Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:08, реферат
После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны в 1990-е гг. четко подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.
По состоянию на 1 июня 1999 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией подписано около 200 межправительственных и межгосударственных договоров. В апреле 1999 г. во взаимных поставках участвовали 79 субъектов Российской Федерации (в 1996 г. их было 37) и все регионы Беларуси.
Развивалось двустороннее военно-политическое
и военно-техническое
Вместе с тем интеграционная политика белорусского президента разворачивалась на фоне углубления социально-экономического и политического кризиса в Беларуси, периодического обострения торговых и информационных войн между Беларусью и Россией. Форсированное белорусско-российское сближение подрывало аморфное СНГ и вызывало подозрения у соседей Беларуси. Внутри страны оно сопровождалось нарастающей критикой и противодействием со стороны широких общественных кругов и национально-демократических сил. С приходом к власти президента В. Путина Россия стала демонстрировать прагматический подход к интеграции и твердое желание отстаивать свои государственные интересы в развитии отношений с союзной Беларусью.
Западный вектор внешней
политики. Поворотным пунктом в истории
развития суверенной Беларуси явился
конституционный референдум, состоявшийся
в ноябре 1996 г. Он породил затяжной
конституционно-политический кризис в
стране и ухудшение отношений
с Западом. Международное сообщество,
такие влиятельные
После референдума 1996 г. Запад
и международные организации
ввели ограничительные меры в
отношении Республики Беларусь. Совет
Европы приостановил ее статус специально
приглашенной страны, а Евросоюз —
действие рамочных соглашений 1995 г. США
объявили политику "избирательного
участия", предусматривающую прекращение
контактов с белорусским
В начале 1998 г. в Минске по
предложению белорусского правительства
отрылось Представительство
После распада Варшавского
Договора и СССР перед Беларусью
встала проблема определения отношений
с военно-политической организацией
НАТО. В ноябре 1992 г. страну посетил
генеральный секретарь НАТО М. Вернер.
Он заявил, что Запад и НАТО с
уважением относятся к
С 1994 г. белорусский президент
выступает против расширения НАТО на
Восток и продвижения блока к
границам Беларуси. По мнению руководства
страны, такое решение явилось
бы большой исторической ошибкой
Запада. А. Лукашенко заявлял о
том, что существование НАТО после
распада Варшавского Договора не
вызвано исторической необходимостью
и предлагал альянсу
После того как в 1997 г. Россия
и Украина заключили с НАТО
основополагающие документы о сотрудничестве,
Беларусь оказалась фактически не охваченной
гарантиями безопасности со стороны
альянса. Отношения с НАТО ухудшились
в 1999 г. в связи с военной акцией
блока против Югославии. Беларусь вместе
с Россией внесла в Совет Безопасности
ООН острый проект резолюции с
осуждением интервенции. Однако он не
получил широкой поддержки. В
конце 1999 г. Беларусь вслед за Россией
восстановила официальные контакты
с НАТО. Беларусь выступает за создание
системы европейской
Отношения со странами Востока.
Во второй половине 1990-х гг. активизировались
отношения Беларуси со странами Азии
и Арабского Востока. В ходе визитов
А. Лукашенко в Китай, Индию, Вьетнам,
Сирию, Египет и другие страны Азиатско-Тихоокеанского
региона рассматривались
По мнению белорусского руководства,
наиболее продуктивно из этой группы
стран сотрудничество развивается
с Китаем, Индией, Вьетнамом. Контакты
на различных уровнях между
Белорусская активность в
ООН. После провозглашения независимости
существенно изменился статус Беларуси
в ООН. Вместо прежней роли "дополнительного
голоса" для делегации СССР Республика
Беларусь стала действовать на форуме
наций, исходя из собственных национально-
В 1997 г. по инициативе правительств
Беларуси, России и Украины ООН
разработала программу
Изменение статуса Беларуси
в ООН потребовало по-новому решать
вопрос об уплате взносов в регулярный
бюджет Организации и бюджет операций
по поддержанию мира. В 1995 г. в результате
настойчивых усилий белорусской
дипломатии, поддержанных другими европейскими
странами, было принято решение о
постепенном снижении доли взносов
Беларуси с учетом сложного социально-экономического
положения и необходимости
Белорусские делегации на
самом высоком уровне участвовали
в таких важных всемирных конференциях,
проводимых под эгидой ООН, как: конференция
по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992),
конференция по правам человека (Вена,
1993), конференция по народонаселению
(Каир, 1994), конференция по социальному
развитию (1995) и др. В октябре 1995 г.
на юбилейной, 50-й сессии Генеральной
Ассамблеи ООН с докладом выступил
президент Республики Беларусь А. Лукашенко,
заявив о готовности Беларуси развивать
всестороннее сотрудничество с этой
ведущей международной
В 1995 г. Беларусь выступила за бессрочное продление Договора о нераспространении ядерного оружия. В 1998 г. на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи по инициативе белорусской делегации принята резолюция "Региональное разоружение", в которой содержится одобрение известного предложения о создании в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия.
Республика Беларусь вносит
значительный вклад в решение
еще одной важной проблемы разоружения:
запрещения новых видов оружия массового
уничтожения. Начиная с 1970-х гг. она
выступает инициатором принятия
резолюции Генеральной
Беларусь считает необходимым
реформирование системы ООН и
ее основных органов с целью повышения
эффективности организации, что
включает в себя увеличение количества
постоянных членов Совета Безопасности
и выделение дополнительного
места непостоянного члена
Белорусская дипломатия выступает в ООН за принятие резолюций в целях интеграции стран с переходной экономикой в мировую систему хозяйства, развития предпринимательства и приватизации в интересах устойчивого развития, оказания помощи странам, освободившимся от тоталитарных режимов.
Внешнеэкономические связи.
За годы независимости значительно
расширились торгово-
Основными партнерами Беларуси в области экспорта в 1998 г. были: Россия — 64,9 %, Украина — 5,5 %, Германия — 2,8 %, Польша — 2,6 %, Латвия — 2,4 %, Литва — 2,2 %. В области импорта ведущими партнерами являлись: Россия — 54,3 %, Германия — 8,9 %, Украина — 8,7 %, Польша — 3,3 %, Литва — 2,4 %, Италия — 2,1 %. Во второй половине 1990-х гг. увеличился экспорт белорусской продукции в страны Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, Северной Африки. Главным экономическим партнером Беларуси на протяжении десятилетия оставалась Россия, хотя ее доля в торговом обороте республики постепенно снижается. Со своей стороны, Беларусь является третьим по значению экономическим партнером России, уступая только Германии и США.
Одной из серьезных проблем
внешнеэкономической
Белорусское руководство заинтересовано в наращивании активности на европейском направлении, стремясь использовать объективную экономическую заинтересованность стран ЕС в сотрудничестве с Беларусью. В настоящее время компании из стран ЕС являются основными инвесторами на территории Беларуси. Количество предприятий с иностранными инвестициями, созданных с участием фирм этой группы стран, достигло к началу 2000 г. 625, или 42 % от общего числа таких предприятий. Доля западноевропейских инвесторов в их уставном фонде составляла 137 млн дол. США, или 61,4 % от общего объема иностранных инвестиций. Среди государств — членов ЕС, инвестировавших капиталы в экономику страны, лидировали Германия (56,4 млн. дол., или 41,2 %) и Нидерланды (52,9 млн дол., или 38,6 %). Влияние предприятий с иностранными инвестициями на торговый баланс страны и в целом на ее экономику постепенно возрастает. С 1996 по 1999 г. доля их годового экспорта в общем объеме увеличилась с 2,3 до 7,1 %, импорта — с 3,1 до 9 %.
Заключение
Итоги внешнеполитической деятельности
Республики Беларусь представляют собой
сочетание успехов и неудач, достижений
и просчетов. С одной стороны,
страна добилась всеобщего международного
признания, доказала способность к
независимому существованию в сообществе
суверенных государств, урегулировала
отношения с соседними