Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра политических наук
Выполнение внешних
функций российским государством
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки 2 курса 221 группы
направления 030200 Политология
юридического факультета
Артемовой Юлии Павловны
Научный руководитель
к.п.н., ассистент
кафедры политических наук
______________
А.В. Богданов
подпись, дата
Зав. кафедрой
д.п.н., профессор
______________
А.А. Вилков
подпись, дата
Саратов, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Функции государства
и их структурная организация…………………5
1.1 Понятие и признаки функций
государства……………………………………5
1.2 Формы и методы осуществления
функций государства……………………..7
Глава 2. Внешние функции российского
государства и их реализация на практике……………………………………………………………………………..13
2.1 Функция обороны страны и
обеспечения мира и поддержки мирового
порядка…………………………………………………………………………….13
2.2 Функция интеграции в экономику
и сотрудничества с другими государствами
в решении глобальных проблем………………………………..17
2.3 Функция внешнеэкономического
партнерства и государственной поддержки
иностранных инвестиций………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………..25
Введение
Государство играет одну из
наиболее важных ролей в жизни каждого
общества. Несомненно, развитие государства
и его институтов является историческим
процессом, протекающим по конкретным
законам.
В настоящее время в политической
и государственной теориях обозначают
направления государственной деятельности
как понятие «функции государства», которое
отражает цели и средства, которые применяются
для достижения поставленных задач.
Вопросы о государстве и его функциях
являются первостепенными как в обществе,
так и в области политики, теории государства
и права. Связывают это с тем, что государство
напрямую затрагивает интересы всех существующих
в нем социальных слоев и классов общества,
политических партий. Этот факт является
определяющим для актуальности
данной темы в рамках исследования по
политической теории. Особенно вопрос
актуален при постановке новых стратегических
и геополитических целей и задач, которые
касаются Российской Федерации.
Объектом исследования представленной
курсовой работы являются функции государства,
формы и методы их осуществления на данном
этапе развития российского государства.
Предмет исследования – деятельность
государства в осуществлении функций,
формы и методы правового регулирования
данного вида взаимоотношений.
Цель курсовой работы –раскрытие понятия и признаков
внешних функций Российского государства,
форм и методов их реализации.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие «функция государства» с учетом различных мнений ученых, выявить признаки функций государства;
- Сделать анализ внешних функций российского государства;
- Определить формы и методы осуществления государственных функций на практике.
Методологической
основой исследования в данной курсовой
работе являются как общелогические, так
и теоретические методы. К их числу можно
отнести следующие использованные методы
в ходе исследования - анализ, дедукция
и классификация.
Теоретическую базу составляют учебники и учебные
пособия по теории государства и права,
нормативные акты, кодексы законов, материалы
различных государственных органов и
статистические данные.
Глава 1.Функции государства
и структурная организация
- Понятие и признаки
функций государства
В теории государства и права
для описания того, что «делает» государство,
обычно используется термин «функция»
государства. Данный термин является
заимствованным из разных наук, поэтому
не может считаться собственно ни политическим,
ни юридическим.
Функция в политической и государственной
теориях обозначает направление и предмет
деятельности того или иного политико-правового
института, содержание этой деятельности,
ее обеспечение. Именно в этом смысле употребляется
понятие функции государства, правительства,
министерства и иных органов власти1.
Следовательно, можно сделать
вывод о том, что функция государства -
это комплекс предмета и содержания деятельности
государства на определенном направлении
и обеспечение ее различными средствами.
Реализацию функций осуществляют
различные государственные организации.
Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения
и связи между ними также определяются
функциями государства. Функция всегда
является первичной по отношению к выполняющей
ее вторичной государственной организации.
Кроме того, необходимо придать
особое значение следующему. Теоретическое
описание и обобщение функций, выполнение
которых осуществляется различными органами
государствами, позволяют отнести различные
стороны деятельности государства именно
к его функциям.
Как показывает исторический
опыт, наибольшее влияние на формирование
функций государства оказывают условия
и проблемы современной жизни общества,
глобальные межгосударственные вопросы,
такие как вопросы экологии, ядерного
вооружения, демографии.
Для более детального изучения
«функции» государства обратимся к наиболее
характерным данному понятию признакам,
то есть к тем устойчивым характеристикам,
которые позволяют соотнести различные
стороны деятельности государства. По
мнению исследователя Л.А. Морозовой, к
этим признакам можно отнести:
-предметная деятельность государства,
которая сложилась в важнейших сферах
общественной жизни, таких как экономическая,
политическая, социальная, духовная и
правовая;
-прямая связь между сущностными
и формальными характеристиками государства
и его социальным назначением, которое
реализуется в процессе деятельности
государства;
-деятельность государства,
которая направлена на решение крупных
социально-экономических, политических
и иных задач для достижения крупных и
общественно значимых целей, которые встают
на каждом новом этапе развития общества;
-направление деятельности
государства в определенных формах, в
которых применяются особые, в том числе
и властно-принудительные методы.
С помощью функциональной характеристики
можно подвергнуть анализу не только государство
какого-то конкретного типа в определенный
исторический этап, но и саму государственность
народа.
Подвергая анализу становление
и изменение функций государства, можно
выявить тенденции развития государственной
организации общества на протяжении всей
истории.
Следует также отметить, что
появление и закрепление новых функций
на различных этапах развития государственности
не имеет четко заданного и предопределенного
характера, но причинная зависимость может
быть свойственна тем функциям, в которых
содержаться важнейшие направления деятельности
государства: в политической, экономической,
социальной и иных сферах. Основные функции
все же являются достаточно чувствительными
к глобальным изменениям основных характеристик
государства.
Таким образом, в государственных
системах различных обществ идет продолжение
преемственности функций, но свое действие
продолжает и механизм, который занимается
их обновлением. Например, факторами появления
и закрепления новых функций являются
самоорганизационные, субъективные и
даже случайные хаотические процессы,
а не только степень зависимости той или
иной функций от изменения основных признаков
государства, что означает наличие взаимосвязи
функций не только с государством, но и
со всеми сферами жизни общества.
- Формы и методы осуществления
функций государства
Форма осуществления функций
государства это:
1) деятельность основных механизмов
государства, а также специфические характерные
только для государства виды деятельности;
2) однородная по своим внешним
и внутренним признакам деятельность
органов государства, которые реализуют
его функции2.
Первый критерий позволяет
выяснить основные формы осуществления
функций государства и его законодательную,
управленческую (исполнительную), судебную
и контрольно-надзорную деятельность.
Законодательная деятельность
представляет собой деятельность по созданию
представительными и законодательными
органами власти новых законов, которые
являются обязательными для исполнения
всеми государственными органами, органами
местного самоуправления, должностными
лицами и гражданами и общественными организациями.
Управленческая деятельность
- это оперативная и своевременная реализация
органами исполнительной власти своих
государственных функций в сферах экономики
и культурного просвещения, социального
обеспечения, здравоохранения, транспорта
и внутренней и внешней связи, охраны общественного
порядка внутри страны и обороны границ.
Судебная деятельность - это
реализация функций государства через
осуществление правосудия между всеми
звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорной деятельность
- это осуществление функций государства
через функционирования государственного
надзора и контроля над надлежащим исполнением
законов.
Каждая из названных форм осуществления
деятельности с учетом свойственных определенных
способов и средств, реализует функции
государства.
Данная классификация явственно
показывает процесс реализации разделения
труда между различными звеньями государственного
механизма по исполнению надлежащих функций,
которые тесно соотносятся с разделением
властей.
Стоит сказать, что более широкое
распространение получила все же классификация
по второму критерию, а не по первому. Вторым
критерием охватывается работа всех звеньев
механизма государства с различением
его деятельности на сферу права и организации.
Осуществление функций государства
в правовой сфере представляет собой однородную
деятельность государственных органов,
которая связана с изданием юридических
актов. В правовых формах существует соединение
государства и права, обязанность государства
действовать в рамках своих функций на
основе права и действующего закона. Кроме
того, они отражают способ и методы работы
государственных органов и должностных
лиц и то какие юридические действия совершаются
ими. В список их деятельности включают:
Во-первых, правотворческую,
т.е. деятельность государства по разработке
и принятию правовых норм.
Результатом государственной
правотворческой деятельности являются
федеральные законы, указы, постановления
Правительства, указы президента, инструкции
министерств и ведомств, постановления,
распоряжения и указы органов местного
самоуправления.
Во-вторых, правоисполнительную
– государственную деятельность, которая
выражается в создании условий, которые
обеспечивают реализацию правовых норм.
Основное внимание при исполнении
правовых норм уделяется органам управления,
которые возглавляет Правительство данной
страны. В частности, говоря о нашей стране
в Российской Федерации федеральные органы
исполнительной власти, которое возглавляет
Правительство РФ, реализуют государственные
функции на основании существующего административного
регламента.
В-третьих, правоохранительную
– деятельность государства по осуществлению
контроля и надзора за соблюдением и исполнением
правовых норм, а также применению различных
ответных мер к их нарушителям.
Результат деятельности - издание
актов и применения норм права. Одну из
самых важных ролей в реализации деятельности
по охране права играет Кодекс об административных
правонарушениях3.
К организационным формам осуществления
функционирования государства относится
та деятельность государства, которая
не влечет за собой юридических последствий.
Нужно также отметить, что формы организационной
деятельности имеют право реализовываться
в пределах определенного правового урегулирования
и на основе выполнения требований закона.
Среди них выделяют следующие организационные
формы:
1) Организационно-регламентирующая
форма – текущая работа по организации,
которая, направленна на решение тех или
иных конкретных политических задач, технико-организационное
обеспечение работы различных звеньев
государственного механизма.
2) Организационно-хозяйственная
форма представляет собой текущие хозяйственные
работы по обеспечению материальных ресурсов
для реализации государственных функций.
3) Организационно-идеологическая
форма заключает в себе повседневную разъяснительную
и воспитательную работу в сфере реализаций
государственных функций4.
К методам осуществления государственных
функций относят способы и приёмы, которые
реализуют государственные орган для
выполнения функций государства.
Выделяют четыре основных метода,
с помощью которых осуществляются функции
государства: убеждение, принуждение,
поощрение и рекомендация.
1. Убеждение – ориентирование
субъектов права на определенную
необходимую деятельность без применения
к ним силового воздействия, угроз.
2. Принуждение – выдача
обязательств, для субъектов права
совершать либо не совершать те или иные
определенные действия посредством применения
или угрозы применения того или иного
государственно-принудительного воздействия.