Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:16, контрольная работа

Краткое описание

Выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил во властных структурах, определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.

Содержание

1. Введение..................................................................................................................3
2. Институт выборов..................................................................................................4
3. Избирательная система..........................................................................................5
4. Субъекты выборов и избирательное право..........................................................5
5. Основополагающие принципы избирательного права.......................................7
6. Избирательная кампания......................................................................................11
7. Три основных типа избирательных систем (электоральной формулы)...........16
8. Заключение.............................................................................................................22
9. Список использованной литературы...................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 49.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

                                           ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

                              КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Вариант ________

Выполнил:

Студент __________________________________

Факультет ________________________________

Группа № ________________________________

Зачетная книжка № ________________________

Руководитель:

_________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение..................................................................................................................3

2. Институт выборов..................................................................................................4

3. Избирательная система..........................................................................................5

4. Субъекты выборов и  избирательное право..........................................................5

5. Основополагающие принципы избирательного права.......................................7

6. Избирательная кампания......................................................................................11

7. Три основных типа избирательных систем (электоральной формулы)...........16

8. Заключение.............................................................................................................22

9. Список использованной  литературы...................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Политология как наука о политических отношениях и политических процессах уделяет значительное внимание изучению политических феноменов, которые имеют давнюю историю и играют в обществе значительную роль.

       В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании законодательных, исполнительных и судебных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы - способ существования демократии. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.

       Иными словами, выборы – это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимали существо этого политического процесса, прежде всего свое место в нем, и участвовали в выборах осознанно, а не в качестве механизма для голосования, добиваясь избрания действительно достойных.

       В странах с высокой политической культурой и политической устойчивостью выборы выступают фундаментом демократичности общества. Эффективность выборов зависит от многих факторов, среди них весьма важное место принадлежит утвердившейся в той или иной стране избирательной системе.

 

 

 

 

 

Институт выборов.

        Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти - от местных органов до президента.

       Выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил во властных структурах, определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.

       Выборы - это также форма контроля населения за правящей элитой, которой народ делегирует властные полномочия. По определению Йозефа Шумпетера, «демократия значит лишь то, что у народа есть возможность принять или не принять тех людей, которые должны им управлять». Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей само правительство может скорректировать курс, стремясь заручиться поддержкой избирателей.

       В основе законодательной регламентации выборов лежат три основных принципа.

        Первый - это обеспечение равных возможностей для всех участвующих партий и кандидатов. Его суть состоит в предоставлении всем равного максимального лимита расходов на проведение выборов. С этой целью во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборных кампаний и в то же время ограничивает суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды партий и кандидатов.

      Второй принцип - это так называемый принцип лояльности. В соответствии с ним кандидаты должны проявлять терпимость по отношению к соперникам, воздерживаться от некорректных действий.

       Третий принцип - это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам.

 

Избирательная система.

       Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе  законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные  формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную  и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.

 

Субъекты выборов  и избирательное право.

       Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право. К субъектам выборов относятся:

      Электорат (от лат. "elector", что означает "избиратель") – одно из главных действующих лиц в процессе выборов.  
       Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

               - минимальное число членов; 
                 - получение определенного процента голосов на предыдущих выборах; 
               - сам факт периодического участия в выборах. 
       Кандидаты на выбранную должность - то или иное конкретное лицо приобретает статус кандидата после того, как пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, поэтому по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения (если

речь идет о кандидате, занимающем). 
       Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе:

                       - контроль за соблюдением избирательных прав граждан; 
                       - регистрация выдвинутых кандидатов; 
                       - распределение финансовых средств, выделенных государством,      

                        между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены); 
                       - организация голосования; 
                       - принятие решения о действительности бюллетеней; 
                       - определение результатов выборов.

  Как видно, возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала. 
    Избирательное право – это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

       Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком значении: 
избирательное право – это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

- активное избирательное  право – право гражданина избиратель;

- пассивное избирательное  право – право гражданина быть  избранным.

 

Основополагающие  принципы избирательного права.

Всеобщность избирательного права означает, что в стране не допускается какая-либо дискриминация в данной области и избирательные права закрепляются за всеми психически здоровыми гражданами, достигшими определенного возраста. Этот принцип исключает возможность лишения или ограничения избирательных прав гражданина по признакам пола, расы, национальности, конфессиональной принадлежности, идейных убеждений, а чаще всего и имущественного и должностного положения. Вместе с тем этот принцип не исключает практики недопущения к выборам несовершеннолетних, лиц, признанных по суду психически больными, и осужденных по приговору суда, находящихся в местах лишения свободы, поскольку их сознательное, свободное или самостоятельное волеизъявление не может быть обеспечено.

В принципе демократическое избирательное  право допускает введение определенных цензов, т.е. специальных условий, соблюдение которых означает приобретение соответствующих избирательных прав. Выше уже шла речь о возрастном цензе, означающем признание избирательных прав за лицом при достижении определенного возраста. Имеются и другие цензы: ценз гражданства, ценз оседлости, ценз происхождения и др. Ценз гражданства означает, что, как правило, избирательные права предоставляются только гражданам, хотя в ряде случаев (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) к выборам органов местного самоуправления допускаются и неграждане, проживающие в стране более или менее длительное время и уплачивающие налоги. В ряде стран при определении избирательных прав граждан делается различие между теми, кто получил гражданство от рождения, и теми, кто приобрел его в результате натурализации (ценз происхождения). Нередко вводится, прежде всего при определении пассивного избирательного права, и ценз оседлости, суть которого заключается в признании необходимости проживания в данной стране или местности не менее установленного срока. Например, во Франции для участия в голосовании на любых выборах необходимо проживание в коммуне не менее шести месяцев, а в США правом быть избранным президентом обладает лишь тот, кто не менее 14 лет проживал в стране.

Наличие тех  или иных избирательных цензов само по себе не дает основания признавать такие выборы и лежащее в их основе избирательное право недемократичными. Все дело в том, какие это цензы. В то же время в целом можно признать, что чрезмерное увлечение этими цензами, несомненно, сужает демократизм избирательного права страны и даже может поставить под вопрос его демократизм. Не случайно, что особенно в странах развитой демократии уже целое столетие ясно обнаруживается тенденция сокращения различных цензов и их рамок. Сошли на нет, например, имущественный ценз, связанный с требованием обладания избирателем имуществом определенного размера, уплаты соответствующего налога, а также ценз пола, когда женщины в прошлом (в демократической Швейцарии до начала 70-х гг.) были лишены избирательных прав, и образовательный ценз, включая ценз грамотности, когда избирательные права предоставлялись только тем, кто обладает определенным уровнем образования (хотя требование грамотности иногда сохраняется в некоторых странах, например, в Бразилии, Руанде, Малави и др.). Еще несколько десятилетий назад в таких демократических странах, как США, Великобритания, Канада и др., даже для получения активного избирательного права было необходимо достижение гражданином 21 года, а теперь — 18 лет. Сегодня примерно в двух третях стран мира таким избирательным правом обладают граждане старше 18 лет, а в некоторых (Бразилия, Иран, Куба, Никарагуа) — даже старше 16 лет.

Принцип свободного участия в выборах означает добровольность участия избирателя в выборах, его самостоятельность в решении вопроса использования активного и пассивного избирательного права, свободу волеизъявления избирателей, исключающую незаконное вмешательство государства и иных политических сил в этот процесс. Соблюдение этого принципа является важным условием признания выборов состоявшимися, действительными, а избранных в результате их органов — легитимными.

В ходе выборов  может наблюдаться и такое  явление, как абсентеизм (от лат. absentis — отсутствующий) — более или менее массовое уклонение избирателей от голосования. Тем самым избиратели выражают свое недовольство существующим в стране положением вещей, разочарованность как политической и практической деятельностью властей, так и партийными программами и политическими платформами кандидатов оппозиции, неверие в возможность существенно изменить что-либо путем выборов или в честный характер их проведения и т.д. В целях преодоления абсентеизма и обеспечения большей легитимности избираемых органов целый ряд стран (например, Италия, Аргентина, Бельгия, Австралия, Греция, Турция) вводят юридическую обязательность голосования (обязательный вотум), когда неучастие в голосовании влечет за собой моральное осуждение, штраф и даже лишение свободы. В интересах преодоления негативных последствий абсентеизма используется и путь снижения порога, за которым выборы признаются несостоявшимися (например, с уровня участия большинства избирателей — 50% плюс один голос до более чем четверти всех избирателей).

Информация о работе Избирательная система РФ