Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
В начале работы над выбранной нами темой, перед нами стояла цель – произвести общий теоретический и правовой анализ института гражданства и связанных с ним юридических процедур и правовых статусов применительно к современной российской правовой действительности. В рамках достижения поставленной цели нами был определен ограниченный круг научных задач, в соответствие с которым и был составлен план настоящей курсовой работы. К числу таких задач относятся:
1) определение различных научных подходов к пониманию термина «гражданство» и его сущности;
2) выделение характерных черт и основных принципов гражданства;
3) рассмотрение особенностей правового регулирования исследуемого нами правового института как на международном уровне, так и на уровне внутреннего законодательства России;
4) отражение особенностей различных порядков приобретения гражданства, предусмотренных российским законодательством;
5) определение основных способов прекращения российского гражданства и их особенностей;
6) выделение государственных органов, ведающих делами о гражданстве, и специфики их деятельности;
7) отражение основных этапов производства по делам о гражданстве;
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Гражданство Российской Федерации: общие положения ……………………..6
1.1. Понятие, сущность, характерные черты
и принципы гражданства …………………………………………….6
1.2. Правовое регулирование института гражданства
в современной России ……………………………………………...10
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.
Производство по делам о гражданстве ………………………………………..13
2.1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ ………….13
2.2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ …………..17
2.3. Государственные органы, ведающие делами
о гражданстве в Российской Федерации. Производство
по делам о гражданстве ………………………………………..20
3. Правовой статус различных групп населения, в зависимости
от наличия у них гражданства РФ ……………………………………………..24
3.1. Правовой статус гражданина Российской Федерации
и лица с двойным гражданством (бипатрида) …………………..24
3.2. Правовое положение иностранных граждан и
лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации …...27
3.3. Правовой статус беженцев и
вынужденных переселенцев в России …………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы ……………………………..36
1. Единство гражданства РФ. Содержанием данного принципа является указание на то, что никакие субъекты Российской Федерации (в том числе, республики) не имеют полномочий устанавливать собственное гражданство в том случае, если оно повлечет за собой изъятие из единого статуса гражданина России. Таким образом, гражданин республики в любом случае будет одновременно являться гражданином России, и соответствующий этому его правовой статус будет распространяться на всю ее территорию без каких-либо правовых различий.
2. Равенство гражданства. Действие данного принципа не зависит от оснований приобретения гражданства, а также пола, расы, национальности, возраста, социального происхождения и положения и так далее.
3. Принцип сохранения
гражданства при проживании
4. Принцип невозможности
лишения гражданина РФ его
гражданства. Сущность этого
5. Принцип невозможности
высылки российского
При этом некоторыми учеными также выделяются дополнительные принципы: принцип свободного и равного выбора гражданства, принцип допустимости двойного гражданства, принцип сокращения безгражданства, принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака и другие14. Однако, на наш взгляд, такие принципы являются вторичными и прямо не предусмотрены основными правовыми актами в данной области.
1.2. Правовое
регулирование института
Как уже отмечалось ранее, гражданство является одним из важнейших государственно-правовых институтов, в силу чего оно регулируется на самом высоком законодательном уровне. Принципы гражданства Российской Федерации определяются статьями 6 и 61 Конституции РФ, о чем уже шла речь в предыдущей главе, а статья 62 данного нормативно-правового акта закрепляет также возможность беспрепятственного получения гражданином двойного гражданства и основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Важнейшим обстоятельством, недвусмысленно определяющим государственный приоритет в рассматриваемой нами области, также выступает отнесение регулирования российского гражданства к ведению федерации15.
В правовом обеспечении разрешения вопросов гражданства Российская Федерация не может не опираться на международный опыт. В этом отношении при принятии нормативно-правовых актов в данной области в обязательном порядке учитываются положения следующих международных актов:
1) Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, от 12 апреля 1930 года;
2) Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года;
3) Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;
4) Европейской социальной хартии от 30 мая 1996 года;
5) Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 года.
Так как Российская Федерация является членом Содружества Независимых Государств, в нормативно-правовом регулировании вопросов гражданства также учитываются положения Конвенции об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ от 19 января 1996 года.
На данный момент существует
ряд федеральных
Отдельные положения, касающиеся статуса иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года и ФЗ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года, а также рядом отраслевых нормативно-правовых актов.
Что касается подзаконных
правовых актов в данной области,
то здесь следует особо отметить
Указ Президента РФ «Об утверждении
Положения о порядке
Смежной с исследуемой нами темой является тема миграционной политики государства. Ряд исследователей даже предпочитают изучать их вместе, так как, по их мнению, многие практические проблемы в регулировании института гражданства возникают именно из-за недостаточно эффективного ведения государством контроля и правового обеспечения в сфере миграции. В этом отношении нельзя не отметить такой важнейший документ как утвержденную Президентом РФ Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данный акт вводит основные понятия в указанной сфере, определяет цели и направления миграционной политики, устанавливает информационно-аналитическое обеспечение ее реализации и так далее. Применительно к нашей научной работе Концепция имеет особое значение при рассмотрении особенностей статуса отдельных категорий лиц в государстве, произведенном в третьей главе курсовой работы.
Также в этом отношении следует отметить и такие важнейшие акты как Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1, Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1, а также Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 года «О помощи беженцам и переселенцам». Отдельные положения указанных нормативно-правовых актов будут более подробно рассмотрены нами в рамках третьей главы.
В завершение данного пункта можно сделать вывод о том, что на данный момент институт гражданства регулируется с правовой точки зрения достаточно полно, что, однако, не исключает наличия ряда неудачных с практической точки зрения положений в соответствующем законодательстве.
2. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ
ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ
2.1. Основания
и порядок приобретения
Законодательство Российской Федерации предполагает несколько способов-оснований приобретения российского гражданства:
1) по рождению (филиация);
2) в результате приема в гражданство (натурализация);
3) в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);
4) в результате выбора гражданства (оптация).
Рассмотрим каждый из этих способов подробнее.
Как известно, наиболее распространенными
в различных странах мира способами
филиации являются два основных принципа.
Принцип «права крови» предполагает
определения гражданства
Это же относится и к случаю, когда оба родителя (или единственный родитель) ребенка являются гражданами иностранного государства, не предоставляющего такому ребенку своего гражданства. Действие вышеуказанных положений обусловливается деятельностью Российской Федерации по сокращению безгражданства, обязательства в отношении которой были приняты нашей страной в соответствие с международным договором от 30 августа 1961 года.
Второй способ приобретения гражданства – натурализация, является наиболее сложным с точки зрения процедуры и условий осуществления. Надо сказать, что существуют два основных порядка натурализации.
Общий порядок приема в гражданство регулируется статьей 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года. Согласно ему, на гражданство Российской Федерации могут претендовать совершеннолетние, дееспособные иностранные граждане и апатриды при соответствии следующим условиям:
1. Они должны непрерывно проживать на территории РФ не менее пяти лет со дня получения вида на жительство. Непрерывность при этом не означает постоянное проживание. Такое лицо имеет право выезжать за пределы России не более чем за три месяца в течение одного года.
2. Обратившееся с заявлением о приеме в гражданство лицо обязуется соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство (то есть принимает на себя обязательстве в соответствие с частью 2 статьи 15 Конституции).
3. Указанное лицо имеет законный источник средств к существованию.
4. В случае, специально
не предусмотренном
5. Такое лицо должно владеть русским языком (порядок определения уровня соответствующих знаний устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
В случае если натурализуемое лицо соответствует всем указанным выше критериям, оно вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в соответствующий полномочный орган. При этом в рамках общего порядка также предусмотрено сокращение срока непрерывного проживания на территории РФ до одного года в следующих случаях:
1) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание таким лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
2) при предоставлении лицу политического убежища на территории РФ;
3) признание лица беженцем в установленном законом порядке.
В рамках общего порядка также упоминается возможность получения лицом, желающим получить российское гражданство, так называемого почетного гражданства в том случае, если такое лицо имеет особые заслуги перед Россией. В этом случае правила, предусмотренные частью 1 рассматриваемой статьи, не распространяются на это лицо. Это положение справедливо также для граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ (а также в других войсках и воинских формированиях) по контракту не менее трех лет.
Упрощенный порядок
натурализации, регулируемый статьей
14 Федерального закона «О гражданстве»,
предусматривает возможность
1) имеющих хотя бы одного родителя-гражданина РФ, проживающего на территории России;
2) имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, в результате чего остающихся лицами без гражданства;
3) имеющих гражданство государств, входивших в состав СССР и получивших среднее или высшее профессиональное образование на территории Российской Федерации после 1 июля 2002 года;
4) являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории России;