Женское политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить женское политическое лидерство в России.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач: рассмотреть роль и значение женщины в политическом пространстве России, изучить исторический аспект женского политического лидерства, оценить восприятие женского лидерства в России в зеркале общественного мнения, а также перспективы российского политического лидерства женщин.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

Кристаллизации женского коллективного самосознания в России способствовали не только женщины, вписывавшиеся в социокультурный контекст эпохи, но и «выпадавшие» из него – «беззаконные кометы в кругу расчисленном светил» (А.С.Пушкин), те, кто взрывал своим необычным поведением привычные обществу стереотипы («кавалерист-девица» Н.Дурова, А.Закревская, А.Керн, С.Дельвиг). Они вызывали скандалы своими поступками, внося свой вклад в дело утверждения свободы личности. Ломая старые нравственные критерии, они заставляли пересматривать устаревшие моральные идеи7.

Прообразом женщины-политического лидера в России можно считать императрицу Екатерину II, которая унаследовала традиции европейского просвещения и удачно воплотила их на российской почве. С точки зрения политической теории такие личностные черты Екатерины Великой, как острый ум, образованность, воля к власти, упорство в сочетании с «талантом завоёвывать общие симпатии», умением чувствовать исторический и политический момент являются универсальными для всякого политического лидера: как мужчины, так и женщины.

На сегодняшний день, однако, ни одна из представительниц российского политического бомонда не может претендовать на пост главы российского государства, хотя итоги парламентских выборов в России показывают, что женщины готовы идти в политику, а избиратели готовы за них голосовать.

Сегодня женское движение - это тысячи женщин, осознавших свою созидательную роль в обществе. Как и в прошлые критические моменты нашей истории они обязаны были взять на себя ответственность за судьбу страны, за будущее своих детей8.

 

1.2 Женское лидерство  в политике: восприятие и оценки

Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики. Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти.

Вступив в третье тысячелетие, мы оказались на пороге кардинальных перемен. Одна из них - новая роль женщины в нашем обществе.

В наше время женщины занимают все более высокие позиции в обществе. Они водят автомобили и автобусы, разбираются в механизмах, управляют самолетами и летают в космос. Сегодня женщины – предприниматели, врачи, преподаватели, юристы, судьи, политики. Наравне с мужчинами трудятся на заводах и фабриках, в науке, в армии. Как и мужчины, создают организации, формируют бизнес и строят предприятия. Они компетентны во всех сферах жизни.

Когда дело касается лидерства, имеет ли значение пол? Есть ли разница между женщинами лидерами и мужчинами лидерами?

Прежде, чем говорить об особенностях женского стиля политического лидерства, следует определить, из какого представления о политическом лидерстве мы будем исходить в своих рассуждениях.

Лидерство - это "...сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых...", предполагающий"... генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими". В руководстве лидеров нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения. Данное сообщество признает за лидером право руководить, он определяет программу действий группы. Политический лидер является выразителем потребностей общества или его отдельных групп, наиболее четко их формулирует. Как правило, его деятельность связана с руководящим местом, должностью в общественной иерархии, с обладанием властью, поэтому характерной чертой политического лидера является реальная возможность влиять на политические процессы, наличие инструментов для этого. При этом не следует путать понятие политического лидерства и формального руководства, т. к. любой человек, наделенный властными полномочиями, "...может быть компетентным политическим советником или чиновником, но без того, чтобы брать на себя всю ответственность за исход переговоров, к примеру. Только тот, кто способен взять на себя подобную ответственность, и может выступать в роли лидера". Это объясняется также наличием элемента личностного влияния, психологического воздействия на умы, волю, политическую активность граждан. Отсюда становится понятной и важность обратной зависимости - не общества от решений политического лидера, а лидера от тех, чьи интересы он выражает, от тех, кто в него верит. Оба эти тезиса подтверждаются отчасти и тем, что наиболее яркие лидеры в политике выдвигаются часто именно в кризисные периоды. Таким образом, политическим лидером является личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию9.

Английский афоризм гласит: «Нет ничего невозможного для женщины, которая умеет расплакаться в нужный момент перед нужным мужчиной». Еще несколько лет назад с этим трудно было не согласиться. Однако в последнее время женщины перестали добиваться всего слезами и попытались взять инициативу в свои руки. Сейчас все чаще и чаще можно встретить представительниц прекрасного пола, управляющих собственным бизнесом, занимающихся политической деятельностью или даже руководящих целой страной. Это не означает, что женщины стали сухими карьеристками и больше не желают быть слабыми и нежными. Просто теперь хранительницы домашнего очага и уюта решили не ограничиваться пределами собственной семьи и хотят навести порядок на всей планете.

Отличается ли и чем женщина-политик от мужчины-политика?

Женщины чаще всего выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте.

Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов и т.д.

И здесь можно наблюдать такой парадокс: если женщина-политик (женщина – законодатель) заявляет, что в политике она – не женщина, то это означает, что она не отождествляет себя (осознанно, а скорее не понимая всего этого) с интересами, объединяющими все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости, полностью принимая стиль, созданный по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину.

Женщина мечтает о гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что она не хочет и не должна играть по мужским правилам, а законно считает, что эти правила должны быть созданы ею самой. Правила же для совместного поля игры должны быть созданы партнерами – мужчиной и женщиной10.

Женщина-лидер – это сочетание слагаемых, слившихся воедино в нужный и благоприятный момент для раскрытия личности. Эти слагаемые создают такой «коктейль» личности, в котором необходим именно женский склад ума, т.е. мудрость, позволяющая нестандартно мыслить и побуждающая к творчеству, образованность – основа профессионализма, приверженность идее больше, чем концентрация на эгоизме, общественный темперамент, требующий быть нравственной и помогающий быть смелой, и крепкое здоровье, данное природой. Если женщина понимает и принимает как нравственный долг служение общественному идеалу, и если таковая женщина обладает соответствующими знаниями и политическим чутьем и опытом, то ей надо работать в эшелонах власти, стремясь не только приспособиться в них самой, но и их приспособить к себе. В одиночку этого не сделаешь. Если она не приводит за собой других женщин – значит в этой работе, по большому счету, объективно, она предает и свою самость как женщина-личность, и не помогает другим женщинам.

Неучастие женщин в принятии государственных решений приводит к тому, что “мужская” законодательная и исполнительная власть в России все меньше учитывает социальные интересы женщин, не использует их жизненный опыт и знания, а продвигает лишь глобальные, зачастую агрессивные, интересы военных и/или энергетических ведомств. Практически всё экономическое законодательство, принимаемое российским парламентом – налоговое, таможенное, финансовое, - способствует сохранению и усугублению экономического и социального неравенства между полами, поскольку ориентировано на создание более благоприятных условий для «мужских» сфер деятельности, чем для «женских». Известно, что в жизни мужчины более склонны к принятию силовых решений, чем к долгим переговорам. Женщины же отличаются большей гибкостью, терпением, склонностью к компромиссу и диалогу. Однако нынешние российские женщины-политики в своей деятельности ориентированы на мужское большинство и вынуждено играть по мужским правилам. Их слишком мало, и они не могут объективно влиять на события и решения. Пока женщины сами не осознают важность своего участия в политических процессах, никакие другие (например, законодательные) методы не приведут к желаемому результату.

Метод квотирования, внедренный в некоторых европейских странах, в России пока не может “сработать” именно из-за того, что ни одна политическая партия не может похвастаться наличием в своих рядах достаточного количества квалифицированных и образованных женщин-политиков. Мнение о политике как о мужской вотчине является результатом завышенной самооценки “сильного “ пола в его сравнении со “слабым”. На самом деле, в политике, как и в любой другой профессиональной деятельности, оптимально действуют люди, обладающие необходимыми для этого способностями и наклонностями. Такие личности в равной степени имеются как среди мужчин, так и среди женщин. Женщина-политик – новая профессия для России. Женщина всегда шла по стопам мужчин, в двадцатом веке она отстояла своё право на образование и право голоса. Мы уверены, что на заре нового тысячелетия она сумеет отстоять своё право на участие в управлении государством.

Следует признать, однако, что, несмотря на отрицательную динамику представительства женщин на уровнях власти в современный период по сравнению с советским, качественные характеристики политического участия и представительства женщин изменились — они приобрели социальный опыт влияния на политическую жизнь, обретения власти, повышения самооценки и понимания гендерного аспекта проводимой политики. Интеграция женщин в общественно-политическую и экономическую жизнь России на равной с мужчинами основе, на мой взгляд, будет зависеть как от зрелости самого женского движения, так и от общего политического вектора развития общества и государства11.

Новое поколение женщин России начинает политическую карьеру в условиях демократии. Казалось бы, все дороги открыты. Но выясняется, что без регламентации стало не проще, а иногда и труднее.

Интересно,  что  для  настоящего  времени  характерно значительное  увеличение  числа женщин,  работающих  в  сфере  политики  и,  в  первую очередь,  занимающих  ключевые  политические  посты.  Часто  отмечают  даже,  что «женщины  ведут  все  более  активное  наступление  на мужские  сферы  деятельности,  в частности  на  политическую  арену».

Воздействие принимаемых решений на качество повседневной жизни, учет специфически женских интересов (репродуктивные права, семья, гендерное равенство, насилие в отношении женщин, женская сексуальность и др.) находятся в центре внимания женщин-политиков.

Особенности менталитета российского народа препятствуют продвижению умных, образованных политиков, особенно женщин, обладающих такими качествами. Может быть, поэтому, как показывают исследования, люди быстро разочаровываются в лидерах: их выбор делается не на рациональной основе выбора (программа, личные качества), а на эмоционально-идеологической. Можно толковать это так: выбор кандидата основывается не на его программе, его деловых и личных качествах, а на отрицании другого кандидата; голосование за политическое движение или партию основывается не на поддержке какого-то политического строя, а на отрицании существующего.

И хотя сейчас женщина в политике уже не редкость, как и женщина - лидер, премьер-министр, все же это еще не обыденное явление. Женщины в массе своей значительно более активны в низовых партийных организациях; если же женщина пробивается к вершинам политики, обычно она вынуждена проявлять вдвое большую активность, решительность и целеустремленность, чем мужчина, чтобы доказать свою состоятельность в этой сфере. Оказавшись на таком уровне власти, она не только начинает действовать в соответствии с мужским стандартом поведения, а характеристики жесткости, где-то даже жестокости становятся для нее более приемлемыми, ей свойственными, хотя последнее время наблюдается определенная тенденция к смягчению женского стиля политического лидерства в связи с тем, что женщине стало легче вступить в политику12.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак. Усиление позиций женщин в политической жизни в последнее время является общемировой тенденцией. Политика перестала быть исключительно мужской прерогативой, технический прогресс и рост образованности женщин усилили их конкурентные возможности в этой области человеческой деятельности. Во многих странах представительницы «слабого» пола все чаще занимают даже те руководящие посты, которые традиционно считаются мужскими (президент и министр обороны). За последние полвека во всем мире более 100 женщин находились на высших государственных должностях.

Наиболее важными причинами того, что женщины столь успешно ведут борьбу за право участвовать в политических процессах, явились демократизация в стране и консолидация институтов гражданского общества.

Может ли женщина быть лидером? Может, и это факт, неоднократно подтвержденный самой жизнью.

Беспрецедентному прогрессу в преодолении обществом старых патриархальных стереотипов и утверждении новых культурных норм способствовал ряд самых разных факторов, среди которых специалисты называют научно-технический прогресс в целом, развитие медицины и рынка, улучшение экономической конъюнктуры, рост уровня и продолжительности жизни, доступность образования и стремление к профессиональному совершенствованию, распространение средств массовой информации, в том числе телевидения и Интернета. Расширение возможностей женщин и их всестороннее участие на основе равенства во всех сферах жизни общества, включая процесс принятия решений и доступ к власти, имеют основополагающее значение для достижения всеобщего равенства, развития и мира.

Приход женщин в политику и осуществление ими управленческих и командных функций во всех ветвях власти становится нормой политической жизни. Женщины стали составной частью политической элиты, у них появилась возможность включать в повестку дня волнующие их темы, добиваться принятия нужных им решений.

Информация о работе Женское политическое лидерство