Избирательное право и избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:29, реферат

Краткое описание

Избирательная система призвана выражать и защищать интересы граждан своей стране, их демократические права, важнейшие из которых – право избирать и быть избранным в государственные органы власти. Выборы – это проверка, оценка народом деятельности правящих и оппозиционных политических сил. Выражая доверие или недоверие, избиратели воздействуют на содержание государственной политики, партийных программ, корректируя их в том или ином направлении.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….........3
Основная часть
1. Избирательное право: принципы, виды ……………………………………..4
2. Избирательная система: понятие, виды ……………………………………..6
3. Идеология избирательных кампаний..……………………………………….8
4. Средства массовой информации в избирательных процессах …………....14
5. Стадии избирательного процесса ………………………………..…………16
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список использованных источников …………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное право и избирательная система.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….........3

Основная часть 

 

1. Избирательное право:  принципы, виды ……………………………………..4

2. Избирательная система:  понятие, виды ……………………………………..6

3. Идеология избирательных  кампаний..……………………………………….8

4. Средства массовой информации в избирательных процессах …………....14

5. Стадии избирательного  процесса ………………………………..…………16

Заключение ……………………………………………………………………..22

Список использованных источников …………………………………………23

Введение

 

Демократическая политическая система базируется на том простом основании, что все субъекты политического процесса стремятся к обладанию властью в государстве. В свою очередь, государство должно создавать и гарантировать оптимальные условия для того, чтобы их устремления могли быть реализованы на основе равной, честной, открытой и ненасильственной политической борьбы, то есть посредством участия в выборах всех уровней. Подобные условия – фундамент избирательного законодательства и избирательной системы в стране, которые должны уравновешивать конкурирующие устремления субъектов политического процесса. Другими словами, смена власти в демократическом обществе не является разрушительной, если она построена на указанных принципах, а выборы, как правило, усиливают легитимность власти, эффективность действия государственного механизма.

 

Согласно статье 38 Конституции  Республики Беларусь, право свободно избирать и быть избранным в государственные  органы относится к числу основополагающих прав граждан. Посредством свободных  выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для управления страной.

 

В статье 21 Всеобщей декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право принимать  участие в управлении своей страной  непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Основой власти правительства должна быть воля народа, находящая своё выражение в периодических демократических выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном праве путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

1. Избирательное право:  принципы, виды

 

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путём, признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать проблемы мирными политическими средствами.

 

Для эффективных выборов  необходимо наличие избирательной  системы и гражданского общества.

 

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны и отражает идеологию избирательных  кампаний. Избирательное право –  это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в  выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования [1, с. 52].

 

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных, свободных и равных выборов. Они присутствуют и в  избирательном праве Республики Беларусь (ст. 64-68 Конституции Республики Беларусь). Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, вероисповедания, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

 

Принцип всеобщности  предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие определённого  возраста, без каких либо имущественных  и иных ограничений. Принцип равенства  означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом избирательном округе также должно быть примерно равным. Принцип свободы выборов означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать [1, с. 53].

 

Принципы избирательного права никогда не соблюдались  в полной мере. Происходило так  потому, что политическая элита стремилась не выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент собственного воспроизводства, как выборы. Существует множество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права, и в первую очередь через цензы. Наиболее известными цензами являются возрастной, оседлости, гражданства, образовательный, имущественный, пола, моральный, религиозный и др.

 

В Беларуси действуют следующие цензы:

 

1)  возрастной –  право избирать имеют граждане  Республики Беларусь, достигшие  18 лет; право быть избранным  на пост Президента – граждане  не моложе 35 лет, членом Совета  Республики Национального собрания  – не моложе 30, депутатом палаты представителей – не моложе 21 года;

 

2) оседлости – Президентом  может быть избран гражданин  Республики Беларусь при условии  постоянного проживания на территории  Беларуси не менее десяти лет;

 

3) моральный – в  выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, и др.;

 

4) гражданства – избирать  и быть избранными в Беларуси  имеют право только граждане  нашего государства, а чтобы  быть избранным на пост Президента, необходимо быть гражданином Республики Беларусь по рождению.

 

Выделяют два вида избирательного права: активное (избирать, участвовать в выборах) и пассивное (избираться, быть избранным) [1, с. 54].

2. Избирательная система:  понятие, виды

 

Под избирательной системой чаще всего подразумевают совокупность правил и приёмов, обеспечивающих участие граждан в формировании выборных (прежде всего представительных) органов государственной власти, а в некоторых случаях ещё и систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

 

Конституция Республики Беларусь и Избирательный кодекс устанавливают, что в стране действует  мажоритарная избирательная система, при которой избранным считается  кандидат, получивший большинство голосов  избирателей в одномандатном избирательном округе, то есть базовой идеологией избирательных компаний в Беларуси является идеология выбора абсолютного большинства.

 

Следует различать мажоритарную избирательную систему абсолютного  большинства, относительного большинства  и квалифицированного большинства. При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, которая применяется в Беларуси, кандидат считается избранным, если он получил более половины всех голосов по округу или стране. При мажоритарной системе относительного большинства, чтобы быть избранным, кандидату достаточно получить относительное большинство голосов по округу сравнительно с другими кандидатами. При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства кандидату, чтобы быть избранным, необходимо получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов – 2/3, 3/4, 4/5 [2, с. 273].

 

Наряду с мажоритарной к числу основных избирательных  систем относят пропорциональную, которая  представляет собой такой порядок  определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в законодательные органы власти, производится в соответствии с полученными ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе формируются максимально большие округа, в которых каждая партия, избирательный блок или избирательное объединение выдвигают свой список кандидатов, а избиратели отдают свои голоса за соответствующий их интересам и убеждениям список. При этом под избирательным объединением подразумевается общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах в государственные представительные органы посредством выдвижения кандидатов. В свою очередь, избирательный блок – объединение двух или более политических партий, общественных движений для совместного участия в выборах в законодательные органы власти и органы местного самоуправления с правом избирательного объединения. При пропорциональной системе представительства устанавливается избирательная квота (может также называться избирательным метром, избирательным частным, избирательной средней) – наименьшее число голосов, необходимых для избрания одного депутата в данном избирательном округе. Хотя следует отметить, что избирательная квота может устанавливаться как для каждого избирательного округа в отдельности, так и для всей страны в целом. При этом распределение мандатов внутри списка партии осуществляется обычно согласно тому порядку, в котором кандидаты расположены в ранжированном списке.

 

Нередко к основным избирательным системам – мажоритарной и пропорциональной – добавляют смешанную, полупропорциональную и единственного передаваемого голоса. Наиболее распространённой из трёх последних является смешанная избирательная система, которая строится на сочетании основных принципов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем [2, с. 274].

3. Идеология избирательных  кампаний

 

Исходным принципом  анализа идеологии избирательных  кампаний является рассмотрение выборов  прежде всего как политической и  следовательно, идеологической деятельности. В свою очередь, идеологическая деятельность – это деятельность более или менее ограниченных количественно политически активных групп граждан, которые в соответствии со своим мировоззрением, политическими и идеологическими ценностями, установками, ориентациями образуют политические партии, движения, другие политические организации (группы политического давления и политического лоббирования). В соответствии с этим идеология избирательной кампании – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права, характером, содержанием и направленностью избирательного процесса.

 

Идеология избирательных кампаний имеет два основных среза –  внешний и внутренний. Внешняя  идеология избирательных кампаний сформулирована в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, утверждённой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., в которой сказано: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Позднее это утверждение было подтверждено и закреплено в статье 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1966г. и вступившего в силу в 1976г. (участниками пакта являются 127 государств). Наконец, в окончательном виде внешняя идеология избирательных кампаний была сформулирована в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), принятом 29 июня 1990г.: «Воля народа, выраженная свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства».

 

Структура внешней идеологии избирательных  кампаний состоит из международных  избирательных стандартов, изложенных в Декларации о критериях свободных  и справедливых выборов, принятой единогласно 112 странами на 154 сессии Совета Межпарламентского союза в Париже 26 марта 1994г., а также в Руководстве по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ. В последнем документе постулированы семь основных элементов демократической идеологии избирательных кампаний – выборы должны быть всеобщими, равными, справедливыми, тайными, свободными, открытыми и ответственными. В свою очередь, каждый из этих элементов имеет внутреннюю структуру.

 

Кроме международных избирательных  стандартов, идеология избирательных  кампаний включает права и обязанности государства в избирательном процессе. Эти положения изложены в разделе 4 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов 1994г. и предусматривают, что государство и его органы во время избирательных кампаний должны обеспечивать: свободу передвижения кандидатам; свободу кандидатам и партиям в распространении их взглядов среди избирателей и возможность равного доступа к государственным и общественным СМИ; гарантировать объективность в освещении избирательной кампании СМИ [2, с. 280] .

 

Таким образом, с позиции  международных избирательных стандартов отступлением от демократической идеологии  избирательных кампаний являются следующие  действия: непредоставление в полном объеме и своевременно избирателям  всей информации о кандидатах и процедуре голосования; отказ в регистрации отдельным кандидатам, или аннулирование регистрации без достаточных оснований; поддержка отдельных кандидатов исполнительной властью; вмешательство в работу наблюдателей, ограничение полномочий наблюдателей на последней стадии избирательного процесса; нарушение процедуры голосования со стороны избирательных комиссий, избирателей, наблюдателей; отсутствие полной гласности в избирательном процессе, связанной с административными ограничениями деятельности журналистов и СМИ; преднамеренное создание условий для использования отдельными кандидатами административного ресурса, например, за счет сокращения численности представительного органа и резкого укрупнения избирательных округов при сохранении мажоритарной избирательной системы; назначение, а не избрание определенной части представительного органа.

 

В то же время следует  четко различать отступления  от демократической идеологии избирательных  кампаний, связанные с наблюдением  только в какой-то части международных  избирательных стандартов, и политические избирательные технологии, используемые в ходе конкретного избирательного процесса кандидатами и их командами [2, с. 281].

 

Избирательные кампании на постсоветском пространстве за последнее  время породили так называемые «серые», «черные», «чистые», «грязные» избирательные политтехнологии, которые при формальном соблюдении международных избирательных стандартов позволяют «обходить» их и добиваться необходимого результата.

 

«Петля Мавроди». Возле  избирательных участков активисты  того или иного кандидата встречают представителей маргинальных групп (например, безработных, алкоголиков, наркоманов и т.п.) и просят их за соответствующую плату вынести с участка свой незаполненный бюллетень. Затем в этом бюллетене выбирается необходимый кандидат и следующему маргиналу предлагают опустить в избирательную урну этот бланк, а вынести незаполненный.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система