Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:28, курсовая работа
Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и существующих видов выборов в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие избирательной системы в РФ;
2. рассмотреть принципы избирательного права в РФ;
3. обозначить важнейшие источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации;
4. рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
5. перечислить виды выборов, существующие в РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие избирательной системы в РФ………………………………………..5
2. Принципы избирательного права (избирательной системы)………………..7
3. Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации………………………………………………………………………..12
4. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………...18
- мажоритарная избирательная система……………………………………...19
- пропорциональная избирательная система…………………………….......22
- пропорциональная избирательная система………………………………...24
5. Виды выборов в Российской Федерации……………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Вторая половина народных избранников ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на базе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии предлагали для рассмотрения, сформированные в порядке приоритета (ранжированные), списки своих кандидатов, за которые нужно было проголосовать избирателям всей страны. Таким образом, право принимать участие в подобных выборах предоставлялось (на определенных условиях) исключительно общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов приобретали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по результатам голосования партии-победительницы получали в общей сложности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Партии (блоки), перешагнувшие пятипроцентный барьер, получали депутатские места в соответствии с количеством голосов (в процентном выражении), полученных партией (блоком) на выборах (расчет производился, соответственно, от 225 депутатских мест). Дополнительно партии-победительницы получали так называемые «бонусные мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим менее 5% голосов избирателей, которые распределялись между преодолевшими избирательный барьер партиями также строго соразмерно полученным ими голосам избирателей28.
Смешанные избирательные системы обычно различают по характеру взаимосвязи применяемых в них составляющих пропорциональной и мажоритарной систем. На основании этого выделяется два вида смешанных систем:
• смешанная
несвязанная система выборов, при
которой распределение мандатов по мажоритарной
системе никак не зависит от итогов выборов
по пропорциональной системе (приведенные
выше примеры - это как раз примеры смешанной
несвязанной избирательной системы);
• смешанная связанная избирательная
система. При ней распределение мест по
мажоритарной системе зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе.
В данном случае кандидаты в мажоритарных
округах выдвигаются политическими партиями,
участвующими в выборах по пропорциональной
системе. Мандаты, полученные партиями
в мажоритарных округах, распределяются
в прямой зависимости от результатов выборов
по пропорциональной системе. Политическая
партия, набравшая голосов больше предусмотренного
законом количества, получает право на
представительство своих кандидатов,
победивших в мажоритарных округах («переходные
мандаты»)29.
5. Виды выборов в Российской Федерации
В Российской Федерации принято выделять следующие юридически закрепленные виды выборов: очередные выборы; досрочные выборы; выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; дополнительные выборы (выборы вместо выбывшего депутата); повторные выборы. При этом избирательное законодательство, в частности на региональном уровне, имеет целый ряд специализированных правил назначения разных видов выборов. Уже сейчас рационально признать полезным выделение в структуре избирательных законов, и, прежде всего избирательных кодексов, самостоятельные институты каждого из названных видов30.
Очередные выборы — это основные или общие выборы, проводимые с целью избрания органов государственной власти и органов местного самоуправления в сроки, определенные действующим законодательством. Период времени между предшествующими и будущими очередными выборами составляет период деятельности данного выборного представительного органа власти.
Досрочные выборы проводятся по причине досрочного прекращения возможностей действия выбираемого органа (должностного лица). Причины досрочного прекращения возможностей фиксируются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления. Избирательное законодательство определяет для досрочных выборов вероятность сжатия сроков реализации избирательных действий по сравнению с очередными выборами.
Выборы в порядке ротации считаются частичными выборами. Они проводятся исключительно в отношении закрепленной в законодательстве о выборах части депутатского корпуса (в том числе в виде ротационного обновления одной из палат парламента) для того, чтобы обеспечить потенциальное видоизменение представительства политических сил и, к тому же, сберечь преемственность в функционировании законодательного (представительного) органа государственной власти.
Дополнительные выборы — это внеочередные выборы, проводимые в условиях преждевременного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному (многомандатному) избирательному округу в коллегиальный представительный орган власти, или же досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица в системе государственной или местной власти.
Повторные выборы проходят в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны недействительными. Повторные выборы нужно различать от повторного голосования - факультативного этапа, который происходит в условиях того же избирательного процесса, в рамках которого реализовывалось первоначальное голосование. Повторные выборы - самостоятельный избирательный процесс, содержащий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.
Определенное, а в ряде случаев существенное влияние на институт выборов оказывает институт референдума31. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме32.
В формально-юридическом значении референдум представляет собой голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного положительного или отрицательного ответа в форме «да» или «нет», «за» или «против». Таким образом, предопределение референдума в механизме народовластия состоит в принятии государственных постановлений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда иные формы прямой демократии желаемого следствия не приносят. Референдум также является важнейшей гарантией, обеспечивающей прямое участие граждан в управлении процессами в обществе и государстве. Социально-политическая значимость референдума заключается в том, что он выступает как один из существенных институтов прямой демократии, уходящий во времена естественного народоправства33.
По территории действия различают:
1) референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации34;
2) референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации35;
3) референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования36.
Порядок
проведения референдума регламентируется
законодательством. В частности, инициатива
проведения общероссийского референдума
может относиться к не менее чем 2 млн гражданам
РФ при условии, что на территории одного
субъекта РФ проживает не более 10% из них.
Кроме того, с инициативой о проведении
референдума может выступить Конституционное
Собрание по поводу принятия новой Конституции37.
Решение, принятое на референдуме, обретает
юридическую силу с момента опубликования
его итогов и не требует подтверждения
со стороны какого-либо органа или должностного
лица. Вопросы, подвергнутые анализу на
референдуме, могут быть вынесены на повторный
референдум через год38.
Заключение
Задачи, посредством решения которых, оказалась достигнута цель моей работы, а именно, задача дать понятие избирательной системы в РФ, рассмотреть принципы избирательного права в РФ, обозначить важнейшие источники избирательного права и избирательного процесса в нашем государстве, рассмотреть виды избирательных систем в РФ, перечислить виды выборов в РФ, были выполнены.
Таким образом, стоит обозначить главное.
Избирательная система позволяет непредвзято определить результаты выборов, устанавливая определённый алгоритм осуществления подведения их итогов. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, только при их соблюдении выборы могут быть признанны демократичными. Систему источников избирательного права составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, равно как и международные договоры Российской Федерации,39 а, во-вторых, нормативные правовые акты национального законодательства.
В
демократической стране должны существовать
выборы, как форма волеизлияния граждан.
Так как каждый гражданин не может изъявить
свое недовольство властью напрямую, он
имеет право осуществить это путем выборов.
Их смысл в том, чтобы все имели возможность
выразить свою волю, а государственная
власть – быть построенной и функционировать
в соответствии с этой волей. Выборы –
это своего рода диалог власти и народа.
Власть предлагает, а народ принимает
решение и отвечает.
Список литературы:
2. Европейская
Конвенция о защите прав
3. Международный
пакт о гражданских и
5. ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)
6. ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
8. Борисов А.Н. // Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (постатейный) // - М.: Юстицинформ, 2007
9. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. // Избирательное право // учебник // - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008
10. Елистратова Е.С. // Конституционное и муниципальное право // - М.: Волтерс Клувер, 2008
11. Ершов В. А. // Основы избирательного права Российской Федерации // - М.: ГроссМедиа, 2008
13. Лучин В. О. // Избирательное право России // - М.: Юнити-Дана, 2008
14. Малько А.В. // Политическая и правовая жизнь России // учебник // - М.: Юристъ, 2009
15. Постников
А.Е. // Система российского
Избирательное
право // учебник. Пособие для студентов
ВУЗов // - М.: Юристъ, 2009
16. Прудников А.С.; // Избирательное право
// Под ред. Гасанова К. К., Прудникова А.
С. // -2-ое издание, перераб. и доп. // - М.:
ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007
17. Скосаренко
Е. Е. // Избирательная система
России: Мифы и политическая