Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:58, реферат
Предметом курсовой работы являются определенные общественные отношения, имеющие место в объектах исследования. А именно: форма правления и государственный режим. Формы правления и государственного режима – есть элементы, характеризующие форму государства.
Дефиниция формы правления:
«Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства) их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих»
Нижняя палата белорусского парламента - Палата представителей состоит из 110 депутатов, которые избираются народом на всеобщих выборах. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Для выдвижения в депутаты необходимо собрать 1000 подписей избирателей в округе, в котором баллотируется кандидат в депутаты, или его может выдвинуть трудовой коллектив численностью 300 избирателей (или несколько коллективов общей численностью 300 избирателей), а также зарегистрированная Министерством юстиции РБ политическая партия (если она имеет первичную партийную организацию в данном округе). Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь с 2001 года работает профессиональной основе.
Верхняя палата - Совет республики состоит из 64 депутатов. Совет республики - палата территориального представительства. В неё от каждой области и города Минска на местных Советах избирается по 8 человек и 8 человек назначает Президент. Членом Совета может быть гражданин Республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее 5 лет. Белорусский парламент избирается на 4 года. Выборы состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий действующего парламента.
Парламент Беларуси собирается на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября, продолжительностью не более 80 дней, вторая 2 апреля не более чем 90 дней.
Вопрос 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
В тех случаях, когда глава
государства возглавляет
В любой стране должен быть
человек, который олицетворяет государство,
выступает от имени народа и является
символом его единства. Таким «человеком
номер один» является глава государства.
Роль, место и функции главы
государства определяются разными
факторами, среди которых наибольшее
влияние оказывают форма
В монархиях главой государства является король, император, шах и т.д. и его пост передается по наследству и пожизненно (история знает и исключения, когда цари избирались: в России до Петра I они избирались боярами). При передаче престола наиболее часто использовалась кастильская система, согласно которой его наследниками определяются прямые потомки мужского и женского пола в порядке первородства, причем мужчины имеют преимущества перед женщинами. Монарх имеет государственные регалии - трон, корону, скипетр и т.д.
Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях, а таких в современном мире немного (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Бруней, Оман, Иордания, Марокко и некоторые другие).
В современных парламентских
монархиях институт монарха - это
дань традиции и он носит в основном
формальный характер. Монарх «царствует,
но не управляет», хотя юридически он может
утверждать премьер-министра, быть несменяемым
членом правительства, иметь доступ
ко всем документам, быть верховным
главнокомандующим. За все свои действия
монарх ответственности не несет, и
каждый его акт нуждается в
контрассигнации (подписи соответствующего
министра, означающей, что он берет
на себя ответственность). Вся реальная
власть находится в руках
При невозможности исполнять монархом свои функции (малолетство, болезнь) эти обязанности возлагаются на регентский совет либо опекуна.
В республике главой государства является, как правило, президент (президент от лат. - буквально означает «сидящий впереди»). Основное его отличие от монарха состоит том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Истоки института президентства восходят к Древнеримской республике, в которой в чрезвычайных обстоятельствах избирался «предводитель народа» (magister populi), позже «диктатор» (dicto - предписывать, приказывать) предельный срок полномочий которого составлял полгода. Современный вариант президентства возник в США 1787г. Первый в мире президент в современном понимании был избран в США в 1789 году – Дж. Вашингтон.
Процедура избрания президента, его полномочия и продолжительность отличаются разнообразием:
в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Венесуэла, Ирландия, Польша, Россия, Беларусь др.);
коллегией выборщиков (США) - непосредственно за президента голосует всего 538 выборщиков, которые до этого избираются на президентских выборах всенародным голосованием. Отдавая голоса за выборщиков, избиратели точно знают, за какую кандидатуру президента они голосуют.
особым собранием, в которое входят уполномоченные земель и депутаты бундестага (Германия);
парламентом (Израиль, Греция, Чехия, Венгрия, Латвия).
Церемония вступления президента в должность - называется инагурацией (от лат. Inauguro – посвящаю).
Неодинаков и срок полномочий: в США, России, Колумбии - 4 года, в Индии, Венесуэле, Франции, Беларуси - 5, в Италии - 7 лет. В ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица одним (Мексика, Эквадор) либо двумя (США, Австрия, Германия, Россия) сроками; во Франции, Италии, Финляндии, Беларуси ограничения срока не предусмотрены.
Хотя и здесь есть исключения - президент Туниса Бургиба в 1976г. объявлен пожизненным главой государства.
Существует возрастной и гражданский ценз для кандидата в президенты. США, Индия, Россия – 35 лет, Германия – 40 лет, Италия – 50 лет. Так, в США, чтобы стать президентом, его кандидатуру должна выдвинуть партия на общенациональном съезде, в Беларуси кандидат в президенты должен собрать 100 тысяч подписей граждан в свою поддержку во всех областях вместе или его кандидатуру выдвигают 70 депутатов парламента. Президентом нашей Республики может стать гражданин Беларуси по рождению, не моложе 35 лет, не имеющий судимости, имеющий избирательное право и проживающий в республике последние 10 лет (в США - 14 лет и гражданин по рождению). Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов. Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев, и проводятся не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
В случае невозможности выполнения президентом своих функций его место занимает либо вице-президент (США), либо спикер парламента (Франция), либо председатель правительства (Россия, Беларусь) и проводятся досрочные президентские выборы. Такие ситуации возникают в тех случаях, если президент:
недееспособен по состоянию здоровья;
совершил измену государству или другое тяжко преступление, нарушил конституцию и его отстранили от должности посредством процедуры импичмента;
уходит в отставку добровольно.
Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят в основном от формы правления. В настоящее время в мире сложились 3 модели правления - президентская, парламентская и смешанная форма.
В парламентской республике
президент является главой государства
формально. Его функции носят
чисто представительский
В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент - ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является и главой государства, и главой правительства, несмотря на наличие поста премьер-министра или председателя правительства при смешанной форме правления. Им осуществляются:
формирование правительства и контроль за его деятельностью;
решение вопросов использования вооруженных сил, выработка военной политики государства;
прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;
право помилования, амнистии;
назначение судей (без
права вмешательства в процесс
правосудия). Например, в целях независимости
судебной власти в США судьи Верховного
суда назначаются президентом
обращение к парламенту с посланиями;
роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституциями (Франция, Россия, Беларусь);
контроль за исполнением законов;
ведение переговоров и заключение международных
соглашений;
подписание законов;
право вето на отдельные законодательные акты;
введение чрезвычайного положения в случаях, предусмотренных конституцией.
Перечисление функций
главы государства в
Правительство - это центральный коллегиальный орган государственного управления, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране. Оно отвечает за конкретное осуществление выработанного парламентом и главой государства внутри- и внешнеполитического курса.
Наиболее распространенное название его - совет министров или кабинет министров. В Норвегии, Финляндии, Швеции он официально именуется Государственным советом, в Швейцарии - Федеральным советом. Возглавляет правительство председатель (премьер - министр, канцлер).
Статус и роль правительства,
как и президента, в политической
жизни определяются формой правления
и политическим режимом. В президентских
республиках правительство
Порядок формирования правительства в разных странах имеет свою специфику, но общая черта - партийная основа.
1) В президентских республиках, а также в странах со смешанной формой правления, правительство формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах, независимо от соотношения сил партий в парламенте. Как правило, президент является и руководителем правительства (например, США), но им может быть глава Совета Министров (Франция, Россия, Беларусь и др.), назначаемый президентом с согласия парламента.
2) В странах с парламентарными формами правления правительство формируется по-разному.
Если в парламенте имеется
партия, располагающая большинством
мест, то она и формирует правительство
(Великобритания, Канада, Индия). В Великобритании,
например, главой правительства становится
лидер партии, победившей на парламентских
выборах. В случае отсутствия такового
монарх может повлиять на выбор кандидата,
консультируясь при этом с видными
политическими деятелями
Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или больше партий договариваются о том, чтобы сформировать коалиционное правительство, опирающееся на совместное парламентское большинство этих партий. Такие коалиционные правительства являются характерными для Италии, Бельгии, Нидерландов и часто нестабильны. К примеру, правительство Италии с 1945 по 1985 год сменилось 44 раза. Однако это не является закономерностью. Многие правительственные коалиции демонстрируют достаточно высокую эффективность (Израиль, Германия, Швейцария).
Иногда правительственную
коалицию по той или иной причине
создать не удается. В таком случае
одна или несколько партий формируют
правительственное меньшинство, которое
обладает властью лишь постольку, поскольку
его поддерживают другие партии, не
вошедшие в состав правительства. Такие
правительства формируются
Правительство в парламентских
республиках сохраняет
В состав правительства входят
главы министерств и
В Беларуси формирует правительство,
определяет структуру, назначает Премьер-министра
(с согласия Палаты представителей)
и министров, их заместителей Президент.
В случае двукратного отказа в
согласии на назначение премьер-министра
президент имеет право