Идеальное государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:34, реферат

Краткое описание

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона «Государство».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Жизненный путь Платона и его произведения 4
Глава 2. Идеальное государство в трудах Платона 12
Заключение 25
Библиография 27

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Саратовский  государственный социально-экономический  университет»

(СГСЭУ)

Балаковский институт экономики и бизнеса

(филиал) 

Кафедра общих гуманитарных дисциплин 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

           По  дисциплине: «Политология» 

           На  тему: «Идеальное государство Платона» 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

БАЛАКОВО 2011

Тема: «Идеальное государство Платона» 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Жизненный путь Платона и его  произведения 4

Глава 2. Идеальное государство  в трудах Платона 12

Заключение 25

Библиография 27 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

     Проблема  государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных  и противоречивых проблем, стоящих  перед человечеством. Множество  людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые  люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным  и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат  Платона «Государство».

     Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат «Государство», диалоги  «Критий», «Политик», «Законы». Все они написаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом.

     В своих произведениях Платон говорит  о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде  и никогда не было, но которое  должно возникнуть, то есть Платон говорит  об идее государства, создает проект, утопию.

     Целью данной работы является изучение и  анализ философии Платона. Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к философии Платона.

 

     

Глава 1. Жизненный путь Платона и его  произведения

 

     Платон  и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и  современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи  оказал Платон. Я говорю это потому, что, во-первых, Аристотель сам имеет  своим отправным пунктом Платона, во-вторых, христианская теология и  философия, во всяком случае до XIII века, были больше платоновскими, чем аристотелевскими. Поэтому в истории философской мысли необходимо более полно изучать Платона и чуть в меньшей степени Аристотеля, чем кого-либо из их предшественников или преемников.

     Самыми  важными проблемами в философии  Платона являются: во-первых, его  Утопия, которая была самой ранней из длинного ряда утопий; во-вторых, его  теория идей, представлявшая собой  первую попытку взяться за до сих  пор неразрешенную проблему универсалий; в-третьих, его аргументы в пользу бессмертия; в-четвертых, его космогония; в-пятых, его концепция познания, скорее как концепция воспоминания, чем восприятия. Но прежде чем обратиться к одному из этих вопросов, я должен сказать несколько слов об обстоятельствах его жизни и о влияниях, определивших его политические и философские взгляды.1

     Платон  родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии.

     О важной роли в воспитании Платона  традиций государственной службы свидетельствует  он сам, повествуя о раннем периоде  своей жизни. Это сообщение мы находим в VII письме, являющемся основным и наиболее надежным источником информации о жизни Платона. В нем он пишет, что с ранней молодости проникся глубочайшим интересом к политике. Вероятно, его честолюбие подогревалось  и общением с Сократом, которого он называет старшим другом и "справедливейшим  человеком своего времени". Согласно легенде, после первого же разговора  с ним Платон сжег свою трагическую  тетралогию, подготовленную для ближайших  Дионисий. Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ  которого он с таким пиететом рисовал  впоследствии в своих диалогах.

     Реальная  возможность заняться политикой  впервые появилась в конце  долгой Пелопоннесской войны, когда  в Афинах было создано правительство  тиранической олигархии, в которое  вошли два его родственника, Критий и Хармид. Платон выжидал, желая понять, чем обернется новое революционное правление, и пришел в ужас при виде начавшихся эксцессов и жестокостей. Тираны попытались вовлечь в свои замыслы и Сократа, поручив ему и нескольким другим гражданам арестовать на острове Саламин ни в чем не повинного человека, на что Сократ ответил отказом.

     С восстановлением демократии политические надежды Платона ожили, однако вскоре они были сокрушены осуждением и  казнью Сократа. Платон, присутствовавший на процессе, не был с Сократом в  его последние минуты. Возможно, опасаясь за собственную жизнь, он покинул  Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал в Египет и Кирену (где встретился с Аристиппом и математиком Феодором), а затем в Южную Италию колыбель элеатизма (Парменид, Зенон Элейский) и пифагорейства (Пифагор). По другой версии, Платон из Египта возвратился в Афины и лишь оттуда поехал в Италию. В Таренте он посетил известного пифагорейца Архита, а в Локрах Тимея.

     Тем не менее, Платон сохранил веру в осуществимость политических идеалов, которые он переосмыслил, хотя и понимал, что ни от одной  из действовавших тогда в Афинах партий, будь то сторонники демократии или олигархии, ничего хорошего ожидать  уже не следует. Могут ли достигнуть справедливой жизни люди, не причастные к философии и не имеющие четкого  представления о том, что такое  справедливость? Теперь Платон яснее  понимал смысл фундаментальных  вопросов, поставленных Сократом. В  своих ранних, т.н. сократических  диалогах Платон попытался восстановить беседы своего старшего друга в том  виде, в каком они сохранились  в его памяти.

     Диалоги подводили слушателей к определенным выводам, и Платон задумал создать  школу, где можно было бы обучать  справедливости и добродетели. Последовательное обсуждение этого непростого вопроса, как оно воспроизведено в Протагоре  и Меноне, убедило Платона в возможности такого рода обучения. Это заключение укрепилось в сознании Платона благодаря знакомству с философами-пифагорейцами в южной Италии и Сицилии.

     После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию2. Вернувшись в Афины, Платон отказался от политической карьеры. Вероятно, в это время был написан диалог Горгий. Характерные для этого сочинения тон нравственной убежденности и критика афинской политики указывают на мотивы, побудившие Платона принять такое решение.

     Следующие двадцать лет жизни Платона были посвящены Академии, и в это  время он, вероятно, ничего не писал. Новая школа привлекла многих греческих юношей, и среди них  оказался Дион, шурин Дионисия Младшего, наследника сицилийского тирана. В 367 до н.э. Дионисий унаследовал престол своего отца, и Дион, увлекшийся мечтой Платона о просвещенной политической власти, пригласил философа в Сиракузы для наблюдения за воспитанием молодого правителя. Платон мало верил в успех этого предприятия и не испытывал никакого желания бросать исследования, к которым его подвигли годы преподавания в Академии.

     Некоторое время все шло хорошо, но затем  юным правителем овладело чувство ревности к Диону, и тот был изгнан. Платон вернулся в Афины, но продолжал следить за развитием событий, безуспешно пытаясь примирить двух своих учеников. Наконец, в 361 до н.э. он отважился на последнее путешествие в Сиракузы, однако убедился в полном бессилии что-либо изменить. В какой-то момент в опасности оказалась его собственная жизнь, и лишь с огромным трудом в 360 до н.э. он сумел вернуться в Афины. Теперь Платон всецело посвятил себя преподаванию и чтению лекций, среди его учеников с 367 до н.э. был и Аристотель.

     До  нас дошли, по-видимому, все сочинения  Платона. Полное их собрание насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют  развитие философии Платона. Среди  них находятся также неаутентичные диалоги. Авторство и хронология сочинений Платона долго и тщательно исследовались начиная еще с эпохи эллинизма (Аристофан Византийский, II в. до н. э).

     В конце XIX в. была установлена последовательность платоновских диалогов в рамках четырех различных групп: сократических, платонических, среднеплатонических и поздних. Это разделение было принято повсеместно, однако некоторые настаивают на существовании только трех групп (сократические диалоги, диалоги среднего периода и позднего периода).

     К первой группе принадлежат: Ион, Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Хармид, Лахет, Лисий, Эвтифрон, Алология, Критон, Протагор, Горгий, Менон;

     ко  второй: Федон, Пир, Федр, Кратил, Евтидем, Теэтет, Парменид, Государство (Politeia, кн. II-X);

     к третьей: Софист, Политик, Филеб, Тимей, Kpuтuй, Законы (Nomoi) и Письма.

     В диалогах раннего периода, так называемых сократических, главную роль играет Сократ. Дифференцируя этические  понятия вместе со своими собеседниками, он указывает, какие определения  не следует принимать за истинные, разбивает аргументы противника, возобновляет попытки, ни одна из которых  его не удовлетворяет, и в конце концов оставляет вопрос открытым. (На это впоследствии будут ссылаться скептики) Здесь еще нет речи об идеях.

     Диалоги среднего периода представляются наиболее зрелыми в художественном отношении (Пир, Федр, Государство), их отличают четкость композиции и поэтическое вдохновение. Платон формулирует в них принципы своего идеализма, выразителем которого он делает Сократа.

     Произведения  позднего периода содержат модифицированное учение об идеях (концепция Мировой  Души Филеб, Тимей). Сократу в них принадлежит роль слушателя, а в Законах он и вовсе не появляется. Изменяется стиль платоновских сочинений, а язык изобилует частицами и фразеологическими оборотами.

     Все произведения Платона, кроме Апологии и Писем, являются диалогами. Платон считается творцом этого жанра  литературной прозы; эта форма казалась ему наиболее подходящей для представления  диалектического метода и индуктивных  выводов Сократа и его попыток  дефиниции понятий, которые он предпринимал с учениками в разговорах и  дискуссиях на площадях и улицах Афин. Ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложил своей идеалистической  концепции систематически и исчерпывающе. Это подтверждает он сам в письме VII, в котором мы находим более  всего автобиографических мотивов  и которое является одним из важнейших  источников знаний об учении Платона. Подробнее всего Платон рассказывает о нем в Пире, Федоне, Федре и Государстве (знаменитый миф о пещере), а затем в Пармениде, Филебе и Тимее.

     Ход изложения диалогов подчинен у Платона  не только философским, но и художественным целям. Причем, там, где применяется  мифологическая форма изложения, смысловое  содержание диалога делается расплывчатым и неточным. Кроме того, между  диалогами, как правило, отсутствуют  смысловые связи. Поэтому учение Платона оказывается не систематизированным  и его приходится реконструировать, что не дает однозначных результатов. Вместе с тем, каждый из платоновских диалогов глубоко продуман и в  своей совокупности они составляют нечто единое, связанное учением  об идеях. В целом же, мышление Платона  скорее филологическое, нежели философское  или же научное. Диалоги Платона  выразительны, блещут иронией и насмешкой, полны живописным изображением характеров, страстны и вдохновенны. Через все  его творчество проходит гуманистическая  тенденция, унаследованная им от софистов и Сократа. Не повлияло на мышление Платона и его пристрастие  к пифагорейским идеям, сказалось, видимо, то, что в душе он так и остался художником, поэтом, каким он был до встречи с Сократом.

Информация о работе Идеальное государство Платона