Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 03:09, курсовая работа
Объектом исследования выступает фашизм как политическая идеология. Предмет исследования – идеологические принципы фашизма в модификации итальянского фашизма и германского национал-социализма. Методологической и теоретической основой исследования являются принцип историзма, а также системный и структурно-функциональный подход к рассмотрению изучаемых фактов и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме общих методологических принципов были использованы и конкретные методы проведения политико-исторического исследования: общелогические и традиционно специальные политологические.
Введение…….…………………………………………………………………….3
Глава 1. Причины возникновения идеологии фашизма……………………….6
Глава 2. Базовые идеологические принципы фашизма…..…………………...10
Глава 3. Сравнительный анализ идеологии итальянского фашизма и Германского национал-социализма……17
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………….………………………..30
Введение
В современной политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Ряд ученых понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20—30-х гг. ХХ в. и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Итальянский фашизм транслировал идеи «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовал крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославлял войну и экспансию.
Особой разновидностью фашизма был германский национал-социализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Эта версия фашизма отличалась политическим иррационализмом («германский миф»), милитаризмом и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав мифологизированного народа — «ариев» [10,с.39-42]. В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас», ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (в Европе к ним причисляли славян) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Государству отводилась роль проводника интересов «высшей расы», а главное место занимала защита её целостности, которая оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.
Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30—40-х гг. XX в., Португалии при А.Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943— 1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили (60-80-е гг. XX в.)[15,с.318-346].
Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выходят цели подавления демократии, захвата и использования власти посредством насилия и террора. Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. Понимая таким образом фашизм, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. И хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.
Вышеизложенное указывает на значительную степень актуальности темы фашизма для современного общества и позволяет определить цель исследования − осуществление разностороннего и объективного анализа фашизма как политической идеологии на основе иностранных и отечественных литературных источников, а также автобиографических работ.
Реализация поставленной цели включает решение следующих задач: во-первых, выяснение причины возникновения фашистской идеологии, во-вторых, анализ базовых принципов и раскрытие их сущностной стороны, в-третьих, проведение сравнительного анализа проявления фашисткой идеологии в Италии и Германии в первой половине ХХ в.
Объектом исследования выступает фашизм как политическая идеология. Предмет исследования – идеологические принципы фашизма в модификации итальянского фашизма и германского национал-социализма. Методологической и теоретической основой исследования являются принцип историзма, а также системный и структурно-функциональный подход к рассмотрению изучаемых фактов и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме общих методологических принципов были использованы и конкретные методы проведения политико-исторического исследования: общелогические и традиционно специальные политологические. В группу общелогических вошли историко-логичесий анализ, метод типологизации и классификации, синтез, политико-историческое сравнение. Использование таких традиционных политологических методов, как обзор задокументированной статистики, анализ автобиографий идеологов фашизма, позволило путём описания и сопоставления конкретных фактов, действий и документов выявить их общие и различные черты, логически систематизировать и осуществить многоаспектный анализ фактического материала, который присутствовал в различных источниках и помог сделать обобщения в виде выводов и заключений. Практическое значение данного исследования заключается в том, что выводы, сделанные в работе, могут быть использованы при будущей разработке проблемы анализа фашистской идеологии.