Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:39, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение демократии с позиции ее моделей. Задачи, которые помогут как можно глубже рассмотреть этот вопрос:
- дать определение понятию «демократия»;
- какие признаки присущи демократическому режиму;
- выделить формы, в которых может существовать демократия.
Введение
1. Понятие демократии
1.1 Определение демократии
1.2 Характерные черты демократического режима
1.3 Формы демократии
2. Модели демократии
2.1 Классическая демократия
2.2 Протективная демократия
2.3 Демократия развития
2.4 Народная демократия
Заключение
Список использованной литературы
Тема: Демократия как политический режим
Содержание
Введение
1. Понятие демократии
1.1 Определение демократии
1.2 Характерные черты
1.3 Формы демократии
2. Модели демократии
2.1 Классическая демократия
2.2 Протективная демократия
2.3 Демократия развития
2.4 Народная демократия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Демократия (от греч. demos –
народ и kratos – власть) – власть
народа, или народовластие. Это такая
форма государства, его политический
режим, при котором народ или
его большинство является (считается)
носителем государственной
Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями судеб.
Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде и т.д.).
Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение демократии с позиции ее моделей. Задачи, которые помогут как можно глубже рассмотреть этот вопрос:
- дать определение понятию «демократия»;
- какие признаки присущи демократическому режиму;
- выделить формы, в
которых может существовать
1. Понятие демократии
1.1 Определение демократии
Как выразился Бернард Крик, «в лексиконе публичной политики демократия, возможно, является самым надежным словом». Термин, который может обозначать все что угодно, в конце концов не означает ничего. Среди значений, придаваемых слову «демократия» можно выделить, что демократия:
- это система, при которой
власть принадлежит самым
- это правление, которое непосредственно и непрерывно осуществляет сам народ, не нуждаясь в профессиональных политиках или государственных служащих;
- это общество, основанное
на принципе равных
- это система социальных
пособий, помощи бедным и
- это система принятия
решений, основанная на
- это система правления, которая обеспечивает права и интересы меньшинств, ограничивая власть большинства;
- это способ занятия государственных должностей в ходе конкурентной борьбы за голоса избирателей;
- это система правления,
которая служит интересам
1.2 Характерные признаки, присущие демократическому режиму
Современная западная политология выделяет следующие характерные для демократического режима признаки:
1. Власть формируется
в результате регулярных
2. Существует реальное
разделение властей:
3. Существует свобода
слова, различные политические
силы имеют сопоставимые
4. Существует свобода ассоциаций, в том числе и свобода создания политических партий.
5. Существует свобода предпринимательства и право собственности.
6. Существует подотчетность
выборных органов своим
7. Права и свободы являются всеобщими.
1.3 Формы демократии
Различают три главные
формы демократии – прямую (основные
решения принимаются
Суть прямой демократии состоит
в том, что в одном месте
в определенное время собираются
все граждане, имеющие право голосовать,
и публично обсуждают самые важные
решения, в том числе о войне
и мире, форме правления, величине
и способе взимания налогов. Окончательное
решение принимается
Важным каналом участия
граждан в осуществлении власти
является плебисцитарная демократия.
Различие между ней и прямой демократией
состоит в том, что прямая демократия
предполагает участие граждан на
всех важнейших стадиях процесса
властвования (в подготовке, принятии
политических решений и в контроле
за их осуществлением), а при плебисцитарной
демократии возможности политического
влияния граждан сравнительно ограничены,
например референдумами. Гражданам
посредством голосования
Представительной демократией
называется такое устройство общества,
при котором та часть населения,
которая имеет право
2. Модели демократии
демократия власть народ
Несмотря на многообразие
определений понятия «
- классическая демократия;
- протективная демократия;
- демократия развития;
- народная демократия.
2.1 Классическая демократия
Классическая модель демократии
была основана на полисе (древнегреческом
городе-государстве), конкретнее, на той
системе власти, что получила развитие
в крупнейшем и самом могущественном
городе-государстве Греции – Афинах.
Форма прямой демократии, существовавшая
в Афинах на протяжении VI и V веков
до н.э., часто понимается как единственная
чистая или даже идеальная система
политического участия. Хотя эта
модель оказала значительное влияние
на более поздних мыслителей, таких,
как Руссо и Маркс, афинская демократия
являла собой весьма специфический
вид прямого народовластия –
форму, а современном мире имеющую
очень ограниченное применение. Демократия
в Афинах была равнозначна управлению
через народное собрание. Все главные
решения принимались экклесией,
в состав которой входили все
граждане. Она собиралась, по меньшей
мере, сорок раз в год. Если требовались
государственные служащие для постоянной
работы, их избирали на основе жребия или
системы ротации, чтобы было представлено
наибольшее число сограждан; должности,
как правило, не были рассчитаны на
длительные сроки, чем также обеспечивалось
как можно более широкое
Замечательной чертой афинской
демократии был уровень политической
активности граждан. Они не только участвовали
в регулярных встречах Собрания, но
в большинстве своем были и
готовы исполнять любые
2.2 Протективная демократия
При своем возрождении в XVII и XVIII столетиях демократические идеи приобрели форму, которая сильно отличалась от модели классической демократии Древней Греции. Демократию отныне трактовали не столько как механизм участия сообщества в политической жизни, сколько как средство, которым люди могли бы оградить себя от чрезмерного вмешательства государства в их жизнь. Отсюда и название «протективная демократия». Такое понимание демократии в особенности было характерно для ранних либеральных мыслителей, более всего думавших о расширении области свободы личности. Здесь было все то же стремление защитить индивида от всемогущего правительства, что некогда было выражено в самом, наверное, раннем из всех демократических заявлений – вопросе Аристотеля Платону: «Кто будет сторожить стражей?».
Из-за таких же опасений перед
неограниченной властью Джон Локк в
XVIII в. утверждал, что политическое право
голоса вытекает из естественных прав
человека, в частности его права
на собственность. Если правительство
через налогообложение обладает
властью экспроприировать ту или
иную часть собственности, граждане
со своей стороны вправе защищать
себя через контроль над составом
органа, принимающего решения о налогах,
то есть законодательную власть. Иными
словами, демократия стала означать
систему «власти по соглашению»,
функционирующую через
Утилитаризм в своем обосновании демократии тоже опирался на необходимость защиты или поддержки индивидуальных интересов. Бентам при этом утверждал, что раз индивид стремится к удовольствиям и избегает страданий, всеобщее право голоса[1] является единственным способом обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей».
Однако обоснование демократии
принципом защиты индивида имеет
важное, но далеко не решающее значение.
Протективная модель все же предполагает
ограниченную и непрямую форму демократии.
Практически согласие управляемых
здесь выражается посредством голосования
на регулярных и состязательных выборах,
что и обеспечивает подотчетность
обществу тех, кто управляет. Политическое
равенство в данном случае, следовательно,
понимается чисто технически – как
равенство избирательных прав. Более
того, это прежде всего и главным
образом система
2.3 Демократия развития
Первоначальная модель демократии
была более озабочена защитой
прав и интересов личности, но вскоре
в ней появился существенно новый
акцент – акцент на развитии человека
и общества. Новые концепции, возникшие
в этом русле, сегодня можно отнести
к модели, называемой демократией
развития. Наиболее смелый для своего
времени подход в данной области
выдвинул Ж.-.Ж. Руссо. Во многих отношениях
идеи Руссо знаменовали собой
решительный отказ от господствующей
либеральной концепции