Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако, избирательная система не может формировать, а тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы. Цель данной работы состоит в теоретико-правовом рассмотрении сущности, понятия, функций, видов избирательной системы, акцентировании внимания на избирательной системе Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие «избирательная система» и ее структура…………………………4
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки…………………………………………………8
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ…………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА политология.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

До 2007 года в Российской Федерации  действовала смешанная избирательная  система при избрании депутатов  в Госдуму РФ. Избирались 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально  количеству голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и  блоками. В первом случае избирали скорее личность, во втором партии, блок партий или иное общественное объединение.  В одномандатных округах выборы осуществлялись на основе мажоритарной системы относительного большинства. В федеральном округе отбор происходил по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касалось только тех партий, которые перешли 5%-й  барьер, то есть получили не менее 5% голосов  из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добирал до этого порога, теряли все свои голоса, а также  право на представительство в  Государственной Думе. 

С 2007 года выборы депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов  Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается также 450 депутатов, но уже  только по единому федеральному избирательному округу. Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах, а такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ. При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это важно иметь в виду, так как данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное право беспартийных граждан. Более того, в законе о выборах депутатов Государственной Думы есть статья, в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие  субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации  или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп  кандидатов не может составлять менее  ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. А в общефедеральную часть  федерального списка кандидатов может  быть включено не более трех кандидатов. Это новое положение закона о  выборах депутатов Государственной  Думы гарантирует пропорциональное представительство в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению мандатов, будет осуществляться с учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе партия получает больше голосов, чем в другом, то соответственно от первого региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит депутатские мандаты.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч  подписей, при этом на один субъект  Российской Федерации должно приходиться  не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным  политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению  депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов  Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи  избирателей и не вносить избирательный  залог для регистрации выдвинутого  ею федерального списка кандидатов.

Если федеральный список кандидатов партии, внесшей избирательный залог, получил по результатам голосования  не менее 4 процентов голосов избирателей  от общего числа избирателей, принявших  участие в голосовании, или допущен  к распределению депутатских  мандатов, избирательный залог, внесенный  выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной  избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее  чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов  депутатов Государственной Думы.

Главы регионов назначаются путем  представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих  субъектов РФ, которые должны утвердить  их в должности. Согласно Федеральному закону о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

Существенным изменением в избирательном  законодательстве РФ является исключение из избирательных бюллетеней графы  «против всех», что по идее законодателя должно привести российских избирателей  к более активной политической позиции, к повышению их ответственности  за судьбу страны. Однако исключение данной графы во многом ограничивает избирательные  возможности граждан. Голосование  против всех кандидатов было легальной  и достаточно эффективной возможностью для граждан показать политической элите, что при наличии политической, они не обнаруживают в политической системе сил, способных представлять их интересы. С исключением графы  «против всех» такие сигналы  политическая элита перестанет получать, или будет получать их в более  радикальной форме.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные  силы. Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические  процедуры формирования реально  представительной власти. Однако много  и таких политических сил, которые  пытаются сформировать избирательную  систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном  законодательстве России существует множество  лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование  пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «вбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России. Переход к пропорциональной системе выборов в Госдуму РФ представляется мне только политическим решением руководства нашего государства, таким образом, власть получила возможность сделать партии реальным рычагом влияния и инструментом для реализации при принятии тех или иных политических решений. Главным плюсом пропорциональной системы в принципе считается, что она стимулирует развитие партий, максимально усиливая их политический вес. Введение выборов по спискам, способствует развитию реальной конкуренции между партиями и стимулирует развитие многопартийности. Партии сейчас акцентируют свое внимание на «стратегические» интересы страны, причем, как правило, в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это обусловлено еще и тем, потому что Госдума в конце прошлого года, а именно 21 ноября 2008 года приняла поправки в Конституцию, которые позволили увеличить срок полномочий следующего президента до шести лет, а следующего созыва Думы - до пяти лет соответственно    (данные поправки были предложены президентом РФ Д.А. Медведем). Я считаю, что нынешнему этапу развития нашего общества и государства соответствует, чтобы президент имел более длительный срок своих полномочий. Мне кажется, что увеличение срока полномочий, будет способствовать укреплению страны, укреплению авторитета власти.

 

 

Заключение

Избирательная система (избирательное  право и избирательный  процесс) непосредственно связана с политической сферой функционирования государства  и гражданского общества.

Если избирательное право предметно  регламентирует политическое право  граждан избирать и быть избранными, то избирательный  процесс как  форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру  участия граждан в осуществлении  власти. В совокупности они образуют  политико-правовую основу функционирования институтов системы  представительной и выборной демократии.

Рассмотрев в данной работе сущность, функции, основные виды избирательных  систем, убедились, что она образует важную составную часть конституционного права демократических стран. Представляет собой один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента, депутатов законодательных (представительных) органов власти и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Идеальной модели избирательной системы  не существует. У каждой из них можно  найти и свои недостатки, и свои достоинства. Этим во многом объясняется  то великое многообразие избирательных  систем, применяемых в современном  мире. С точки зрения времени возникновения  мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных  систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного  общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму  избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.

Какая же ее модель является наилучшей для России? В зависимости от того, какой орган избирается: законодательный или исполнительный, коллегиальный (представительный) или единоличный, федеральный, региональный или местный, речь, скорее всего, должна идти не об одной, а о нескольких таких моделях. Однако прежде чем принимать решение опробовать ту или другую разновидность избирательной системы в масштабе всей страны или ее части, следует внимательно проанализировать и специфику современных реалий политической, экономической жизни государства, традиции  и культуру народа.

Установление той или иной избирательной  системы есть результат субъективного  выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в  законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов  часто оказываются более выгодными  отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения  в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: энциклопедический справочник. – М.: РОССПЭН,2001.

2. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2005.

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М.: Норма, 2003.

4. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России: эволюция и деволюция. – М.: Новое лит. обозрение, 2011.

5. Малкин Е., Сучков Е. Основы  избирательных технологий партийного строительства. – М.: Русская панорама, 2006.

6. Скосаренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность. – М.: Формула права, 2007.

7. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. –М.: Вузовский учебник, 2005.

8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2010.

9. Технологии выборов: стратегия, тактика и пошаговое руководство по организации избирательной кампании. – М.: Современная школа, 2009.

10. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3 ч. – СПб.: БГТУ,2004

11. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. – Глава 1. §2. Принципы избирательного права Российской Федерации. – URL: http://www.democracy.ru/library/learning/lectures/index.html.

12. Конституция Российской Федерации. -  М.: ООО «Вершина», 2003.

13.  Федеральный Закон от 17 мая  1995г. № 76-ФЗ "О выборах Президента  РФ"

 

 


Информация о работе Избирательная система