Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:48, контрольная работа
Выборы являются центральным институтом демократии, потому что власть правительства исходит исключительно из согласия управляемых. Главный механизм, превращающий это согласие во властные полномочия правительства, – это свободные, тайные и равные выборы. Неслучайно избирательные системы и процессы считаются одной из главных характеристик демократии. А демократическим называется государство, в котором идеологически и социально различающимся группам открывается легальная возможность для соревнования за контроль над властью, и где агенты, контролирующие властные институты, избираются и ответственны перед народом.
Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие «избирательная система» и ее структура………………….4
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки……………………………………………….9
3. Опишите основные параметры и особенности современной
российской избирательной системы. Объясните политический
смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ…………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………...17
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «избирательная система» и ее структура………………….4
2. Мажоритарная и
3. Опишите основные параметры и особенности современной
российской избирательной системы. Объясните политический
смысл перехода к пропорциональной
системе на выборах в Государственную
Думу РФ…………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………...17
Введение.
Выборы являются центральным
институтом демократии, потому что
власть правительства исходит
Избирательная система – явление чрезвычайно сложное и динамичное. Её конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны оно со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется[1].
Сущность любой избирательной
системы – характер соотношения
голосов избирателей, поданных за отдельного
кандидата или партийный
1. Понятие «избирательная система» и ее структура
Выборы – важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства[3].
Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Тем не менее отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования[4].
Основными принципами организации и проведения выборов являются:
Основополагающим законодательным актом такого регулирования является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»[6].
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации[7].
Избирательная система –
это совокупность установленных
законом правил, принципов и приемов
проведения голосования, определения
его результатов и
Избирательная система — важный элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право[8].
Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических отношений, которые возникают в процессе выборов. Ставшие сформулированными и закрепленными в нормах конституционного права, они становятся принципами избирательного права. Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили:
Равное избирательное
право трактуется в Федеральном
законе как участие граждан на
выборах "на равных основаниях". Эта
означает, что все граждане, удовлетворяющие
требования закона и не отстраненные от
участия в голосовании по законным основаниям,
имеют равные права и обязанности как
избиратели. Все голоса должны иметь "равный
вес", то есть одинаково влиять на результат
выборов[10].
Прямое избирательное право означает,
что избиратели голосуют на выборах за
или против кандидатов. Прямые выборы
позволяют гражданам без кого-либо вручать
свой мандат тем лицам, которых они знают
и которым они данный пост доверяют. Тайное
голосование - обязательный атрибут демократической
системы выборов, абсолютная привилегия
избирателей. Избиратель проявляет свою
волю без всякого контроля за ним, давления
или запугивания, а также с сохранением
своего гарантированного права никому
и никогда не сообщать о своем выборе того
или иного кандидата. Избирательные бюллетени
не подлежат нумерации, и никто не в праве
пытаться идентифицировать личность избирателя
по использованному бюллетеню. Демократизация
российской избирательной системы привнесла
существенный элемент - состязательность
кандидатов на выборах. Этот принцип наконец-то
вошел и в нашу российскую избирательную
практику. Правовые нормы, закрепляющие
вышеназванные принципы, образуют институты
российского избирательного права: всеобщее,
равное, прямое избирательное право при
состязательности кандидатов и тайное
голосование. Принципы избирательного
права - это область фактических отношений,
их социальное содержание. Институты избирательного
права являются их правовой формой выражения[11].
Для реализации субъективного избирательного права граждан Российской Федерации необходимы определенные действия участников избирательного процесса:
Избирательный процесс включает в себя следующие основные стадии:
Назначение выборов на федеральном уровне осуществляется разными органами: выборы Государственной Думы - Президентом Российской Федерации (п. "а" ст. 84 Конституции РФ), выборы же Президента РФ-Советом Федерации (н. "д". ст. 102 Конституции РФ). На региональном уровне - в субъектах Федерации - выборы депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также глав исполнительной власти назначаются представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ[13].
2. Мажоритарная
и пропорциональная
Каждая избирательная система обладает собственной спецификой, касающейся применения тех или иных избирательных технологий. Принято выделять три основных типа избирательных систем: мажоритарную (абсолютного и относительного большинства), пропорциональную и смешанную[14].
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности[15].
Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично в России. Часто она применяется при местных выборах. Более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными[16].
Главное достоинство мажоритарной
системы – близость кандидатов и
депутатов к избирателям. Достоинство
системы абсолютного
Не раз поднимался вопрос о том, какая из двух разновидностей мажоритарной системы – абсолютного или относительного большинства – более демократична. Система абсолютного большинства более объективно отражает настроение избирателей: претенденту необходимо получить весомую поддержку населения. Проведение второго тура осложняет избирательный процесс. Практика показывает, что явка избирателей в этом туре падает. Поэтому приходится либо рисковать срывом выборов, либо отменять порог явки. В случае срыва выборов нарушаются права избирателей, выразивших свою волю в первом туре. В случае низкой явки теряется главное достоинство системы – поддержка кандидата значительной частью избирателей[18].
Очевидная несправедливость по отношению к участвующим в выборах политическим партиям породила систему пропорционального представительства партий и движений. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства подчас поднимается на конституционный уровень[19].
Однако пропорциональная
система имеет не только плюсы, но
и минусы. К числу последних
относится, во-первых, то обстоятельство,
что голосование при