Идеология анархизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 04:08, контрольная работа

Краткое описание

Анархизм, поставив в центр своего учения задачу ниспровержения любой власти, разрабатывал систему знания, пытавшуюся объяснить: способы перенесения суверенитета индивида на властные структуры; способы символизации этого суверенитета в религии, философии, государстве, науке; способы образования религиозных, политических и “научных” представлений, различных политических теорий, идеологических образований и законодательных положений, в которых и через которые обосновывается необходимость и правомочность преобразования одного вида суверенитета в другой.

Содержание

Введение 3.

Глава 1. Понятие и развитие идеологии анархизма 4.

Становление понятия анархизма

Предтечи и развитие основных идей анархизма 6.

Глава 2. Идеология анархизма в теоретических представлениях 8.
его основных представителей

2.1 Анархическая концепция Прудона

2.2 Анархизм Штирнер 10.

2.3 Анархические доктрины Бакунина и Кропоткина 12.

Заключение 15.

Список используемой литературы 16.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология к.р.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “МОГИЛЕВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. А.A. КУЛЕШОВА

 

 

 

 

Кафедра: « Политологии и социологии»

 

 

 

 

 

                       

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Политология»

 

тема:  «идеология Анархизма»

               

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Работу выполнил: Макаров  А.С.

                                                                          студент гр.  С-121

                                                                         Номер зачетной книжки № 14

 

                                                                          Проверил:

 

 

 

 

 

                       

 

      

 

                                                    Могилев  2013 г.

                       

Содержание

 

 

Введение                                                                                                         3.

 

Глава 1. Понятие и развитие идеологии анархизма                                   4.

 

    1. Становление понятия анархизма                                                  

 

    1. Предтечи и развитие основных идей анархизма                                  6.

 

Глава 2. Идеология анархизма  в теоретических представлениях             8.

его основных представителей                                                                 

 

2.1 Анархическая концепция Прудона 

 

2.2 Анархизм Штирнер                                                                                 10.

 

2.3 Анархические доктрины Бакунина и Кропоткина                               12.

 

Заключение                                                                                                    15.

 

Список используемой литературы                                                              16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Анархизм является философским  и политическим учением, отрицающим всякую власть над человеком. Замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Как политическое учение Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе и в силу идеологических различий в подходах его теоретиков не выступал в качестве единой доктрины. Основоположниками течения политической философии являются М. Штирнер, П.Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин.

Анархизм, поставив в  центр своего учения задачу ниспровержения любой власти, разрабатывал систему  знания, пытавшуюся объяснить: способы  перенесения суверенитета индивида на властные структуры; способы символизации этого суверенитета в религии, философии, государстве, науке; способы образования религиозных, политических и “научных” представлений, различных политических теорий, идеологических образований и законодательных положений, в которых и через которые обосновывается необходимость и правомочность преобразования одного вида суверенитета в другой.

Кратко Теория анархизма  предусматривает следующие свои принципы, которые будут раскрыты в представленной работе посредством описания идеологии ее основными представителями:

- отсутствие власти

- свобода от принуждения

- свобода ассоциаций

- взаимопомощь

- разнообразие

- равенство

- братство

В XIX в. Идеи анархизма  получили некоторое распространение  во Франции, Швейцарии, Италии и США. Тем не менее, попытки путём агитации подтолкнуть массы к восстанию с последующей практической реализацией принципов анархизма закончились неудачей. В России идеи анархизма, пользовавшиеся определенным влиянием в среде народнической интеллигенции в конце XIX в., прошли этап заметного подъёма в ходе революции 1905-1907 гг. и получили особенно широкое распространение в период революции 1917 г.

 

Цель данной работы - уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его

исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату.

Глава 1. Понятие и развитие идеологии  анархизма

 

 

    1. Становление понятия анархизма

 

 

Анархи́зм (от ἀν, «ан», - «без» и  ἄρχή, «архэ», - «власть») — политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.[1]

 

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая  своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.[2]

 

По мнению сторонников анархизма, понятия «анархизм» и «анархия», принадлежат к числу тех, которые наиболее часто представляются общественностью в искажённом виде и ошибочно используются в значении «хаос» или «беспорядок» — при этом утверждается, что анархисты якобы желают общественного хаоса и возврата к «законам джунглей», то есть фактически выставляются сторонниками гоббсовской «войны всех против всех».

 

В ответ на это анархисты указывают, что греческую приставку αν- в слове «αναρχία» следует понимать как «отсутствие», то есть безвластие, а не «противостояние» или «противоположность» (власти):«Анархическая партия [ движение, если использовать современную терминологию - при. ред.] не побрезговала навязываемым ей названием и приняла его. Сначала она настаивала на маленькой чёрточке между «ан» и «архией», объясняя, что в этой форме слово анархия, греческого происхождения, означает не "беспорядок", а "отсутствие власти". Но скоро она приняла его, как есть, не задавая лишней работы наборщикам и не отягощая своих читателей уроками греческого языка.

 

Таким образом, слово анархия вернулось к своему первоначальному, обычному и общепринятому смыслу, как-то выраженному в 1816 году в следующем замечании английского философа Бентама: "Философ, – писал он, - желающий изменить какой-нибудь дурной закон, не проповедует восстания против этого закона. Совсем иной характер у анархиста.

Анархист отрицает самое существование  закона, отвергает право закона приказывать  нам, возбуждает людей к непризнанию  в законе обязательного повеления  и зовёт к восстанию против исполнения закона".

В настоящее время смысл слова  ещё расширился: анархист отрицает не только существующие законы, но и  всякую установленную власть вообще; восстаёт против всякой власти, в какой бы форме она не проявлялась»[2].

 

Следуя этой логике становления понятия Анархизма в общем его понимании, словами  Л. Сьюзан Браун подведем своего рода черту:

«Хотя популярное понимание анархизма - насильственное, антигосударственное движение, анархизм - намного более тонкая и полная нюансов традиция, чем простая оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают более кооперативные, анти-иерархические формы общественной, политической и экономической организации». («The Politics of Individualism», стр. 106)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Предтечи анархизма

 

Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у  стоиков и киников. (хотя ростки протоанархизма находят в разных странах мира, в том числе в Египте и др.) [3] К древнегреческим протоанархистам традиционно относят софистов (Антифонт — ок. 450/444 — ок. 365/360 гг. до н. э.) и киников (Диоген Синопский — ум. ок. 330—320 г. до н. э.)[4]. К древнекитайским относят даосскую традицию Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.) и Чжуан-цзы (ок. 369—286 гг. до н. э.)[4][5; С. 291—292.]. Современный же анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали.[5; С. 253, 400;]

Кроме того к предшественникам современного анархизма можно отнести ранних христиан, многие религиозные христианские ереси, такие как например движение анабаптистов[5; C. 248, 292, 429—431;].

Однако почти для всех этих учений отрицание политической власти — лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.

 

Впервые основные положения анархизма  были выдвинуты вскоре после Английской революции 17 века Дж.Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма.

 

Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей  может быть положен конец несправедливому  миропорядку, он в 1649 году возглавил группу своих последователей, получивших прозвище диггеров:они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в Южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге Уильяма Годвина(1756—1836), «...который уже в 1793 году, опубликовав свой поистине замечательный труд "Исследование политической справедливости и её влияния на общественную нравственность", заложившей основы современной традиции анархизма, развивавший идеи, легшие впоследствии в основу современной анархистской мысли (правда, он ещё не пользовался термином «анархизм»)[6][6.1; С. 255-256;]

Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Годвин оказал значительное влияние на таких поэтов и мыслителей, как Перси Биш Шелли, Уильям Вордсворт и Роберт Оуэн. Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа Макс Штирнера. Основываясь на субъективной трактовке учения Вильгельм Фридрих Гегеля, в своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма.

Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками. [6]

Первым же либеральным теоретиком, открыто назвавшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон, по праву считающийся подлинным основателем современной анархистской традиции (в отличие от Годвина он имел последователей, и к тому же называл уже себя открыто анархистом)[6.2; С. 293;]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Идеология анархизма в  теоретических представлениях его  основных представителей

 

 

2.1 Анархическая концепция Прудона

 

Долгое время термин «анархия»  использовался как бранный для  обозначения общественного хаоса. Первым термин «анархия» в положительном  значении употребил французский публицист и социолог П.Ж. в работе «Что такое собственность?» (1840; русский перевод 1907). Особую известность Прудону принесла книга «Система экономических противоречий, или философия нищеты» (1846), поставившая его в ряд ведущих теоретиков социализма.

Информация о работе Идеология анархизма