Внешняя политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:08, реферат

Краткое описание

После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны в 1990-е гг. четко подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя политика Республики Беларусь.docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)

Внешняя политика Республики Беларусь

 

После провозглашения независимости  в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная  политика страны в 1990-е гг. четко  подразделяется на два этапа в  зависимости от типа политического  режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда  в стране существовала парламентская  республика. Второй период начался  в июле 1994 г. с избрания первым президентом  Республики Беларусь А. Лукашенко.

 

В соответствии с Декларацией  о государственном суверенитете, актами о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств Верховный Совет и правительство  Республики Беларусь заявили о строительстве  независимого государства и проведении самостоятельной внутренней и внешней  политики. Принятая в 1994 г. Конституция  Республики Беларусь закрепила обязательства  государства исходить в своей  внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права, которые были объявлены приоритетными  над национальным законодательством. Конституционную силу приобрели  положения о превращении Беларуси в безъядерную зону и нейтральное  государство.

 

Международное признание. С  последних чисел декабря 1991 г. начался  процесс международного признания  Республики Беларусь. Первыми государствами  мира, признавшими независимость  Беларуси и установившими с ней  дипломатические отношения, были Украина  и США. Они сделали это 27 и 28 декабря 1991 г. соответственно. В течение 1992 г. произошло полное международное  признание Республики Беларусь. По состоянию на начало 2000 г. она признана 140 государствами, из которых со 125 установлены  дипломатические отношения. В Минске действуют 29 посольств, 2 генеральных  консульства, 8 консульств и 9 представительств международных организаций, Исполнительный комитет и Экономический суд  СНГ. Беларусь открыла 41 посольство, 5 консульств в зарубежных государствах, 1 постоянное представительство при международных  организациях, 1 торговое представительство.

 

Республика Беларусь значительно  расширила свое участие в международных  универсальных и региональных организациях. Она вступила в Международный  валютный фонд и группу Всемирного банка, Международную организацию  гражданской авиации, возобновила  активное членство во Всемирной организации  здравоохранения, получила статус наблюдателя  во Всемирной торговой организации. В сентябре 1992 г. Республика Беларусь первой из стран СНГ, за исключением  России, открыла в Минске Представительство  ООН/ПРООН. Она является членом 12 специализированных учреждений ООН.

 

Беларусь в 1992 г. была принята  в Организацию по безопасности и  сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и  Совет Североатлантического сотрудничества (с 1997 г. называется Советом Евроатлантического партнерства), получила статус специально приглашенной страны в Совете Европы, а в 1993 г. подала заявку на прием в  эту организацию. В 1995 г. страна заключила  Договор о партнерстве и сотрудничестве и Временное соглашение по вопросам торговли с Европейским союзом, присоединилась к Программе НАТО "Партнерство  ради мира", в 1996 г. вступила в Центрально-Европейскую  инициативу. На сегодняшний день Республика Беларусь — полноправный член более 60 международных межправительственных организаций, еще в 10 она имеет  статус наблюдателя.

 

После провозглашения независимости  значительно расширилась договорно-правовая база международных отношений Республики Беларусь. На 1 сентября 1998 г. ее составляли около 1790 межгосударственных и межправительственных международных документов, в том  числе 1020 многосторонних (из них около 740 в рамках СНГ) и 720 двусторонних (с 55 государствами и 18 международными организациями).

 

Вклад в укрепление международной  безопасности. В начале 1990-х гг. приоритетными  направлениями внешней политики Беларуси являлись: укрепление реального  суверенитета и независимости, сотрудничество с государствами СНГ в "организации" постсоветского пространства, налаживание  добрососедских отношений с соседними  странами, превращение Беларуси в  безъядерное и нейтральное государство, "возвращение в Европу" и  развитие связей с государствами  Запада, международная помощь в ликвидации результатов чернобыльской катастрофы.

 

К середине 90-х гг. по всем из этих направлений были достигнуты заметные, а то и впечатляющие результаты. Особенно следует отметить вклад  Беларуси в укрепление международной  безопасности в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями. Республика получила в наследство от СССР самую высокую в мире концентрацию военнослужащих: 1 военный на 43 гражданских  лица. Потребовалось много сил  и средств для сокращения армии  со 160 тыс. до 80 тыс. чел. По Договору об ограничении вооруженных сил  и вооружений в Европе, к которому страна присоединилась в 1992 г., были значительно  сокращены количество танков, самолетов, орудий и другой военной техники. К концу 1996 г. Беларусь выполнила  условия договора, что потребовало  от нее значительных финансовых средств. В связи с этим в 1995 г. реализация ДОВСЕ была временно приостановлена.

 

В 1992 г. за границы республики было выведено тактическое ядерное  оружие. В 1993 г. белорусский парламент  ратифицировал Договор о стратегических наступательных вооружениях (СТАРТ-1) и  Лиссабонский протокол 1992 г., предусматривающий  присоединение Республики Беларусь к Договору о нераспространении  ядерного оружия в качестве неядерной  державы. В 1993 г. Беларусь подписала Конвенцию о запрещении химического оружия, в 1996 г. — Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. В ноябре 1996 г. из страны было выведено стратегическое ядерное оружие и она де-факто стала безъядерным государством. Последовательная политика Беларуси в области ядерного разоружения получила высокое международное признание.

 

В 1990 г. Беларусь выдвинула  инициативу о создании в Центральной  и Восточной Европе безъядерной  зоны. В 1996 г. это предложение было модифицировано президентом А. Лукашенко  в связи с расширением НАТО на Восток. Но за исключением России и Украины остальные заинтересованные страны (Польша, государства Балтии и др.) не поддержали белорусскую  инициативу, не желая тем самым  закрывать для себя двери в  НАТО.

 

Успешно развивались двусторонние отношения Республики Беларусь с  соседними странами и великими державами. Несмотря на то что белорусские земли  оказались в результате неоднократных  разделов периода 1918—1945 гг. в составе  соседних государств, правительство  Республики Беларусь заявило об отсутствии территориальных претензий к  ним. С Россией, Украиной, Польшей, Латвией  и Литвой подписаны политические договоры и договоры о государственной  границе, которые закрепляют территориальное  статус-кво. В июле 1993 г. и январе 1994 г. председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевич и президент  США У. Клинтон обменялись взаимными  визитами в Вашингтон и Минск. В апреле 1994 г. Беларусь с трехдневным  визитом посетил Генеральный  секретарь ООН Б. Бутрос Гали.

 

Внешнеполитические приоритеты президента. После избрания в июле 1994 г. президентом страны А. Лукашенко  начался новый этап в истории  суверенной Беларуси и ее внешней  политики. Существенные изменения претерпели внешнеполитическая доктрина и механизм разработки и реализации внешней  политики белорусского государства. Следует  отметить, что Верховный Совет 12-го и 13-го созывов так и не смог принять  концепцию внешней политики, хотя проект документа об основных направлениях внешнеполитической и внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь был  подготовлен и представлен на рассмотрение парламента.

 

В 1995 г. А. Лукашенко сформулировал  следующие внешнеполитические приоритеты Беларуси: укрепление суверенитета страны; усиление многостороннего и двустороннего  сотрудничества с государствами  СНГ при углублении отношений  с Россией; развитие отношений со странами Запада, в том числе Центральной  и Восточной Европы; создание благоприятных  условий для сотрудничества с  международными организациями. Однако главным вектором внешней политики стала Россия. В конце 90-х гг. перекос  восточного вектора в ущерб западному  оказался настолько сильным, что  белорусский президент провозгласил курс на многовекторную внешнюю политику. В определенной степени это проявилось в активизации связей со странами Азии, Африки и Латинской Америки  и вступлении страны в 1998 г. в Движение неприсоединения. В 1999 г. была также выдвинута концепция создания "пояса добрососедства" вокруг Беларуси. Однако улучшить отношения с Польшей и странами Балтии, как и нормализовать отношения с государствами Евросоюза, с США и Западом в целом не удалось.

 

До середины 1994 г. механизмы  разработки, принятия и реализации решений в области внешней  политики были сосредоточены в Верховном  Совете и Совете Министров. После  введения института президента и  особенно принятия на референдуме 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь ведущая роль в сфере  разработки и реализации основных направлений  внешней политики перешла к президенту. Согласно Конституции он является гарантом реализации внешнеполитических решений, представляет Беларусь в отношениях с иностранными государствами и  международными организациями, ведет  переговоры, подписывает международные  договоры, назначает и отзывает дипломатических  представителей Республики Беларусь в  зарубежных государствах и при международных  организациях. В руках президента сконцентрирована и вся кадровая политика в области внешней политики.

 

Ведущим органом в сфере  реализации внешней политики является Министерство иностранных дел. За годы независимости численность сотрудников  министерства выросла в несколько  раз, достигнув к началу 2000 г. более 200 человек. В начале 1999 г. система  органов государственного управления, отвечающих за внешнеполитическую и  внешнеэкономическую сферу, была реорганизована. На основе Министерства иностранных  дел, Министерства внешнеэкономических  связей и аппарата Министра по делам  СНГ было создано единое Министерство иностранных дел. Главной задачей  реорганизованного МИД стала  координация внешнеполитической и  внешнеэкономической деятельности страны, а также развитие торгово-экономических  связей Беларуси с зарубежными государствами. Большинство структурных подразделений  МИД преобразовано таким образом, чтобы они были способны оказывать  комплексное политико-экономическое  содействие белорусским государственным  органам, общественным организациям и  предприятиям всех форм собственности, белорусским гражданам в их контактах  с зарубежными организациями, фирмами, гражданами иностранных государств.

 

Беларусь и СНГ. Важным приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является укрепление двустороннего и многостороннего  сотрудничества со странами СНГ. Она  выступает за превращение Содружества  в региональную организацию с  высоким уровнем экономической  и политической интеграции. Белорусские  представители активно участвуют  во встречах руководителей государств и правительств, работе координационных  органов СНГ (Межпарламентской Ассамблеи, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Межгосударственного  экономического комитета и др.). Столица  республики город Минск является местом нахождения исполнительных и  координационных органов СНГ.

 

Республика Беларусь подписала  и ратифицировала важнейшие уставные документы СНГ, в том числе  его Устав. Однако Содружество в  силу различных интересов государств-членов и центробежных процессов на постсоветском  пространстве не смогло стать эффективным  инструментом согласования интересов  и создания сплоченного политико-экономического сообщества. В рамках СНГ возникли региональные группы государств по интересам (Союз Беларуси и России, Центрально-Азиатский  союз, ГУУАМ—Союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы). В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности стран  СНГ, заключенного в 1992 г. в Ташкенте, вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. На новый срок Ташкентский договор  продлили Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Россия и Таджикистан. Украина  отказывается участвовать в политических и военных интеграционных мероприятиях Содружества. Учитывая существенные расхождения  между государствами-членами относительно дальнейших перспектив развития Содружества, Совет глав государств узаконил концепцию  разноскоростной интеграции на просторах  СНГ. Признано, что экономическое  направление является на сегодняшний  день наиболее перспективным в развитии СНГ.

 

Белорусское руководство  выступает за повышение эффективности  деятельности органов СНГ, их реорганизацию  с целью оперативного принятия решений  и создания действенного механизма  по контролю за выполнением принимаемых  решений. Программа реформирования СНГ и позиция Беларуси в отношении  этой организации были изложены президентом  Республики Беларусь А. Лукашенко в  его заявлении от 25 ноября 1997 г.

 

Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в создании полноценной  зоны свободной торговли. Это будет  способствовать формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры, развитию в будущем  общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении  товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Зона свободной торговли будет содействовать  более плавному и равноправному  вхождению стран Содружества  в мировую систему хозяйства, вступлению во Всемирную торговую организацию, развитию сотрудничества с другими  международными организациями. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические  интересы Республики Беларусь в рамках Таможенного союза пяти государств заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства.

 

Интеграция с Россией. Внешнеполитическим приоритетом номер  один в политике Беларуси с 1994 г. был  провозглашен курс на политическую, экономическую  и военную интеграцию с Россией. В 1995 г. был подписан белорусско-российский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Этот основополагающий для отношений двух стран документ ставил эти отношения на международно-правовую основу и закреплял факт существования  Беларуси и России как двух независимых  и суверенных государств. В 1995 г. они  создали Таможенный союз, к которому в 1996 г. присоединились Казахстан и Киргизия, в 1999 г. — Таджикистан. В 1999 г. пять вышеупомянутых государств подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В 1996 г. Беларусь и Россия заключили Договор об образовании Сообщества, в 1997 г. трансформировали его в Союз. В декабре 1998 г. президенты А. Лукашенко и Б. Ельцин заявили в совместной декларации о намерении создать единое союзное государство и провести в 1999 г. референдумы в двух странах по этому вопросу.

 

В декабре 1999 г. президенты Беларуси и России подписали в Москве Договор  о создании Союзного государства, который  вступил в силу в январе 2000 г. Договор  предусматривает дальнейшие совместные шаги двух государств по сближению  и объединению их правовых, экономических, финансовых, таможенных и иных систем, формированию межгосударственных властных структур, что в итоге может  привести к созданию Союзного государства. Обе страны делегируют ему часть  своих полномочий, заявляя одновременно о том, что они сохраняют независимость  и государственный суверенитет. Составной частью Договора является Программа мероприятий по развитию Союза Беларуси и России до 2005 г. Принята также Программа экономического сотрудничества двух стран на 1999—2008 гг.

Информация о работе Внешняя политика Республики Беларусь