Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:08, реферат
После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны в 1990-е гг. четко подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.
Внешняя политика Республики Беларусь
После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны в 1990-е гг. четко подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.
В соответствии с Декларацией
о государственном
Международное признание. С
последних чисел декабря 1991 г. начался
процесс международного признания
Республики Беларусь. Первыми государствами
мира, признавшими независимость
Беларуси и установившими с ней
дипломатические отношения, были Украина
и США. Они сделали это 27 и 28 декабря
1991 г. соответственно. В течение 1992 г.
произошло полное международное
признание Республики Беларусь. По
состоянию на начало 2000 г. она признана
140 государствами, из которых со 125 установлены
дипломатические отношения. В Минске
действуют 29 посольств, 2 генеральных
консульства, 8 консульств и 9 представительств
международных организаций, Исполнительный
комитет и Экономический суд
СНГ. Беларусь открыла 41 посольство, 5 консульств
в зарубежных государствах, 1 постоянное
представительство при
Республика Беларусь значительно расширила свое участие в международных универсальных и региональных организациях. Она вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, Международную организацию гражданской авиации, возобновила активное членство во Всемирной организации здравоохранения, получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации. В сентябре 1992 г. Республика Беларусь первой из стран СНГ, за исключением России, открыла в Минске Представительство ООН/ПРООН. Она является членом 12 специализированных учреждений ООН.
Беларусь в 1992 г. была принята
в Организацию по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и
Совет Североатлантического сотрудничества
(с 1997 г. называется Советом Евроатлантического
партнерства), получила статус специально
приглашенной страны в Совете Европы,
а в 1993 г. подала заявку на прием в
эту организацию. В 1995 г. страна заключила
Договор о партнерстве и
После провозглашения независимости
значительно расширилась
Вклад в укрепление международной
безопасности. В начале 1990-х гг. приоритетными
направлениями внешней политики
Беларуси являлись: укрепление реального
суверенитета и независимости, сотрудничество
с государствами СНГ в "организации"
постсоветского пространства, налаживание
добрососедских отношений с соседними
странами, превращение Беларуси в
безъядерное и нейтральное
К середине 90-х гг. по всем из этих направлений были достигнуты заметные, а то и впечатляющие результаты. Особенно следует отметить вклад Беларуси в укрепление международной безопасности в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями. Республика получила в наследство от СССР самую высокую в мире концентрацию военнослужащих: 1 военный на 43 гражданских лица. Потребовалось много сил и средств для сокращения армии со 160 тыс. до 80 тыс. чел. По Договору об ограничении вооруженных сил и вооружений в Европе, к которому страна присоединилась в 1992 г., были значительно сокращены количество танков, самолетов, орудий и другой военной техники. К концу 1996 г. Беларусь выполнила условия договора, что потребовало от нее значительных финансовых средств. В связи с этим в 1995 г. реализация ДОВСЕ была временно приостановлена.
В 1992 г. за границы республики
было выведено тактическое ядерное
оружие. В 1993 г. белорусский парламент
ратифицировал Договор о
В 1990 г. Беларусь выдвинула
инициативу о создании в Центральной
и Восточной Европе безъядерной
зоны. В 1996 г. это предложение было
модифицировано президентом А. Лукашенко
в связи с расширением НАТО
на Восток. Но за исключением России
и Украины остальные
Успешно развивались двусторонние отношения Республики Беларусь с соседними странами и великими державами. Несмотря на то что белорусские земли оказались в результате неоднократных разделов периода 1918—1945 гг. в составе соседних государств, правительство Республики Беларусь заявило об отсутствии территориальных претензий к ним. С Россией, Украиной, Польшей, Латвией и Литвой подписаны политические договоры и договоры о государственной границе, которые закрепляют территориальное статус-кво. В июле 1993 г. и январе 1994 г. председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевич и президент США У. Клинтон обменялись взаимными визитами в Вашингтон и Минск. В апреле 1994 г. Беларусь с трехдневным визитом посетил Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос Гали.
Внешнеполитические приоритеты президента. После избрания в июле 1994 г. президентом страны А. Лукашенко начался новый этап в истории суверенной Беларуси и ее внешней политики. Существенные изменения претерпели внешнеполитическая доктрина и механизм разработки и реализации внешней политики белорусского государства. Следует отметить, что Верховный Совет 12-го и 13-го созывов так и не смог принять концепцию внешней политики, хотя проект документа об основных направлениях внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь был подготовлен и представлен на рассмотрение парламента.
В 1995 г. А. Лукашенко сформулировал
следующие внешнеполитические приоритеты
Беларуси: укрепление суверенитета страны;
усиление многостороннего и
До середины 1994 г. механизмы разработки, принятия и реализации решений в области внешней политики были сосредоточены в Верховном Совете и Совете Министров. После введения института президента и особенно принятия на референдуме 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь ведущая роль в сфере разработки и реализации основных направлений внешней политики перешла к президенту. Согласно Конституции он является гарантом реализации внешнеполитических решений, представляет Беларусь в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, ведет переговоры, подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в зарубежных государствах и при международных организациях. В руках президента сконцентрирована и вся кадровая политика в области внешней политики.
Ведущим органом в сфере
реализации внешней политики является
Министерство иностранных дел. За годы
независимости численность
Беларусь и СНГ. Важным
приоритетным направлением внешнеполитической
и внешнеэкономической
Республика Беларусь подписала
и ратифицировала важнейшие уставные
документы СНГ, в том числе
его Устав. Однако Содружество в
силу различных интересов
Белорусское руководство выступает за повышение эффективности деятельности органов СНГ, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма по контролю за выполнением принимаемых решений. Программа реформирования СНГ и позиция Беларуси в отношении этой организации были изложены президентом Республики Беларусь А. Лукашенко в его заявлении от 25 ноября 1997 г.
Интересы Беларуси в рамках
СНГ заключаются в создании полноценной
зоны свободной торговли. Это будет
способствовать формированию в рамках
Содружества полноценной
Интеграция с Россией. Внешнеполитическим приоритетом номер один в политике Беларуси с 1994 г. был провозглашен курс на политическую, экономическую и военную интеграцию с Россией. В 1995 г. был подписан белорусско-российский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Этот основополагающий для отношений двух стран документ ставил эти отношения на международно-правовую основу и закреплял факт существования Беларуси и России как двух независимых и суверенных государств. В 1995 г. они создали Таможенный союз, к которому в 1996 г. присоединились Казахстан и Киргизия, в 1999 г. — Таджикистан. В 1999 г. пять вышеупомянутых государств подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В 1996 г. Беларусь и Россия заключили Договор об образовании Сообщества, в 1997 г. трансформировали его в Союз. В декабре 1998 г. президенты А. Лукашенко и Б. Ельцин заявили в совместной декларации о намерении создать единое союзное государство и провести в 1999 г. референдумы в двух странах по этому вопросу.
В декабре 1999 г. президенты Беларуси
и России подписали в Москве Договор
о создании Союзного государства, который
вступил в силу в январе 2000 г. Договор
предусматривает дальнейшие совместные
шаги двух государств по сближению
и объединению их правовых, экономических,
финансовых, таможенных и иных систем,
формированию межгосударственных властных
структур, что в итоге может
привести к созданию Союзного государства.
Обе страны делегируют ему часть
своих полномочий, заявляя одновременно
о том, что они сохраняют