматического господства от обычного
хода вещей проявляется в том,
что оно, как правило, чуждается экономики.
Носители чисто харизматической формы
власти обычно воодушевлены идеальным
образцом общественного устройства, в
осуществлении которого преобладает утопическое
экспериментаторство, а не внимание к
практическим нуждам экономической жизни.
Кроме того, они не склонны к рутинным
способам получения доходов, например,
таким, как налоги, а предпочитают конфискацию,
экспроприацию и т. п., придавая им более
или менее законный вид.
3.3 Рационально-правовая власть
Источник ее законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуры. Например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка.
Следует
иметь в виду, что в реальной
политических жизни едва ли можно
найти какие-то «чистые» типы, связанные
только с одной из форм легитимности.
В действительности можно говорить
лишь о доминировании одной из
форм законности и об определенной
структуре маргинальных или второстепенных
форм, связанных с разного рода социокультурными
традициями и влияниями. Кроме того, в
некоторых Западных обществах можно говорить
о чертах традиционности в восприятии
системы рационально-правовой власти.
3.4 Род власти – предложение В. В. Ильина
Нельзя не согласиться с распределением форм власти по родам, которое предлагает В. В. Ильин, согласно их наиболее принципиальным признакам. Важнейшими основаниями систематизации властных структур по Ильину представляются следующие.
3.4.1 Признак лимитированности
Интервал «безграничная - ограниченная власть». Логика властной организации общества, включающая формы правления, типы политических режимов, виды государственного устройства, в целом векторизована. На масштабных промежутках истории отчетливо направленное движение от безграничной к ограниченной власти. Безграничная власть вбирает многочисленные модификации политико-государственного абсолютизма от моно - до полидержавности. Абсолютизм (самодержавно-тиранический строй) как разновидность апостольства в вопросах власти представляет самовластное всевластие, во многом бессмысленный политический произвол, в принципе свойствен добуржуазному состоянию, однако в варианте диктаторских, деспотических, авторитарно-хунтистских, феодально-монархических клик, фундаменталистских, цезаристских, бонапартистских тираний реставрируется в современности. Характерные предпосылки абсолютизма - слияние законодательных и исполнительных структур, организующих и контролирующих инстанций, узурпация власти одним лицом (группой лиц), беспощадное и беззаконное ущемление прав и свобод подвластных.
Абсолютизму
противостоит опирающийся на либерализм
и парламентаризм демократизм, который
на деле реализует гражданскую
3.4.2 Признак наследуемости
Интервал
«династическая – выборная Власть» Наследуемая
власть (монархии, империи) по сути своей
глубоко трагична, ибо связывает судьбы
страны, народа со щедростью природы, которая
частенько «отдыхает» на детях великих
людей. Наследуемая власть принадлежит
прошлому, однако, точно голова гидры,
восстанавливается там и тогда, где и когда
подрываются здоровые демократические
социальные устои.
3.4.3 Признак элитности
Интервал
«персонифицируемая – не персонифицируемая
власть». В первой части дилеммы - разряды
власти, конституируемые личностными
качествами правителей. Таковы аристократия,
олигархия, меритократия, технократия,
плутократия, иерократия, теократия. Во
второй части дилеммы - типы власти, которые,
подобно охлократии и непосредственной
демократии, строятся на принципах радикального
отвлечения от персональных достоинств
властителей. Топография современной
власти отличается взаимодействием этих
обоих видов: институциализация политики
влечет профессионализацию, а значит индивидуализацию
данной сферы социальной занятости; в
тоже время благодаря крушению идеологии
мессианизма наряду с возрастанием экзистенциальной
ответственности за выработку и принятие
политических решений в наши дни усиливается
значимость легального народовластия.
3.4.5 Признак парциальности
Интервал
«лицензируемая - нелицензируемая власть».
Первый член обозначенной пары характеризует
системы власти, которые вводят ограничения
(дискриминации) на допущение граждан
к потентату (многочисленные цензы - имущественный,
образовательный, этнический, классовый,
сословный, оседлости и д.р.). Цивилизованное
общественное устройство, разумеется,
исключает саму идею проведения властных
цензов, учреждения надзора (цензуры) за
властной деятельностью. В настоящий момент
доминирует тенденция к нелицензируемой
власти.
3.4.6 Признак корпоративности
Интервал
«кастовая – некастовая власть». Речь
идет о наличии котерий - сплоченных замкнутых
политических группировок, преследующих
в общественной жизни своекорыстные цели.
Деятельность этих «лоббистских» структур
узаконивается специфическим регламентом,
поощряющим узкогрупповые вертикали власти.
Будучи частичными, подобные институты
не отражают и не выражают умонастроений,
гражданской воли населения.
3.4.7 Признак моральности
Интервал
«агиократия – порнократия». В этой связи
некоторые исследователи противопоставляют
агиократии – высоконравственной власти
святынь – морально ущербную демократию.
Но как отмечает Ильин, агиократии противостоит
не демократия, а тлетворная порнократия
– власть, использующая святые для большинства
вещи в своекорыстных аморальных целях.
3.4.8 Признак правозаконности
Интервал «правовая – неправовая власть». Правовая власть руководствуется законами, тогда как неправовая власть - авторитарными, волевыми решениями. Правовую власть (номократию) требуется отличать от правой власти. В первом случае подразумевается связанность власти правом - принцип законной власти и власти законов. Во втором - имеется в виду власть, существующая «по праву».
3.4.9 Признак насильственности
Интервал
«легитимная - нелегитимная власть». Легитимная
- законная власть, имеющая конституционные
полномочия. Соответственно нелегитимная
власть - власть, добытая в результате
нападения, захвата, незаконного применения
силы, спровоцированного изменения строя,
прямой и косвенной (подрывная деятельность)
агрессии, пронунциаменто, различных видов
давления.
3.4.10 Признак засилья государственного контроля во всех отсеках общественной жизни
Интервал «тоталитарная – нетоталитарная власть». Происходя от латинского прилагательного totus-весь, целый и наречия totaliter - целиком, понятие «тоталитаризм» употребляется для обозначения такого политической режима, в котором государственная власть, сосредоточиваясь у узкой группы лиц, на основе свертывания демократии, ликвидации конституционных гарантий, посредством насилия, полицейско-приказных методов воздействия на население, духовного порабощения людей полностью поглощает все формы и сферы самопроявления общественного человека.
Политическая
власть как, одно из важнейших проявлений
власти характеризуется реальной способностью
данного класса, группы, индивида проводить
свою волю, выраженную в политике. Понятие
политической власти шире понятия власти
государственной. Известно, что политическая
деятельность осуществляется не только
в рамках государства, но и в других составных
частях социально-политической системы:
в рамках партий, профсоюзов, международных
организаций и т.д.
Заключение
В
данной контрольной работе расписана
попытка раскрыть феномен политической
власти в некоторых ее основных проявлениях.
Власть и есть та основа, которая определяет
политику; власть существует везде, где
есть совместная деятельность; это необходимый
атрибут общественных отношений, суть
которого заключается в переводе материальных
и духовных интересов и сил в совместное
действие. Для того чтобы обеспечить совместность
в любом деле, кто-то должен взять на себя
инициативу распоряжения. Эта инициатива
либо принимается, либо оспаривается.
Такова абстрактная модель функционирования
власти: господства, доминирования и согласия
и подчинения. В реализации же действительного
властного акта дело обстоит гораздо сложнее.
Подчинение и сопротивление оказываются
переплетенными между собою весьма сложным
и для каждого отдельного случая специфическим
образом.
Список используемой литературы