Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 04:08, контрольная работа
Анархизм, поставив в центр своего учения задачу ниспровержения любой власти, разрабатывал систему знания, пытавшуюся объяснить: способы перенесения суверенитета индивида на властные структуры; способы символизации этого суверенитета в религии, философии, государстве, науке; способы образования религиозных, политических и “научных” представлений, различных политических теорий, идеологических образований и законодательных положений, в которых и через которые обосновывается необходимость и правомочность преобразования одного вида суверенитета в другой.
Введение 3.
Глава 1. Понятие и развитие идеологии анархизма 4.
Становление понятия анархизма
Предтечи и развитие основных идей анархизма 6.
Глава 2. Идеология анархизма в теоретических представлениях 8.
его основных представителей
2.1 Анархическая концепция Прудона
2.2 Анархизм Штирнер 10.
2.3 Анархические доктрины Бакунина и Кропоткина 12.
Заключение 15.
Список используемой литературы 16.
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “МОГИЛЕВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. А.A. КУЛЕШОВА
Кафедра: « Политологии и социологии»
Контрольная работа
по дисциплине: «Политология»
тема: «идеология Анархизма»
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и развитие
идеологии анархизма
Глава 2. Идеология анархизма в теоретических представлениях 8.
его основных представителей
2.1 Анархическая концепция Прудона
2.2 Анархизм Штирнер
2.3 Анархические доктрины Бакунина и
Кропоткина
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Анархизм является философским и политическим учением, отрицающим всякую власть над человеком. Замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Как политическое учение Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе и в силу идеологических различий в подходах его теоретиков не выступал в качестве единой доктрины. Основоположниками течения политической философии являются М. Штирнер, П.Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин.
Анархизм, поставив в центр своего учения задачу ниспровержения любой власти, разрабатывал систему знания, пытавшуюся объяснить: способы перенесения суверенитета индивида на властные структуры; способы символизации этого суверенитета в религии, философии, государстве, науке; способы образования религиозных, политических и “научных” представлений, различных политических теорий, идеологических образований и законодательных положений, в которых и через которые обосновывается необходимость и правомочность преобразования одного вида суверенитета в другой.
Кратко Теория анархизма предусматривает следующие свои принципы, которые будут раскрыты в представленной работе посредством описания идеологии ее основными представителями:
- отсутствие власти
- свобода от принуждения
- свобода ассоциаций
- взаимопомощь
- разнообразие
- равенство
- братство
В XIX в. Идеи анархизма получили некоторое распространение во Франции, Швейцарии, Италии и США. Тем не менее, попытки путём агитации подтолкнуть массы к восстанию с последующей практической реализацией принципов анархизма закончились неудачей. В России идеи анархизма, пользовавшиеся определенным влиянием в среде народнической интеллигенции в конце XIX в., прошли этап заметного подъёма в ходе революции 1905-1907 гг. и получили особенно широкое распространение в период революции 1917 г.
Цель данной работы - уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его
исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату.
Глава 1. Понятие и развитие идеологии анархизма
Анархи́зм (от ἀν, «ан», - «без» и ἄρχή, «архэ», - «власть») — политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.[1]
Анархизм — политическая философия,
основывающаяся на свободе и имеющая
своей целью уничтожение всех
типов принуждения и
По мнению сторонников анархизма, понятия «анархизм» и «анархия», принадлежат к числу тех, которые наиболее часто представляются общественностью в искажённом виде и ошибочно используются в значении «хаос» или «беспорядок» — при этом утверждается, что анархисты якобы желают общественного хаоса и возврата к «законам джунглей», то есть фактически выставляются сторонниками гоббсовской «войны всех против всех».
В ответ на это анархисты указывают, что греческую приставку αν- в слове «αναρχία» следует понимать как «отсутствие», то есть безвластие, а не «противостояние» или «противоположность» (власти):«Анархическая партия [ движение, если использовать современную терминологию - при. ред.] не побрезговала навязываемым ей названием и приняла его. Сначала она настаивала на маленькой чёрточке между «ан» и «архией», объясняя, что в этой форме слово анархия, греческого происхождения, означает не "беспорядок", а "отсутствие власти". Но скоро она приняла его, как есть, не задавая лишней работы наборщикам и не отягощая своих читателей уроками греческого языка.
Таким образом, слово анархия вернулось к своему первоначальному, обычному и общепринятому смыслу, как-то выраженному в 1816 году в следующем замечании английского философа Бентама: "Философ, – писал он, - желающий изменить какой-нибудь дурной закон, не проповедует восстания против этого закона. Совсем иной характер у анархиста.
Анархист отрицает самое существование закона, отвергает право закона приказывать нам, возбуждает людей к непризнанию в законе обязательного повеления и зовёт к восстанию против исполнения закона".
В настоящее время смысл слова ещё расширился: анархист отрицает не только существующие законы, но и всякую установленную власть вообще; восстаёт против всякой власти, в какой бы форме она не проявлялась»[2].
Следуя этой логике становления понятия Анархизма в общем его понимании, словами Л. Сьюзан Браун подведем своего рода черту:
«Хотя популярное понимание анархизма - насильственное, антигосударственное движение, анархизм - намного более тонкая и полная нюансов традиция, чем простая оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают более кооперативные, анти-иерархические формы общественной, политической и экономической организации». («The Politics of Individualism», стр. 106)
1.2 Предтечи анархизма
Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников. (хотя ростки протоанархизма находят в разных странах мира, в том числе в Египте и др.) [3] К древнегреческим протоанархистам традиционно относят софистов (Антифонт — ок. 450/444 — ок. 365/360 гг. до н. э.) и киников (Диоген Синопский — ум. ок. 330—320 г. до н. э.)[4]. К древнекитайским относят даосскую традицию Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.) и Чжуан-цзы (ок. 369—286 гг. до н. э.)[4][5; С. 291—292.]. Современный же анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали.[5; С. 253, 400;]
Кроме того к предшественникам современного анархизма можно отнести ранних христиан, многие религиозные христианские ереси, такие как например движение анабаптистов[5; C. 248, 292, 429—431;].
Однако почти для всех этих учений отрицание политической власти — лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.
Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после Английской революции 17 века Дж.Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма.
Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому миропорядку, он в 1649 году возглавил группу своих последователей, получивших прозвище диггеров:они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в Южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге Уильяма Годвина(1756—1836), «...который уже в 1793 году, опубликовав свой поистине замечательный труд "Исследование политической справедливости и её влияния на общественную нравственность", заложившей основы современной традиции анархизма, развивавший идеи, легшие впоследствии в основу современной анархистской мысли (правда, он ещё не пользовался термином «анархизм»)[6][6.1; С. 255-256;]
Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Годвин оказал значительное влияние на таких поэтов и мыслителей, как Перси Биш Шелли, Уильям Вордсворт и Роберт Оуэн. Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа Макс Штирнера. Основываясь на субъективной трактовке учения Вильгельм Фридрих Гегеля, в своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма.
Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками. [6]
Первым же либеральным теоретиком, открыто назвавшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон, по праву считающийся подлинным основателем современной анархистской традиции (в отличие от Годвина он имел последователей, и к тому же называл уже себя открыто анархистом)[6.2; С. 293;]
Глава 2. Идеология анархизма в теоретических представлениях его основных представителей
2.1 Анархическая концепция Прудона
Долгое время термин «анархия»
использовался как бранный для
обозначения общественного