Государственная власть. Легитимность и легальность. Типы легитимного господства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 01:08, реферат

Краткое описание

В 17-18 вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений привела к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

Содержание

Введение
Государственная власть.
Законодательная власть.
Исполнительная власть.
Судебная власть.
Легитимность и легальность власти.
Типы легитимного господства.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос власть. Легитимность и легальность.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

Данное подчинение вытекает в  «законность»,  и носит юридический характер, который  означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность.

В самом общем виде законность можно охарактеризовать как требование строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми, как последовательное проведение законов в жизнь, в поведение людей, в деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. В понятие законности включается также требование высокого качества самих законов. Законность можно рассматривать и в качестве важнейшего метода осуществления государственной власти, состоящего в подготовке и издании законов, а затем в строгом и неуклонном проведении их в жизнь в целях достижения организованности и порядка в обществе.

Государственная власть нуждается в легализации, узаконивании.

Легализация (от корня латинских слов «закон», «законный») государственной власти — это признание правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Обоснование властных полномочий излагается в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях. Однако бывают так называемые конституционные законы, легализующие антинародную, антидемократическую, террористическую государственную власть. Таковы были, например, правовые акты гитлеровской Германии.  Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международного права.

Сравнение

Легализация и легитимация - это два компонента государственной власти, без которых власть не может существовать в демократическом государстве. Многие  события последних лет

остро ставят в обществе вопрос о государственной власти, ее легальности и легитимности,  т.е. её юридической обоснованности, с одной стороны,  и справедливости,  признании, поддержке ее населением – с другой.

Легитимность и легальность государственной власти – близкие по значению термины, которые, тем не менее, имеют различный смысл.

Термин "легитимация" происходит от латинского слова " Legitimus", что означает законный, узаконенный, но данное понятие не юридическое, а фактическое, хотя его составной частью могут быть юридические элементы.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Значит, Конституция провозглашает и определяет народ Беларуси первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Легитимация государственной власти оценивается не по словам ее представителей

а по практической деятельности, по способам решения ею коренных вопросов жизни общества и каждой личности. Население видит разницу между лозунгами о реформах и демократии, с одной стороны, и авторитарными способами принятия важнейших для судеб страны, народа решений с другой.  Нелегитимная власть признается узурпаторской.

Под узурпацией понимается насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы,  то преступная, нелегальная власть - на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество и утвердить в нем

порядок

Отсюда следует что, легитимность власти состоит из:

   * признание  власти населением;

   * власть  является правомерной и справедливой;

   * наличие  у власти авторитета в глазах  населения.

Легальность в свою очередь:

   * имеет  законное происхождение

   * осуществляется  посредством закона (а не путем  произвола, насилия и т.п.);

   * власть  сама подчиняется закону.

Типы легитимного господства

В науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, которая выделяет следующие типы:

1. легитимность, базирующаяся на традиции (традиционная);

2. легитимность, основанная на харизме;

3. легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной  власти.

Традиционная легитимация опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековых, нередко духовно - религиозных традиций и обычаев. Наиболее отчетливо влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается во многих мусульманских странах. Также традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть «выражает дух народа», соответствует обычаям и традициям принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение  для укрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива . Они определяют вопросы престолонаследия структуру органов государства.

Традиции определяют принятие решений в парламенте Индонезии главным образом путем консенсуса. Традиции имеют большое значение для легитимации государственной власти в странах, где действует система англосаксонского права.

Харизматическая легитимность. Харизма – это качества человека, дарованные ему природой и выделяющие его среди остальных. Исторически харизматическая власть существовала в римской империи при Юлии Цезаре, режим Наполеона и Гитлера, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Очень часто сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон или рациональный аппарат управления, не в сложившихся традициях поведения, а в обладании необъяснимым редким даром, вызывающим сходство с религиозным преклонением.

Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от власти,

сколько от веры масс в особые качества вождя-лидера и преклонения перед ним.

Рациональная легитимность – это легитимность государственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом. Здесь также выделяются демократическая легитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих).  Рациональная легитимность основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам; им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона.

По мысли М. Вебера, рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощной опоры, как традиции или харизма. Однако она наиболее надежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функционирования.

На данный момент ни одна из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности. Так, например Гитлеризм использовал традиционное почтение немцев к закону, харизму вождя, прививал населению убеждение в правильности «тысячелетнего рейха». В демократической Великобритании главным является способ рациональной легитимации, но, например, деятельность премьер-министров У. Черчилля и М. Тэтчер имела элементы харизмы, а традиции играют важную роль в деятельности парламента и кабинета. Роль де Голля во Франции в огромной степени была связана с его харизмой как лидера Сопротивления в борьбе против фашистских оккупантов, власть В.И. Ленина и в еще большей мере И.В. Сталина в России была освящена идеологическими факторами и т. Д.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятия «легитимность» и « легальность» государственной власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе — юридический.

Легитимация государственной власти может включать и, как правило, включает ее легализацию. Но легитимация находится в противоречии с формальной легализацией, если юридические законы не соответствуют нормам справедливости, общедемократическим ценностям, установкам, сложившимся у большинства населения страны. В этом случае легитимация либо отсутствует (например, население отрицательно относится к установленным властью тоталитарным порядкам), либо в ходе революционных событий, национально-освободительных движений происходит легитимация иной. Антигосударственной, повстанческой власти, сложившейся в освобожденных районах, которая, становится затем государственной властью.

Возможна ложная легализация и ложная легитимация, когда под воздействием пропаганды, разжигание националистических настроении, использования личной харизмы и других приемов (в том числе запрещения оппозиции и свободной прессы, в результате чего население не имеет должной информации) значительная часть, а то и большинство населения поддерживает государственную власть, удовлетворяющую его некоторые текущие интересы.

Проблемы верификации легализации и легитимации (в том числе ложной) очень сложны. В научной литературе, в том числе зарубежной, они разработаны недостаточно. Легитимация обычно связывается с юридическим анализом подготовки и принятия конституции, с изучением решений конституционных судов и других органов конституционного контроля, анализом данных выборов и референдумов. Меньше внимания уделяется содержанию конституционных актов, характеру деятельности государственной власти, сопоставлению программ политических партий и той политики, которую проводят стоящие у власти. Совсем редким является научный анализ программ в сопоставлении с действиями различных высоких должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Конституция РБ.

2. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата.

3. Антонова Н.Б., Захарова Л.М, Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

4. Легализация и легитимация  государственной власти / под ред. Чиркина В.Е, 1995.

 

 

 


Информация о работе Государственная власть. Легитимность и легальность. Типы легитимного господства