Избирательная система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и существующих видов выборов в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие избирательной системы в РФ;
2. рассмотреть принципы избирательного права в РФ;
3. обозначить важнейшие источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации;
4. рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
5. перечислить виды выборов, существующие в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие избирательной системы в РФ………………………………………..5
2. Принципы избирательного права (избирательной системы)………………..7
3. Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации………………………………………………………………………..12
4. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………...18
- мажоритарная избирательная система……………………………………...19
- пропорциональная избирательная система…………………………….......22
- пропорциональная избирательная система………………………………...24
5. Виды выборов в Российской Федерации……………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

вот.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  избирательной системы в РФ………………………………………..5

2. Принципы  избирательного права (избирательной  системы)………………..7

3. Источники  избирательного права и избирательного  процесса Российской Федерации………………………………………………………………………..12

4. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………...18

   - мажоритарная избирательная система……………………………………...19

   - пропорциональная избирательная система…………………………….......22

   - пропорциональная избирательная система………………………………...24

5. Виды выборов в Российской Федерации……………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….31

Список  литературы………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     От  выбора избирателей, определяющих посредством выборов однозначное содержание представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность, и, соответственно, связанную с ней последующую политическую направленность выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в серьезной степени зависит основная направленность движения страны на ближайший период времени.

     Основное значение в ходе процесса становления демократического государства, которым в соответствии с Конституцией Российской Федерации является наше государство, играют выборы и референдум. Общепризнанным компонентом современного общества и государства является право граждан непосредственно участвовать в формировании властных институтов.

     На  сегодняшний день как никогда испытывается потребность в функциональных идеях в разных сферах общественной и государственной деятельности. В России уже сформировалась практика правового решения такой затруднительной проблемы, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

     Выборы - крайне действенная форма идеологического и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Это метод формирования чувства ответственности за сделанный выбор по отношению не только к самому себе, но и к сотням тысяч своих сограждан. И, что самое важное, выборы – поистине влиятельный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стараясь сохранить свои позиции в публичных органах, реализовывает волю избирателей.

     Цель  моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и существующих видов выборов в РФ.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать  понятие избирательной системы  в РФ;

2. рассмотреть принципы избирательного права в РФ;

3. обозначить важнейшие источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации;

4. рассмотреть  виды избирательных систем в  РФ;

5. перечислить виды выборов, существующие в РФ.

Объектом исследования, безусловно, является избирательная система и виды выборов в Российской Федерации.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением избирательной системы и видов выборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятие избирательной  системы в РФ

      В настоящее время в законоведческой литературе отсутствует единая точка зрения на определение "избирательная система". Некоторые, говоря о ней,  четко обозначают комплекс фактических общественных отношений, возникающих в ходе подготовки и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают последовательность установления результатов выборов.

      Юридические нормы, закрепляющие права граждан  избирать и быть избранными в органы государственной власти и порядок  определения результатов выборов  — именно эти составляющие формируют  понятие «избирательное право».  Из этого можно заключить, что избирательное право и построение подсчета итогов выборов являются составными частями избирательной системы. Следовательно, избирательная система и становится системой, поскольку она состоит из системы совокупности звеньев, институтов: правовых норм и порядка установления результатов выборов. Это дает возможность формулировки определения избирательной системы в широком смысле. В усеченном смысле - это порядок определения результатов выборов.

     В таком варианте избирательную систему необходимо определять как технико-процедурные нормы, позволяющие непредвзято определить результаты выборов.

     Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят синтетичный характер. В Российской Федерации они имеют  в своем составе, по существу, четыре разные подсистемы, регламентирующие последовательность избрания гражданами определенных органов государственной власти: Президента РФ; депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных органов субъектов Федерации; органов местного самоуправления.

      Каждая  из этих подсистем регулируется исключительными  правовыми актами, однако присутствуют и общие для всех источники  права. Расхождения между ними выявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду иных более чем значимых условий.

      Важной  особенностью российского избирательного права (избирательной системы) является то, что порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной  Думы устанавливается лишь Конституцией РФ и федеральными законами, то есть без корректировки со стороны субъектов Федерации.

      Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты на предмет организации и проведения выборов (формирование списков избирателей, создание избирательных участков, составление избирательных комиссий). Этим ситуация в России разнится, например, с таким федеративным государством, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента, обеих палат Конгресса) лишь в самых общих положениях регламентируется Конституцией Соединенных Штатов, а детально регулируется законами самих штатов.

      Индивидуальностью России является и то, что в отличие  от большинства иных государств со сравнительно новыми конституциями в ее Конституции отсутствует специальный раздел об избирательном праве (избирательной системе), в котором могли бы быть зафиксированы общие принципы избирательного права — равное, всеобщее,  прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Лишь в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в  Конституции РФ, а также при определении порядка избрания Президента РФ.1

      В то же время общие принципы избирательного права в их абсолютном объеме и  в применении к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления испытывают острый недостаток не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.2

 

2. Принципы избирательного  права (избирательной  системы)

      Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

      Всеобщим  признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специфические условия, ограничивающие это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

      В Российской Федерации активное избирательное  право и право голосовать на референдуме  предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления.

      Федеральными  законами могут устанавливаться  дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации или органы местного самоуправления.

      Иностранцы  могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

      Предоставление  гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении  вопроса об участии или неучастии  в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах.

      В отличие от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в  России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных  кампаний, особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей  в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм». Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т.е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры.

      Для того, чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство длительное время предусматривало обязательный процент участия зарегистрированных избирателей (так называемый порог явки), ниже которого выборы признаются несостоявшимися (например, при выборах Президента РФ это было 50%, при выборах депутатов Государственной Думы - 25, в субъектах Федерации допускались 20%).

      Но  Федеральным законом минимальный  порог явки на всех уровнях был отменен. Теперь, следовательно, выборы признаются состоявшимися при любом числе избирателей, принявших в них участие.

      Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

      Субъектам Федерации, которые вправе принимать  собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной  власти минимальный возраст кандидата составляет 21 год, а при наделении полномочиями главы исполнительного органа государственной власти (Президента, губернатора) - 30 лет.

      При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом  минимальный возраст равен 21 году.

      Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов  и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут  быть судьи, прокуроры, должностные  лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Федерации, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

      Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением  преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.

Информация о работе Избирательная система в РФ