Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
В начале работы над выбранной нами темой, перед нами стояла цель – произвести общий теоретический и правовой анализ института гражданства и связанных с ним юридических процедур и правовых статусов применительно к современной российской правовой действительности. В рамках достижения поставленной цели нами был определен ограниченный круг научных задач, в соответствие с которым и был составлен план настоящей курсовой работы. К числу таких задач относятся:
1) определение различных научных подходов к пониманию термина «гражданство» и его сущности;
2) выделение характерных черт и основных принципов гражданства;
3) рассмотрение особенностей правового регулирования исследуемого нами правового института как на международном уровне, так и на уровне внутреннего законодательства России;
4) отражение особенностей различных порядков приобретения гражданства, предусмотренных российским законодательством;
5) определение основных способов прекращения российского гражданства и их особенностей;
6) выделение государственных органов, ведающих делами о гражданстве, и специфики их деятельности;
7) отражение основных этапов производства по делам о гражданстве;
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Гражданство Российской Федерации: общие положения ……………………..6
1.1. Понятие, сущность, характерные черты
и принципы гражданства …………………………………………….6
1.2. Правовое регулирование института гражданства
в современной России ……………………………………………...10
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.
Производство по делам о гражданстве ………………………………………..13
2.1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ ………….13
2.2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ …………..17
2.3. Государственные органы, ведающие делами
о гражданстве в Российской Федерации. Производство
по делам о гражданстве ………………………………………..20
3. Правовой статус различных групп населения, в зависимости
от наличия у них гражданства РФ ……………………………………………..24
3.1. Правовой статус гражданина Российской Федерации
и лица с двойным гражданством (бипатрида) …………………..24
3.2. Правовое положение иностранных граждан и
лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации …...27
3.3. Правовой статус беженцев и
вынужденных переселенцев в России …………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы ……………………………..36
2) что они совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну в качестве беженцев;
3) что такие лица виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Процедура признания лица беженцем делится на семь основных этапов:
1) обращение лица с ходатайством о признании беженцем;
2) предварительное рассмотрение такого ходатайства;
3) принятие решения
о выдаче свидетельства о
4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в этом;
7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в этом.
В случае если лицо признается беженцем, оно сразу наделяется всей полнотой прав и обязанностей, соответствующих этому статусу и предусмотренных статьей 8 Федерального закона № 4528-1. Так, не только беженец, но и члены его семьи, приобретают право на получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях, на получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации, на пользование предоставленным им жилым помещением, медицинскую и лекарственную помощь и так далее. Таким лицам оказывается содействие в социальной и экономической сферах, в получении образования и участии в общественной деятельности. При этом беженцы во многом приравниваются к российским гражданам.
Беженцы также несут дополнительные обязанности, связанные с необходимостью соблюдения ими законодательно установленного порядка временного проживания. Так, они обязаны вовремя прибыть в центр временного размещения, регулярно проходить переучет, сообщать о смене места жительства, фамилии и так далее.
Что касается вынужденных переселенцев, то их статус также регулируется и специализированным законом РФ, в соответствии с которым вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка31.
Также вынужденным переселенцем может быть признан российский гражданин, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и вернувшийся в Россию, либо вынужденно прибывший в другой субъект РФ. Право быть признанным вынужденным переселенцем распространяется и на постоянно проживающих на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствие со статьей 2 рассматриваемого закона, статус вынужденного переселенца не может быть предоставлен лицу:
1) совершившему преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ;
2) не обратившемуся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства;
3) покинувшему место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Надо сказать, что статус вынужденного переселенца схож со статусом беженца, однако последнему предоставляется меньше свободы в выборе места проживания. Кроме того, процедура получения статуса вынужденного переселенца гораздо более простая. Это обстоятельство позволяет некоторым ученым ставить под сомнение целесообразность выделения двух стадий в процессе рассмотрения вопросов о беженцах32. На наш взгляд, такое решение законодателя вполне обоснованно, так как беженец, априори не являющийся гражданином РФ, требует в своем отношении гораздо более тщательной проверки, чем вынужденный переселенец.
Не стоит, однако, отрицать наличия проблем в миграционном законодательстве Российской Федерации. Наиболее важными среди них, на наш взгляд, являются отсутствие унифицированного понятийного аппарата миграционного законодательства, недостаточная проработанность порядка обращения лица с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца и отсутствие законодательного обеспечения процедуры депортации иностранцев и лиц без гражданства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог научному исследованию, проведенному в рамках данной курсовой работы, можно сделать вывод о том, что институт гражданства является одним из наиболее важных институтов конституционного права. Вопросы, связанные с теоретическими и практическими аспектами гражданства, являются актуальными как для ученых, так и для юристов-практиков. Представим краткие итоги по рассмотренной нами теме:
1. Не смотря на отсутствие
единообразного определения
2. Гражданство характеризуется устойчивостью и юридическим оформлением установленной с гражданином связи, напрямую не зависит от факта проживания лица в государстве и изначально не привязано к его этнической принадлежности.
3. Основными функциями
гражданства являются
4. Институт гражданства
Российской Федерации
5. Основы правового
регулирования вопросов о
6. Законодательно установленными способами приобретения гражданства являются филиация, натурализация, реинтеграция и оптация. Второй и третий способ являются наиболее сложными и требуют соблюдения определенной процедуры, имеющей общий и упрощенный порядок.
7. В Российской Федерации не допускается принудительное лишение гражданства, в силу чего прекращение гражданства РФ возможно только в случае добровольного волеизъявления лица о выходе из такого гражданства. От этой процедуры необходимо отличать отмену решения по вопросам гражданства Российской Федерации.
8. Органами, ведающими
делами о гражданстве РФ, являются
Президент России, МИД РФ и
его территориальные органы, а
также МВД России и его
9. Производство по
делам о гражданстве
10. Между статусом гражданина
и бипатрида практически нет
различий, тогда как для иностранцев
и апатридов действует ряд
ограничений и изъятий,
Таким образом, в заключение данной курсовой работы можно сказать, что институт гражданства в настоящее время регулируется достаточно полно с правовой точки зрения, что, однако, не отменяет наличия практических проблем в этой области, требующих скорейшего и эффективного решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. –№ 4. – Ст. 445.
2. Конвенция о статусе беженцев от 28.07.1951. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
3. Европейская конвенция о гражданстве (ETS N 166) от 06.11.1997. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ: в ред. от 12.11.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон 12.06.2002 № 67-ФЗ: в ред. от 05.04.2013. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ: в ред. от 30.12.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
7. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ: в ред. от 30.12.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
8. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ: в ред. от 09.11.2009. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
9. О беженцах: федер. закон от 19.02.1993 № 4528-1: в ред. от 30.12.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
10. О вынужденных переселенцах: закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1: в ред. от 01.07.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
11. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: указ Президента РФ от 14.11.2012 № 1325: в ред. от 29.12.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
12. Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава: указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1318: в ред. от 07.04.2006. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
13. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Президентом РФ. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Специальная литература
14. Андриченко, Л.В. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы: науч. статья / Л.В. Андриченко, Л.Н. Васильева. // Журнал российского права. – 2006. - № 1. – С. 6 – 18.
15. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник /М.В. Баглай. – М.: НОРМА, 2011. – 768 с.
16. Блинов, А.Б., Чаплин, Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы: науч. статья / А.Б. Блинов, Н.Ю. Чаплин // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – № 4. – С. 3 – 4.
17. Варлен, М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практич. пособие / М.В. Варлен. – М.: Издательство «Проспект», 2010. – 328 с.
18. Варлен, М.В. Новые аспекты института российского гражданства: науч. статья / М.В. Варлен // Законность. – 2002. - № 12. – С. 5 – 9.
19. Калачева, С.А. Вопросы гражданства, въезда, выезда, регистрации в России и странах СНГ: монография / С.А. Калачева. – М.: Издательство «Книга Сервис», 2003. – 224 с.
20. Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник /Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2010. – 608 с.
21. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.В. Лазарева. – М.: Новая правовая культура, Проспект, 2011. – 816 с.
22. Некрасова, С.И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций / С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт-Издат, 2009. – 167 с.
23. Овсепян, Ж.И. Гражданство в России (общетеоретическое, историческое и конституционно-правовое исследование): монография / Ж.И. Овсепян. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2010. – 320 с.
24. Российское гражданство: учеб. пособие / В.Я. Кикоть, А.С. Прудников, И.Н. Зубов; под ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 383 с.
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. –№ 4. – Ст. 445.
2 См.: Варлен, М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практич. пособие / М.В. Варлен. – М.: Издательство «Проспект», 2010. – С. 37.
3 Цит. по: Овсепян, Ж.И. Гражданство в России (общетеоретическое, историческое и конституционно-правовое исследование): монография / Ж.И. Овсепян. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2010. – С. 85.
4 О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ: в ред. от 12.11.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».