Экономическая
функция является одной из главных
и выражается в выработке
и координации государством стратегии
и тактики развития страны в наиболее
оптимальном режиме. Экономическая деятельность
государства проявляется в установлении
налогов, выдаче кредитов, инвестиций,
определении льгот в отношении некоторых
субъектов хозяйственной жизни, строительстве
инфраструктуры (дорог, транспортных,
энергетических, информационных и других
систем), государство должно создать правовые
основы рынка, т. е. как бы разработать
«правила игры» для хозяйствующих субъектов,
принимать меры по борьбе с монополизмом,
стимулировать предпринимательскую деятельность,
охранять права потребителей и др.
Социальная функция государства проявляется в
осуществлении заботы о человеке как члене
социума: обеспечение солидарных отношений
в обществе, сотрудничества различных
слоёв общества, реализации принципа социальной
справедливости, защита интересов тех
категорий граждан, которые в силу объективных
причин не могут самостоятельно обеспечить
достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры,
матери, дети), поддержка жилищного строительства,
здравоохранения, системы общественного
транспорта. Социальное государство стремится
сгладить социальное неравенство, помочь
слабым и обездоленным. Однако и в этом
деле нужна осмотрительность: социальная
политика проводится за счет налогов,
отчисляемых от предпринимательской деятельности,
и если они высоки, то у предпринимателей
теряется стимул работать.
Образовательная
функция государства. По мнению видных
государственных деятелей Великобритании,
США, Японии, качественное образование
– основа будущего в современную цивилизацию.
Образовательная функция – это деятельность
по обеспечению демократизации образования,
его непрерывности и качественности, предоставлению
людям равных возможностей получения
образования.
Культурная функция - создание условий для удовлетворения
культурных запросов людей, формирования
высокой духовности, гражданственности,
гарантирование открытого информационного
пространства, формирование государственной
культурной политики.
К внешним функциям
государства относятся:
Функция обеспечения
национальной безопасности - поддержание достаточного
уровня обороноспособности общества,
защита территориальной целостности,
суверенитета государства.
Функция поддержания
мирового порядка - участие в развитии системы
международных отношений, деятельность
по предотвращению войн, сокращению вооружений,
участие в решении глобальных проблем
человечества.
Функция взаимовыгодного
сотрудничества в экономической, политической,
культурной и других сферах с другими
государствами.
Также проводится разделение
между:
деятельностью по выработке
политических решений и деятельностью
по выполнению этих решений - государственному
управлению.
Содержание, объем и проявление
функций обусловлены типом общества, его
классовой структурой, волей господствующего
класса. Практика убеждает в том, что чрезмерное
вмешательство государства в дела общества,
стремление регулировать все его процессы
отрицательно сказываются на самостоятельности,
инициативе, ответственности регионов,
местных структур управления, порождает
иждивенчество, потребительскую психологию.
Поэтому за последнее время наметилась
тенденция ослабления воздействия государства
на отдельные общественные дела и процессы.
МОДЕЛЬ БЕЛОРУССКОГО
ГОСУДАРСТВА
В основе функционирования любого государства
лежит определенная модель социально-экономического
развития. В настоящее время в мире известно
несколько типов социально-экономической
политики государства. Все многообразие
данных типов в странах, идущих по капиталистическому
пути развития, сводится к трем основным:
либеральному, консервативному, социал-демократическому.
Белорусская модель представляет собой социально ориентированную
многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы
функционирования рыночной экономики
и такие характерные для белорусского
народа черты, как государственный патернализм,
коллективизм. Данная модель учитывает
ресурсный потенциал страны, а также геополитические,
экологические, социальные, демографические
особенности республики. Основная задача белорусской
модели – на основе высокой эффективности
производства обеспечить достойный материальный
уровень жизни как для всего общества,
так и для отдельных его групп.
Впервые характерные черты белорусской
модели социально-экономического развития
были выделены Президентом Республики
Беларусь А. Г. Лукашенко на итоговом заседании
постоянно действующего семинара руководящих
работников республиканских и местных
органов 22 марта 2002 года. К их числу относятся:
- Сильная и эффективная
государственная власть как важнейшее условие успешного управления страной, обеспечения экономической безопасности государства и граждан. Государственная власть призвана: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять условия эффективного хозяйствования и темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов;
предотвращать криминализацию производства
и чрезмерное расслоение общества.
- Равноправное функционирование
всех форм собственности. Соотношение государственного и частного сектора должно определяться с учетом национальных интересов.
- Приватизация как средство привлечения заинтересованного инвестора. Для белорусской модели приватизации приемлемы лишь те инвесторы, которые связывают с Беларусью долгосрочные и перспективные планы, способны обеспечить развитие экономики страны, взять на себя обязательства по решению проблем трудящихся на принадлежащих им предприятиях.
- Многовекторность внешнеэкономической политики. Это предполагает взаимовыгодное экономическое сотрудничество со всеми регионами мира, а также развитие интеграционных процессов с Россией и странами СНГ.
- Сильная социальная
политика - основа белорусской экономической модели. На современном этапе
целью социальной политики является создание
для каждого трудоспособного гражданина
условий, позволяющих ему своим трудом
и предприимчивостью обеспечить общественное
благосостояние и благосостояние своей
семьи при усилении адресности социальной
поддержки со стороны государства незащищенных
групп населения.
В соответствии с Концепцией развития
народного хозяйства Республики Беларусь
на 2001—2015 годы, утвержденной Советом Министров в марте
2000 года, выделены следующие этапы развития
белорусской экономики:
- 2001-2005 годы - достижение основных экономических параметров 1990 года;
- 2006-2010 годы - завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;
- 2011-2015 годы - заложение основ постиндустриального общества, начало формирования нового технологического базиса производства, переход к информационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе сочетания рыночных механизмов и рычагов государственного управления.
Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015
годы ставит в качестве главной цели на этот период рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015
годы предусматривает совершенствование
системы образования и здравоохранения. В 2007 году республика впервые вышла на
высокий показатель ИРЧП (Индекс развития
человеческого потенциала, который включает в себя уровень образования,
продолжительность жизни, объем ВВП). По уровню образования Беларусь занимает 33 место в мире, опережая
все страны СНГ, по продолжительности
жизни - 72 место, по объему ВВП - 102. Из этого следует, что именно благодаря
уровню образования республика находится
на достаточно высоком месте по ИРЧП. По
данным последнего доклада о развитии
человека, издаваемого ООН, по уровню развития
человеческого потенциала Республика
Беларусь занимает 68-е место в списке из
из 108 государств, опережая все страны
СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном
в группу стран с высоким уровнем развития
человеческого потенциала. Сегодня в стране
около 15 % граждан имеют высшее образование.
Одной из наиболее серьезных проблем
Беларуси является спад рождаемости и
рост смертности. Деятельность белорусского
государства, направленная на оптимизацию
параметров воспроизводства населения
Беларуси, осуществляется в соответствии
с Законом «О демографической безопасности
Республики Беларусь».
Для воспроизводства населения
в Беларуси необходимо, чтобы каждая женщина
за всю свою жизнь родила не менее двоих
детей. Между тем преобладающим типом
семьи в Беларуси стала семья с одним или
двумя детьми. Важную роль в улучшении
показателей движения населения играет
развитие медицины. В прошедшем десятилетии
Беларусь вышла на самый низкий в СНГ уровень
младенческой смертности.
В республике обеспечен масштабный
охват населения медицинскими услугами,
которые в основном субсидируются из государственного
бюджета.
В соответствии с Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015
гг. основной задачей развития здравоохранения
является улучшение показателей здоровья
населения на основе дальнейшего повышения
качества медицинских услуг, обеспечение
за счет бюджетных средств единых социальных
стандартов медицинской помощи каждому
человеку независимо от его места жительства.
Решение поставленной задачи предусматривает:
развитие современной инфраструктуры
медицинских услуг, повышение качества
медицинского обслуживания населения,
внедрение передовых медицинских технологий;
обеспечение доступности медицинской
помощи как для городского, так и для сельского
населения; увеличение инвестиций в здравоохранение
и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство как главная
властвующая и организующая сила общества
призвано обеспечить нормальную деятельность
всех организаций в рамках их уставных
задач, содействовать их развитию и совершенствованию.
Социальное назначение
государства состоит в том, чтобы через
подчинение обеспечить единство общества,
развитие основных сфер жизни, его внутреннюю
и внешнюю безопасность. Благодаря государству
социальная жизнь приобретает организованность
и стабильность, разрешаются социальные
противоречия, устраняется тенденция
распада общества вследствие столкновения
различных интересов.
Государство является
политической организацией всего населения
страны, его общим достоянием и делом.
Без государства невозможны общественный
прогресс, существование и развитие цивилизованного
общества. С усложнением материальной
и духовной жизни общества роль государства
неуклонно возрастает. Увеличивается
число проблем, требующих постоянного
регулирования со стороны государственных
структур, например, проблемы экологии,
здравоохранения.
Обобщая всё вышесказанное,
можно сказать, что государство – основной
и один из важнейших институтов не только
политической системы общества, но и всего
общества в целом. Этот институт возложил
на себя огромный перечень функций и целей
по всестороннему регулированию общественной
жизни.