Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:16, контрольная работа

Краткое описание

Выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил во властных структурах, определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.

Содержание

1. Введение..................................................................................................................3
2. Институт выборов..................................................................................................4
3. Избирательная система..........................................................................................5
4. Субъекты выборов и избирательное право..........................................................5
5. Основополагающие принципы избирательного права.......................................7
6. Избирательная кампания......................................................................................11
7. Три основных типа избирательных систем (электоральной формулы)...........16
8. Заключение.............................................................................................................22
9. Список использованной литературы...................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 49.73 Кб (Скачать файл)

Однако мажоритарная система имеет  и существенные недостатки. Они связаны  с тем, что значительное число  голосов избирателей (зачастую около  половины) не учитываются при распределении  мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные  округа формируются таким образом, что при сохранении формального  равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной  из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число  концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается  сделать это таким образом, чтобы  «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два  округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв»  их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов  не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее.

Законодательство как ряда зарубежных стран (США, Франции, Великобритании, Японии), так и России, исходит из того, что практически невозможно образовать абсолютно равные избирательные  округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25 или 33%) отклонения округов по численности избирателей  от среднего округа. Это является основой  «избирательной географии». Ее цель заключается  в том, чтобы сделать голос  более консервативного сельского  избирателя более весомым, чем голос  городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных  округов с меньшим количеством  избирателей, чем в городах. В  результате при равном количестве избирателей, проживающих в городской и  сельской местности, в последней  может быть образовано в 2–3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы еще больше усиливаются.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

Пропорциональная система  каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического  опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы  имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием  выделяется три типа:

системы, в полной мере реализующие  принцип пропорциональности;

системы с недостаточной  пропорциональностью;

системы, которые хотя и  достигают пропорциональности между  поданными голосами и полученными  мандатами, однако предусматривают  различные заградительные барьеры  проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей  установленного законодательством  процента голосов избирателей в  масштабе всей страны, в парламент  не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в Турции – 10%, в Швеции – 4% по стране и 12% в избирательном округе, в ФРГ и России – 5%. В Израиле этот барьер один самых низких – 1%.

Так как пропорциональная избирательная система действует  в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.

При системе «жестких»  списков кандидаты располагаются  в них не произвольно, а в зависимости  от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным  депутатам. Выигранные списком мандаты  отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в  списке.

При системе «гибких» списков  избиратель, голосуя за список в  целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий  наибольшее число знаков предпочтения.

При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более  демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более  адекватно отражает реальную расстановку  политических сил в стране на момент выборов.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности  в формировании правительства, так  как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой  основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.

Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство  в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование  осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь  между депутатами и избирателями слабая.

В-четвертых, поскольку при  данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что  может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

Недостатки пропорциональной и  мажоритарной систем очевидны и существенны. Поэтому попыткой устранить или  хотя бы смягчить их стало формирование в послевоенный период 
смешанной избирательной системы. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

На основе смешанной избирательной  системы в России проходит формирование Государственной Думы: 225 депутатов  избираются по мажоритарной системе  относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе. В Австралии смешанная система  проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе  абсолютного большинства, а другая – по пропорциональной системе. В  Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования  по партийным спискам и индивидуального  баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру  индивидуально, а остальные мандаты  распределяются среди тех, кто включен  в партийные списки. В Мексиканских Соединенных Штатах Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства.

Таким образом, смешанная избирательная  система, построенная на едином принципе – сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет  самые различные вариации, отличаясь  большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Система подсчета голосов избирателей  на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно-технической  процедурой, оказывает обратное воздействие  на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны.

Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:

- пропорциональная избирательная  система обусловливает возникновение  и существование многопартийной  системы, характеризующейся автономностью  партий и их жесткой структурой;

- абсолютная мажоритарная система  способствует формированию многопартийной  системы, в которой партии занимают  гибкие позиции и стремятся  к поиску консенсуса и компромисса;

- относительная мажоритарная система  порождает двухпартийную систему.

Эта взаимосвязь обусловливает  воздействие избирательной системы  не только на форму демократии, но и  на ее судьбу. Многие авторы утверждают, что введение пропорциональной избирательной  системы (в чистом виде или смешанной) на ранней фазе развития демократии, в  отсутствие устоявшихся сильных  партий, дробит партийную систему. Фрагментарность  же партийной системы, по мнению Х.Х. Линца, служит фактором, способствующим крушению молодых демократий. В связи  с этим предметом не только теоретического, но и практического интереса является изучение современной российской избирательной системы. Ряд исследователей считают, что в Государственной Думе благодаря смешанной избирательной системе формируется политическая структура неустойчивого равновесия, при которой разные политические фланги не имеют решающего большинства, а центр ослаблен и не в состоянии влиять на итоги важнейших голосований. Эта ситуация особенно ярко проявилась в результате выборов в Думу в 1993 г., повторилась она и на следующих выборах.

Таким образом, избирательные системы  являются чувствительными индикаторами реальных политических процессов, поэтому  избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.

Заключение

Пропорциональная система  сегодня используется многими странами мира. Переход к пропорциональной избирательной системе в России при выборах депутатов федеральной  Думы приведёт к изменению влияния  самой Думы. При ней легитимность Думы слабее, средний депутат менее  опытен как публичный политик  и менее самостоятелен в выстраивании системы союзов и принятии политических решений. Связано это с тем, что, во-первых, в Думу смогут пройти депутаты, которые, вообще не обладают навыками публичной политики, не разбираются в парламентской работе, во-вторых, статус депутата, его политический вес уменьшится за счет того, что депутат лично теперь более не будет обладать электоральной поддержкой, его как политика не узнают избиратели т.к. он всего-навсего один из списка партии, в-третьих, депутата избранного по списку избирательного объединения относительно легко лишить статуса депутата при помощи выдвинувшей его партии. Минусом пропорциональной избирательной системы, безусловно, является то, что она приводит к сокращению влияния депутатов. При этом в целом для отечественной политической практики на федеральных выборах введение пропорциональной избирательной системы, увеличивающей влияние партий и уменьшающей политический вес депутатов, вполне оправдано на данном этапе политического развития и принесет государственной политике стабильность.

Народные избранники отныне все более будут зависеть от выдвигаемых  ими избирательных объединений. Кроме того, сегодня попадание  в список партии - это единственная возможность получить мандат федерального депутата. Поэтому роль политических партий при переходе к пропорциональной избирательной системе резко  возрастает.

Все что касается критики  пропорциональной избирательной системы, как системы, не обеспечивающей представительство  региональных интересов на уровне центра политического пространства, то данную функцию может и должен выполнять  Совет Федерации ФС РФ, созданный  как палата регионов.

В регионах широко обсуждаемый  в перспективе переход исключительно  к пропорциональной системе, на наш  взгляд, будет приносить больше издержек, чем выгоды. Смешанная система  на уровне субъекта РФ балансирует  представительство партийных политиков  и интересы районов, поселений региона. Пропорциональная система на уровне региона может привести к тому, что практически все депутаты региональной легислатуры будут  представлять интересы регионального  центра, а районы лишатся своей  парламентской опоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анохин М.Г. Политические системы. М., 1996.

2. Лавриненко Н.В. Политология. - М., 2005.

3. Панарин А.С., Василенко И.А. Политология. – М., 2003.

4. http://www.allbest.ru/

5. http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/election/1-3.html


Информация о работе Избирательная система РФ