Идеологический и политический плюрализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:23, лекция

Краткое описание

Данная работа посвящена как вообще феномену политики, так и политическим партиям в частности, их разнообразию и процессам функционирования.
Основной целью работы является рассмотрение идеологического и политического плюрализма, существующего в Российской Федерации, изучение сущности политических партий, как его проявления.

Вложенные файлы: 1 файл

Cema.docx

— 28.06 Кб (Скачать файл)

1. В РФ закреплено идеологическое и политическое многообразие, все общественные объединения равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ).  
38  
Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.  
Правовой статус политических партий определяется Федеральным законом «О политических партиях». Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. №1-П по делу о проверке конституционности абз. 2 и 3 п. 2 ст. 3 и п. 6 ст. 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия». Данная правовая позиция была подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. №11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партия коммунистов». 

Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.  
Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.  
39  
Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.  
В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3% на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3% голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).  
Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (эта норма вступила в силу с 2003 г.). 

Политическая партия может быть ликвидирована по решению  высшего руководящего органа либо (в  определенных случаях нарушения  законодательства, невыполнения требований, предъявляемых к политической партии, неучастия в выборах в течение 5 лет) по решению Верховного Суда РФ.

2. Реферемндум (от лат. referendium) -- форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум -- важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум -- это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

1 ) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда  голосование - способ выявления  воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые  на референдуме, как правило,  могут изменяться (отменяться) только  путем принятия нового решения  на референдум;

4) решение, принятое на  референдуме, не нуждается в  утверждении каким-либо другим  органом и вступает в силу, как правило, с момента официального  опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются:

ѕ конституционный,

ѕ законодательный,

ѕ международно-правовой,

ѕ административный.

Предметом конституционного референдума является внесение изменений  в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом  законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений  или отмена действующих законов. Международно - правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, * прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

1) Политическая система  - это основополагающая форма  организации политической, да и  всех других сфер жизни современного  общества. Разнообразные общественные  системы, ныне существующие в  многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из гласных  мест. Анализ политической системы  дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных  компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и  способы реализации политических интересов  и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы  обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и  характеристик, поддающихся эмпирическому  социологическому исследованию. Основание  теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского  общества.

Г. Алмонд о политической системе.

К числу основных функций политической системы относятся: трансформация, поддержка и адаптация. Особое внимание Алмонд уделяет изучению "входящих" и "выходящих" факторов политической системы.

Он разделил "входящие" факторы  на два вида: факторы требований и факторы поддержки. К факторам требований отнесены:

требования хорошей жизни и  услуг (работы, образования, отдыха, транспорта);

требования регуляции поведения (общественной безопасности, контроля над рынком и трудовыми отношениями, правил брака и организации семьи), требования участия в политической системе (права голоса, организации, создания правительственных органов  и должностей, политических ассоциаций);

символические требования (образ власти или политического режима в условиях мира или внешней угрозы, принципы взаимодействия политической элиты  и средств массовой информации).

К факторам поддержки относятся: материальная поддержка, послушание законам, участие  в голосовании, вступление в организации, манифестация приверженности общественному  авторитету, символам и церемониям.

К "выходящим" факторам политической системы относятся:

"извлечения" в форме взносов,  налогов, добычи, личной службы;

разнообразные виды социальных действий; размещение и распределение товаров  и услуг, возможностей, славы, статусов;

символические "извлечения" в  форме ценностей, политических символов, утверждений и намерений.

Подход Алмонда к исследованию функционирования политической системы коренным образом отличается от бихевиорализма, ограничивающегося лишь анализом "входящих" факторов.

Д. Истон о политической системе

Дальнейшее развитие системного подхода  нашло отражение в работах  Дэвида Истона. Сам Истон так сформулировал суть своего подхода: Окружающая среда - это место и условия, в которых действует политическая система. Среда может быть внесоциальной (экологические, географические факторы) и внутрисоциальной (социальная система, политическая и правовая системы).

2) Признание суверенитета  верховной власти сыграло важную  роль в объединении государств, их внутреннем сплочении, преодолении  феодальных распрей и укрепления  их внутреннего мира. Сочетание  этих двух начал - верховенства  и независимости в понятии  суверенитет означает соединение  в нем прав и свободы. Поэтому  в истории политики понятие  суверенитет имеет для государства  и власти всех уровней такой  же смысл, что и понятие свободы  и права для человека. Для суверенитета  и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств, как внешних, так и внутренних, но и право управлять. Повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти. Поэтому Н. Макиавелли трактует суверенную власть как всевластие.

Классическое определение  суверенитета было дано французским  философом Ж. Боденом в 8 главе первой книги его знаменитых «Шести книг о политическом сообществе» (1576 год), как «высшей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе». При этом Ж. Боден понимал суверенитет сконцентрированным в личности верховного правителя.

Впервые в России идея суверенитета государственной власти теоретически была сформулирована волоцким игуменом Иосифом Саниным в сочинении «Просветитель» в 1503 году (за 75 лет до работ Бодена) и воплощена в понятие самодержавия московских государей, означавшем верховенство царской власти и ее независимость от власти не только других государств, но и князей. Царь, отмечал Санин, обладает всей полнотой верховной власти «…он властию же подобен высшему Богу». Из верховного характера царской власти Санин выводил и решение вопроса о соотношении власти царя и власти удельных князей. Если власть удельного князя, считал он, «имеет постановление от Бога только на «Божеском отечестве», то есть на княжеском уделе и действительна лишь в пределах этого удела, то власть царя происходит от Бога - на «божеском престоле», то есть на всей русской земле и простирается в отношении всех подданных, включая и удельных князей».

Проблема суверенитета в  современном мире, как нельзя актуальна. Примером тому может служить ситуация с провозглашением независимости  сербской провинции Косово, чрезвычайно  напряженной обстановкой в зоне Грузино-Абхазского конфликта. Интересна  реакция мирового сообщества на два, довольно сложных меж собой противостояния. В одном случае признается право  народа на самоопределение и независимость, и никому нет дела до суверенитета Сербии. В другом случае независимость  народа невозможно как раз в силу того, что эта территория является частью суверенного государства.

3) Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.

Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая  такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в  государстве, в системе власти, его  суверенная государственная воля обязательная для всех органов государственной  власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть  народа, организация, лицо не должны присваивать  власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону – гласит ч.4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

Важнейшие органы государства  избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все  государственные органы, должностные  лица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия, должны действовать в соответствии с  волей народа, выраженной в Конституции  и законах, в его интересах. Для  осуществления власти необходимы организованные формы, механизм властвования. Сам народ  непосредственно осуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он это делает через  систему государственных органов  и органы местного самоуправления.

Действующая Конституция  РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно через  органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления). Основной Закон РФ закрепляет, таким  образом, следующие каналы осуществления  народовластия: непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления.Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.

Информация о работе Идеологический и политический плюрализм