Депутатские объединения и фракции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать сущность фракций и депутатских объединений: роль и значение в деятельности Государственной Думы.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается понятие и правовой статус фракций и депутатских объединений;
2. рассматриваются депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования;
3. описываются современные депутатские объединения Государственной Думы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность депутатских объединений и фракций……………..5
1.1. Понятие и правовой статус фракций и депутатских Объединений……………………………………………………………...5
1.2. Формирование депутатских объединений…………………………6
1.3. Значение депутатских объединений в деятельности представительного органа власти……………………………………….8
Глава 2. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы……………………………………………………………………..11
2.1. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования……………………………..11
2.2. Современные депутатские объединения Государственной Думы: их роль…………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………...21
Список используемой литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа конституционное право Office Word (2).docx

— 47.87 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Депутатские объединения  и фракции Государственной Думы 
2.1. Депутатские объединения и фракции Государственной Думы: особенности их формирования

Депутатские объединения — это те органы нижней палаты, которые реализуют программы политических партий, движений, представленных в российском парламенте. В Совете Федерации не существует формализованных депутатских объединений, поскольку структурирование этой палаты происходит не на партийной основе: членами Совета Федерации являются представители субъектов РФ, обладающие реальной властью и отстаивающие интересы конкретных регионов, а не принципы своей политической партии или своего движения. Регламентом Государственной Думы предусмотрены две организационные формы депутатских объединений — фракции и депутатские группы, Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат Государственной Думы направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, ее целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях. 1 Временный секретариат Государственной Думы предоставляет палате, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп. Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях. После прекращения полномочий Временного секретариата Государственной Думы регистрация депутатских объединений осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Согласно регламенту «для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (депутатские объединения)». Согласно статье 16 Регламента Государственной Думы депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Регистрацию фракции осуществляет Временный секретариат Государственной Думы на основании сообщения Центризбиркома РФ о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующего избирательного объединения; письменного уведомления руководителя фракции об образовании фракции; протокола организационного собрания фракции и письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракциюВ случае, если число членов депутатской группы, становится менее 35, то по истечении месяца со дня установления комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы этого факта деятельность соответствующей депутатской группы считается прекращенной. После окончания работы Временного Секретариата изменения числа депутатских объединений в Государственной Думе в ходе созыва регистрирует комитет по регламенту и организации работы Государственной Думы. Именно по предложению фракций и депутатских групп избираются председатели и заместители председателей комитетов Государственной Думы. Таким образом, независимый депутат может получить тот или иной пост только, если его выдвинет какая-нибудь фракция или группа. Закон не ограничивает прав депутата переходить из одного депутатского объединения в другое, независимо от того, по списку какого избирательного объединения он избран. В результате часто депутаты избранные от одного избирательного объединения, в ходе созыва выходят из него и вступают в иные депутатские объединения, особенно часто это происходило с депутатами избранными от КПРФ и ЛДПР. В Государственной Думе неоднократно возникали предложения о введении «императивного мандата» права избирательного объединения отзывать из Думы депутатов, избранных по его федеральном списку, однако ни один проект, направленный на реализацию этих предложений не был принят.

Депутатские объединения имеют достаточно широкие полномочия. Они предварительно обсуждают кандидатуры на должности Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и комиссий палаты, а также персональный состав коллегиальных органов Государственной Думы. Депутатские объединения обладают правом на пропорциональное представительство во всех органах палаты и официальных парламентских делегациях. Комитеты и комиссии Государственной Думы формируются на основе принципа пропорциональности с учетом специальной подготовки депутатов и по договоренности между заинтересованными Д.о. Каждому Депутатские объединения гарантируется право на выступление его представителей по всем вопросам повестки дня заседаний Государственной Думы. Никакое Депутатское объединение не может выступать от имени многонационального народа России.  Проводят как открытые, так и закрытые заседания. Председатель Государственной Думы обеспечивает зарегистрированные помещениями, необходимым оборудованием, административно-техническим персоналом.

2.2. Современные  депутатские объединения Государственной Думы: их роль

В России политическая партия является единственным видом общественного  объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах  государственной власти (п.1 ст. 36 ФЗ «О политических партиях»). Это положение  является правовой новеллой нашего законодательства, так как ранее, согласно ФЗ «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», этим правом обладали и другие политические общественные объединения (политические организации и движения).

В России основными материально-правовыми  предпосылками участия партии в  выборах является наличие у нее  права избирательного объединения, ее участие в выборах соответствующего уровня, выдвижение кандидатов именно в период избирательной кампании и опубликование партией предвыборной программы. Для того чтобы партия была признана участвующей в выборах, необходимо выдвижение кандидатов от нее либо от избирательного блока, в  состав которого она входит, а также  ее участие на всех основных стадиях  избирательного процесса.

Несмотря на то, что выдвижение кандидатов политической партией -сфера внутрипартийных организационных отношений, современное законодательство вторгается в нее, устанавливая ряд требований общего характера, а именно кандидаты должны выдвигаться представительными органами партии и путем тайного голосования.

Стоит заметить, что в  отличие от выдвижения кандидатов, процедура которого достаточно подробно урегулирована избирательным законодательством, вопрос об основаниях отзыва кандидатов фактически передан в ведение  самих партий. Сравнительный анализ данных показывает, что основанием для отзыва кандидата, как правило, служат нарушения норм действующего законодательства, устава партии, а также норм корпоративной этики. Вместе с тем в некоторых партиях нормы устава не определяют предметные основания отзыва: для его осуществления необходимо лишь соответствующее решение уполномоченного партийного органа, без указания его мотивов. Это, несомненно, является проблемным моментом в регулировании избирательной деятельности партий.

Период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами называется избирательной кампанией.

В состав Государственной  Думы входит 450 депутатов. По мажоритарной системе проходят прямые и всеобщие выборы, в результате которых и  формируется Государственная Дума.

Во главе Государственной  Думы стоит Председатель Государственной  Думы. Он избирается из числа депутатов  Государственной Думы тайным голосованием. Если за него проголосовало более  половины от общего числа депутатов, то он становится Председателем Государственной  Думы. В настоящее время, Председателем  Государственной Думы является Грызлов  Борис Вячеславович, а его первым заместителем - Морозов Олег Викторович.

Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом  Государственной Думы.

Внутренняя организация  Государственной Думы включает в  себя две структуры:

-   фракционную - объединения депутатов по партийной принадлежности и совпадающей политико-идеологической ориентации;

- комитетскую — объединения депутатов по профессиональным склонностям.

Депутатская фракция - депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Руководители  Аппарата Государственной думы

Войков  Андрей Иванович (1994—1996)

Трошкин Николай Никитич (1996—2002)

Лоторев Александр Николаевич (2002—2005)

Чернявский Валентин Семенович (2005—2007)

Сигуткин Алексей Алексеевич (2007—2012)

 

Председатели  Госдумы

Председатель Государственной  думы осуществляет взаимодействие с  другими ветвями власти - исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель  председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании  палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские  объединения и депутаты.

Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. - 17 января 1996 г.)

Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. - постановление Государственной  думы №8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР)

Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. - 18 января 2000 г.)

Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. - постановление  Государственной думы №7-II ГД), фракция  КПРФ

Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. - 29 декабря 2003 г.)

Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. - постановление  Государственной думы №6-III ГД), фракция  КПРФ, с 4 июня 2002 г. - независимый депутат

Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. - 24 декабря 2007 г.)

Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. - постановление  Государственной думы №5-IV ГД), фракция  «Единая Россия»

Государственная дума V созыва (с 24 декабря 2007 г. Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. - постановление  Государственной думы №3-V ГД), фракция  «Единая Россия»

Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный с целью предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.[3] В него входят руководители фракций и депутатских групп. Работу Совета Государственной Думы организует Председатель Государственной Думы.

В состав Совета Государственной  Думы входят Председатель Государственной  Думы, руководители депутатских объединений  с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. К полномочиям комитетов относятся:

· внесение предложения по формированию примерной программы  законопроектной работы Государственной  думы на текущую сессию и календаря  рассмотрения вопросов Государственной  думой на очередной месяц; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной  думой;

· подготовка проектов постановлений  Государственной думы;

· подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной  думы;

· подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный  Суд Российской Федерации;

· в соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений  Государственной думы о направлении  представителей Государственной думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

· организация проводимых Государственной думой парламентских  слушаний;

· заключения и предложения  по соответствующим разделам проекта  федерального бюджета;

· анализ практики применения законодательства.

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы. Государственная Дума в  начале первой сессии образует из числа  депутатов палаты комитеты. Какие  именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяется Регламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от его фракционной или комитетской принадлежности. В настоящее время существуют следующие комитеты:

·   Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству;

·   Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

·   Комитет ГД по труду и социальной политике;

·   Комитет ГД по бюджету и налогам;

·   Комитет ГД по финансовому рынку;

·   Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству;

·   Комитет ГД по собственности;

·   Комитет ГД по промышленности;

·   Комитет ГД по обороне;

·   Комитет ГД по безопасности;

·   Комитет ГД по международным делам;

·   Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

·   Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике;

·   Комитет ГД по вопросам местного самоуправления;    

·   Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

·   Комитет ГД по образованию;

·   Комитет ГД по делам женщин, семьи и детей и другие.       

Комитеты являются основными  органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Они формируются по принципу пропорционального представительства  депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и  заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов  по представлению депутатских объединений.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют:

ü  подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;

ü  организуют проводимые палатами парламентские слушания;

ü  решают вопросы организации своей деятельности;

Информация о работе Депутатские объединения и фракции