Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 11:50, контрольная работа
Цель работы – изучить женское политическое лидерство в России.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач: рассмотреть роль и значение женщины в политическом пространстве России, изучить исторический аспект женского политического лидерства, оценить восприятие женского лидерства в России в зеркале общественного мнения, а также перспективы российского политического лидерства женщин.
ВВЕДЕНИЕ
В нашем обществе до сих пор бытует мнение, что женщина и политика — две вещи несовместимые, однако в последние годы все более проявляется тенденция стремления женщин к независимости, самостоятельности. Продвижение женщин во власть рассматривается сегодня как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики.
Однако, не смотря на значимую роль женщины, они до сих пор крайне мало представлены во властных структурах государства. В чем же причина? Это и недостаточная нормативно-правовая база, слабость развития институтов гражданского общества, и невысокая политическая активность самих женщин, низкий уровень развития демократии. Однако главным фактором, который существенно сдерживает продвижение женщин нашей страны в политику и власть является устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных традиций и стереотипов.
Может ли женщина быть лидером? Сегодня ответ на этот вопрос практически не вызывает сомнений. Женщины во главе предприятий, корпораций и государственных структур убедительно доказали свою способность руководить, создавать эффективные организации, вести за собой. Вместе с тем при переходе от рассмотрения отдельных примеров к анализу самого явления женского лидерства мы неизбежно сталкиваемся с рядом вопросов. Что мы имеем в виду, говоря о женском лидерстве: специфически женское поведение в этой роли или саму способность женщины занимать лидирующие позиции? Отличается ли поведение женщины-лидера от поведения мужчины-лидера или лидерство не имеет гендерного измерения и бывает всего лишь эффективным или неэффективным, независимо от того, кто его осуществляет - мужчина или женщина? Наконец, что является причиной отсутствия женщин в политической и экономической элитах: нежелание самих женщин или наличие препятствий на пути к лидирующим позициям?
Глубинный характер перемен, происходящих сегодня в российском обществе, требует их всестороннего осмысления, поиска конструктивных путей преодоления политических, экономических и социальных проблем страны. Крупнейший и до сих пор не вполне востребованный ресурс общества – огромная созидательная энергия мысли, профессионализма и жизненного опыта российских женщин. В сочетании с присущей женщинам природной ответственностью за принимаемые решения, эти благородные личностные качества огромного числа россиянок могут и должны придать мощную динамику социально-экономическим реформам в России.
Исследование политического лидерства женщин приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформация в общественной жизни способствует привлечению женщин к управлению в различных сферах деятельности, в том числе и в политике.
Все эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности и практической значимости изучения женского лидерства в политических структурах, что, в свою очередь, определило тему данной работы.
Вопросы политики и лидерства нашли свое отражение в работах многих ученых психологов, социологов и политологов: Т.Парсонса, Ж.Блонделя, Г.Герта, С.Милза, С.Эванса, С.Митчела и многих других.
Цель работы – изучить женское политическое лидерство в России.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач: рассмотреть роль и значение женщины в политическом пространстве России, изучить исторический аспект женского политического лидерства, оценить восприятие женского лидерства в России в зеркале общественного мнения, а также перспективы российского политического лидерства женщин.
1.1 Женщины-политические лидеры в контексте российской истории
Исторически сложилось так, что роли мужчины и женщины в семейной, социальной и политической отраслях существенно различаются. Во все времена мужчины занимались тяжелым физическим трудом, заработком, политикой. Женщины брали на себя воспитание детей, домашние хлопоты, обустройство быта. Образ мужчины как добытчика и образ женщины как хранительницы домашнего очага, проходят красной нитью через всю мировую историю. Человеческая природа такова, что всегда находятся инакомыслящие личности и не всем по душе те занятия, которые им навязывает общество.
В настоящее время нет ни одного сколько-нибудь значимого общественного движения, в котором не участвовали бы женщины. Но в сознании людей всё ещё бытует мнение, что политика — не женское дело. И прекрасную половину по-прежнему пытаются вытеснить из структур власти. Но она не сдается. Лидеры-женщины появились везде1.
Женщины традиционно представляли собой социальное меньшинство в политике, почти не влияли на принятие решений в вопросах экономического развития, распределения ресурсов, безопасности государства, дипломатии, то есть они не влияли на формирование политики, от которой зависела их собственная судьба. Однако в современном обществе роль женщин постоянно возрастает, во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре. Вся система гендерных отношений западной цивилизации уже давно меняется, и она меняется в пользу женщин.
Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – прорыв женщин в высшие эшелоны власти. Женщин не только призывали к общественной деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в неё. С тех пор стало появляться всё больше женщин-политиков. Политическое лидерство женщин становится реальностью. Но женская волна в политике не означает, что в мире начинает править феминизм. В национальной экономике или политике безопасности пол не играет никакой роли, там все повинуются одним законам2.
Роль женщин в политике и формы женского лидерства на каждом историческом этапе имеют свои особенности, социальные возможности и национальную специфику самореализации женских способностей и амбиций.
Говоря об историческом факторе, также хотелось бы особенно подчеркнуть значение семейных традиций и вообще влияние семьи в формировании характера политического лидера. Именно в семье человек приобщается (или не приобщается) к политике, в ней формируются исходные ориентации, в том числе положение женщины в семье определяет отношение ее членов к участию женщин в политике.
С точки зрения социологии к женскому политическому лидерству применимы те же критерии, что и к мужскому. Вместе с тем необходимо учитывать особенности положения женщин в обществе. По сложившейся многовековой традиции — в зависимости от национальных, географических, государственных и правовых условий, психологических характеристик — доступ женщин к политической деятельности затрудняли и затрудняют многочисленные факторы: обязанности матери; законодательное и фактическое неравноправие с мужчинами на производстве, в оплате труда, в политике; социальная дискриминация по признаку пола во всех сферах общественной жизни.
Сегодня много говорится и справедливо о больших достижениях женщин в западных, в частности скандинавских, государствах. Но не все знают, что в России есть свои исторические традиции женского политического лидерства3.
С незапамятных времен женщины играли в России важную роль. Из двадцати российских царей династии Романовых шесть были женщинами.
В советское время, особенно на уровне официальной доктрины, тезис о равноправии женщин был одной из основ официальной идеологии. Более того, существовали даже официальные нормативы присутствия женщин в органах власти. Так, в 1984 г. в Верховном Совете СССР 35% депутатов составляли женщины.
Женщины-политические лидеры в истории явление несравненно более редкое, чем мужчины. Однако имена Клеопатры, Жанны д'Арк, Индиры Ганди, Маргарет Тэтчер широко известны. У каждого народа имеются свои героини, сыгравшие историческую роль, оказавшие глубокое воздействие на эволюцию социальных отношений.
Политический лидер (мужчина или женщина в равной мере) потому и является лидером, что он не одинок. Лидер и окружающая его элита представляют собой две стороны одной медали. Это подтверждает и российская история. Женская элита формировалась в России как вокруг царствующих женщин (царевны Софьи, императриц Екатерины I, Анны, Елизаветы, Екатерины II), так и вокруг супруг российских императоров, виднейших сановников империи, вокруг жен некоторых влиятельных аристократов. Известны многочисленные случаи, когда женская элита оказывала немалое влияние на ход государственных дел4.
Среди окружения императрицы Екатерины Второй, правившей огромной страной 34 года, была такая выдающаяся женщина, как Екатерина Дашкова, двенадцать лет возглавлявшая две академии наук: Российскую и Петербургскую.
Две Екатерины — и обе великие. И как это обычно бывает в женской элите, ее лидера и ближайшую сподвижницу связывали многолетние личные и деловые отношения. Правда, многое их и разъединяло: общественное положение, различные национальные характеры, традиции и привычки, нравственные нормы. Императрица на 15 лет старше княгини и, тем не менее, они были связаны общностью интеллектуального и культурного развития. Обе женщины были всесторонне образованными. Обе верили в возможность просвещения народа.
Двух Екатерин сблизили не только книги и культура, но и политика. Императрица — немка по происхождению — была ревностной защитницей национальных интересов России.
И юная Дашкова в служении России видела смысл своей жизни. Императрица и княгиня обеими ногами стояли на общей для них российской национальной почве. У Запада они готовы были перенимать полезный опыт, но не разбивать перед иностранцами лоб, теряя национальное достоинство и попирая суверенитет Российского государства.
Разумеется, как каждый участник элитарной группы, так и — в особенности — ее лидер должны обладать высокими личными качествами. Екатерина II обладала ими в полной мере. Это трезвый, реалистичный ум; хладнокровие и решительность; расчетливое, продуманное обаяние, поражавшее своей видимой естественностью; умение разбираться в русских людях, что казалось непостижимым, так как по рождению, происхождению, воспитанию императрица была стопроцентной немкой.
История России XVIII века демонстрирует невиданный подъем жизни страны во всех аспектах при правлении двух прославленных императриц – Елизаветы Петровны и Екатерины, которая наряду с Петром носит титул Великой императрицы. Кстати, именно в XVIII веке был открыт Уран, и поэтому неожиданно для всего мира русские императрицы оказались намного эффективнее традиционных царей и королей мужчин.
Женские элиты в России XVIII—XX веков существовали не только в политике, но и в других сферах общественной жизни — образовании, науке, культуре.
Наименее развиты были женские элитарные группы в сфере экономики, включая предпринимательство и торговлю5.
Опыт России, как и других стран, показал, что женская элитарность не представляет собой социального явления, изолированного, отделенного «китайской стеной» от сильного пола, от мужской половины человечества.
Мужской тыл всегда был необходим женщинам-лидерам в России особенно тогда, когда они оказывались в политике на первом плане. Напомню наиболее известные «политические дуэты»: царевна Софья — Голицын, императрица Анна — Бирон, Екатерина II — Потемкин. Анализируя скрытые, глубинные причины женской элитарности, важно помнить золотое правило: «Ищите мужчину!».
Не следует думать, что между представительницами женской элиты непременно существовали организационные или иные деловые связи. Парето справедливо писал, что элитарность не требует (сделаем небольшое уточнение — не обязательно требует) объединения. Принадлежность женщины к элите определяется ее социальным положением, ее деятельностью и престижем, личными деловыми и человеческими качествами6.
Итак. Возникновение нового отношения к женщине в обществе, зародившись в эпоху Петра Великого, подкрепило появление женщин нового типа – готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни (Екатерина II, Е.Р.Дашкова, графини М.Г.Разумовская, А.К.Воронцова, М.А.Нарышкина). Появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс (Е.А.Княжниной, Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, В.А.Волковой, Е.С.Меньшиковой), рождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозы свидетельствовало о появлении социального женского самосознания.
Целям «усиления социализации» женщин способствовало Женское патриотическое общество – «первая на русской почве организация для достижения общественных целей». Созданное в 1812, оно положило начало истории организованной женской политической активности в России. В известной степени, его деятельность была продолжена последовавшими за своими мужьями и братьями в Сибирь «декабристками» (Е.И.Трубецкой, М.Н.Волконской, Е.А.Уваровой, А.Г.Муравьевой и др.). Через этих женщин осуществлялась переписка заключенных, некоторые брались за передачу из Сибири в столицу и распространение в Москве и Петербурге вынесенных из острога политико-философских произведений. Создавая в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, «декабристки» сплачивали тех, кто оказался на поселении. Самой своей жизнью они выстраивали модель возможной для женщины внесемейной (публичной) инициативы. Аналогичный пример являют современницы декабристок из числа писательниц начала 19 в. (А.В.Зражевская, К.К.Павлова, А.П.Зонтаг, Е.А.Тимашева и др.). Отстаивая идеи женского равноправия, они также шли нелегким путем самопознания и самоопределения и, рассказывая о своем несогласии со стереотипами общепринятого, выступали против общегосударственного принципа «благонамеренности».