Депутатские объединения и фракции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать сущность фракций и депутатских объединений: роль и значение в деятельности Государственной Думы.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений;
2. рассматриваются депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования;
3. описываются современные депутатские объединения Государственной Думы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность депутатских объединений и фракций……………..5
1.1. Понятие и правовой статус фракций и депутатских Объединений……………………………………………………………...5
1.2. Формирование депутатских объединений…………………………6
1.3. Значение депутатских объединений в деятельности представительного органа власти……………………………………….8
Глава 2. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы……………………………………………………………………..11
2.1. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования……………………………..11
2.2. Современные депутатские объединения Государственной Думы: их роль…………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………...21
Список используемой литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа конституционное право Office Word (2).docx

— 47.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3 
Глава 1. Сущность депутатских объединений и фракций……………..5 
1.1. Понятие и правовой статус фракций и депутатских Объединений……………………………………………………………...5 
1.2. Формирование депутатских объединений…………………………6 
1.3. Значение депутатских объединений в деятельности представительного органа власти……………………………………….8 
Глава 2. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы……………………………………………………………………..11 
2.1. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования……………………………..11 
2.2. Современные депутатские объединения Государственной Думы: их роль…………………………………………………………………...14 
Заключение……………………………………………………………...21 
Список используемой литературы……………………………………..23

 

 

 

 
 

 

 

Введение 
         Депутатские объединения являются неотъемлемым, необходимым и существенным элементом любого представительного органа власти, любого парламента. Депутаты, представляющие различные социальные группы, различные партии, отражающие многообразие настроений и мнений народа, объединяются во фракции или группы для того, чтоб вести совместную работу, проводить совместные действия по отстаиванию своих интересов, интересов своих избирателей, партий, движений, предвыборных объединений, регионов 
         В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы. Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат  регистрации.

        Тема данной курсовой работы – «Фракции и депутатские объединения: роль и значение в деятельности Государственной Думы» – актуальна в силу того, что, во-первых, для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы, во-вторых, фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязанности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), в-третьих, Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов. 
           Целью данной работы является описать сущность фракций и депутатских объединений: роль и значение в деятельности Государственной Думы. 
           Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные  задачи: 
1. показывается понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений; 
2. рассматриваются депутатские объединения и фракции Государственной Думы:  особенности  и  мотивы  их  формирования; 
3. описываются современные депутатские объединения Государственной Думы. 
         Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка использованной  литературы.  
         В Главе 1 – Сущность депутатских объединений и фракций – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений. 
          В Главе 2 – Депутатские объединения и фракции Государственной Думы – решается вторая и третья из промежуточных задач, а именно: рассматриваются депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования и описываются современные депутатские  объединения  Государственной  Думы. 
         В Заключении делаются основные выводы по работе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность депутатских объединений  и фракций 
1.1. Понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений 
        Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуется фракцией  и  подлежит  регистрации.  
       Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов  Государственной  Думы.  
      Фракции и депутатские группы обладают равными правами.  
      Объединения депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящим Регламентом, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Подача заявления депутатом о вступлении в депутатское объединение делает недействительным его предыдущее заявление о вступлении в иное депутатское объединение. 
     Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно 
Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам. отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступивших на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. Государственная Дума образует комитеты: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по туризму и спорту; и др.  
           Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной  Думы  данного  созыва.  
Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета. 
 
1.2.  Формирование  депутатских  объединений Депутаты Совета

Вправе образовывать добровольные депутатские объединения – фракции и группы – на основе свободного волеизъявления. 
Депутатское объединение, сформированное по инициативе депутатов, избранных по единому общегородскому избирательному округу, а также депутатов, пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией. Депутат Совета имеет право вступления во фракцию независимо от принадлежности к избирательным объединениям. 1 
Депутаты Совета вправе образовывать депутатские группы по профессиональному, территориальному и другим принципам. 
Депутаты Совета, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения. Депутат Совета не может состоять одновременно в нескольких депутатских  объединениях.  
         Учет депутатских объединений осуществляет председатель Совета в течение трех рабочих дней cо дня подачи председателю Совета следующих документов:  
а) письменного уведомления координатора депутатского объединения об образовании  депутатского  объединения; 
б) протокола собрания депутатов Совета о формировании депутатского объединения, содержащего сведения о наименовании депутатского объединения, составе, а также о лицах, уполномоченных представлять интересы объединения на заседаниях Совета, в отношениях с населением, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и  общественными  объединениями; 
в) письменного сообщения территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Совета по единому общегородскому избирательному округу от соответствующего объединения (для регистрации фракций). 
         Председатель Совета информирует о создании депутатского объединения на ближайшем заседании Совета. Информация о создании депутатского объединения подлежит опубликованию в муниципальных средствах массовой информации. 
        Депутат Совета входит в состав депутатского объединения на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения по его письменному заявлению. Датой вхождения депутата в депутатское объединение считается день принятия решения объединением о его принятии. 
         Депутат Совета вправе выйти из состава депутатского объединения, подав письменное заявление об этом координатору соответствующего депутатского объединения. Датой выхода депутата из депутатского объединения считается день  подачи  соответствующего  заявления. 
        Депутат может быть выведен из состава депутатского объединения на основании решения двух третей от общего числа членов депутатского объединения об исключении его из депутатского объединения. Датой вывода депутата из состава депутатского объединения считается день принятия соответствующего решения.  
        Депутатское объединение вправе принять решение о самороспуске. Решение о самороспуске принимается двумя третями от общего числа членов депутатского объединения. 
Депутатские объединения обязаны представлять председателю Совета сведения о любом изменении в своем составе и самороспуске в течение трех дней с момента  изменения  состава  или  самороспуска. 
      Внутренняя деятельность депутатского объединения организуется им самостоятельно. Организацию деятельности депутатского объединения осуществляет его координатор, избираемый большинством голосов от общего числа  членов  депутатского  объединения. 

1.3. Значение депутатских объединений в деятельности представительного органа власти

Дума, как орган государственной  власти, действует в сфере политики, но ее дееспособность, прежде всего, в  ее законотворчестве, а не в политических баталиях. Законодательный процесс  же излишне политизирован. Принимается  немало законов по малозначительным вопросам. Сохраняется стремление идти путем принятия оперативных законов чрезвычайного характера по относительно частным, но злободневным вопросам, ускорить оформление кратких законов-поправок к существующему законодательству. Однако стремление бежать за событиями в условиях поляризации политических сил в парламенте не прибавляет ему дееспособности.

Другой важной функцией Государственной  Думы являются её контрольные полномочия. Но депутатские запросы часто  не являются для органов исполнительной власти фактом, который подлежит обязательному  рассмотрению и ответу на него. “Правительственный час” нередко превращается в политинформацию того или иного руководителя. Положительное решение вопроса о недоверии Правительству ставит Государственную Думу под угрозу роспуска. Выдвижение обвинения против Президента РФ является очень сложным политическим процессом и конечное решение этого вопроса не входит в компетенцию Думы. Контроль Счетной палаты по отношению к органам исполнительной власти является “внешним”, он мог бы стать более эффективным, если бы был подкреплен постоянным “внутренним” контролем со стороны Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета. Контроль Уполномоченного по правам человека малоэффективен, так как существует слишком много нарушений. Другое дело, если его усилия направить на осуществление действенного контроля за исполнением федеральных законов, непосредственно защищающих права человека. Серьезным недостатком контрольных полномочий Государственной Думы является отсутствие парламентского контроля за исполнением федеральных конституционных и федеральных законов, а также отсутствие такого механизма, когда правительство должно регулярно отчитываться перед представителями народа - депутатами в своей деятельности. Только такой подход способен гарантировать ответственность за принимаемые решения. Кроме этого, парламентский контроль только тогда сможет обеспечить определенную степень эффективности, когда результаты его работы станут достоянием гласности. В этом плане нельзя игнорировать значение Государственной Думы как открытой политической трибуны в руках представительной власти. Но, к большому сожалению, данная сторона деятельности недооценивается. В определенной степени это связано с тем, что сами СМИ не способствуют такой стороне думской работы.

Реальные полномочия Государственной  Думы зависят от степени “равнозначности” разделения властей в РФ. В Конституции  фактически закреплена новая ветвь власти - “президентская”. В руках Президента находятся самые эффективные механизмы “сдержек и противовесов”. Президент оказывает реальное влияние на курс законотворчества Государственной Думы через ежегодные послания Федеральному Собранию и через свою многочисленную администрацию (Аппарат администрации Президента; Главное Государственно-правовое управление; Управление по вопросам внутренней политики; кроме того, время от времени рождаются такие формально-представительские структуры, как большая “четверка”, президентский “круглый стол”). Президент имеет полномочия издавать указы законодательного характера, при этом не определены границы такого нормотворчества. Часто они противоречат Конституции или вторгаются в компетенцию Госдумы. Президент назначает выборы в Государственную Думу, а также может распустить ее в определенных ситуациях. Механизм же отрешения Президента от должности чрезвычайно сложен и, как уже отмечалось выше, окончательное решение этого вопроса не входит в компетенцию Государственной Думы. Если прибавить ко всему вышесказанному выведение этого мощного управленческого аппарата, подчиненного непосредственно Президенту, из-под парламентского контроля, то формируются реальные условия авторитарной власти, ее бесконтрольности и безответственности.

Отношения с Правительством у Государственной Думы тоже складываются не простые. Это связано, прежде всего, с тем, что Государственная Дума, не обладая правом формирования Правительства, сильно ограничена в своем воздействии  на исполнительную власть. Поэтому  взаимодействие исполнительной и законодательной  властей было в последнее время  противоречивым. Правительство и  Государственная Дума воспринимали друг друга скорее как конкурентов, чем как партнеров. Выборы 1999 года в Государственную Думу вывели на первое место фракцию “Единство”. Ее руководитель Б. Грызлов отметил, что впервые согласие законодательной  и исполнительной власти - факт свершившийся. Он заявил, что его фракция является проправительственной и главная ее задача - это налаживание нормальной работы с исполнительной властью. Но такая ситуация может привести к тому, что исполнительной власти ничто не будет мешать оказывать первостепенное влияние на процесс прохождения законопроектов через Государственную Думу. Это обязательно скажется на механизме разделения властей и тогда станет непонятным, зачем вообще нужна представительная власть и выборы. Несомненно, плохо, когда парламент поглощен борьбой за власть; ничем не лучше, однако, будет послушный законодатель, с умилением внимающий всему, что делает правительство.

Информация о работе Депутатские объединения и фракции