Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:58, реферат
Предметом курсовой работы являются определенные общественные отношения, имеющие место в объектах исследования. А именно: форма правления и государственный режим. Формы правления и государственного режима – есть элементы, характеризующие форму государства.
Дефиниция формы правления:
«Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства) их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих»
Правительство Республики Беларусь
называется Советом министров и
возглавляет его премьер-
В странах с парламентарными
формами правления
К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:
формирование государственного
аппарата и руководство его
исполнение законов;
составление и исполнение бюджета;
прогнозирование социально-экономического развития;
руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
участие в законодательной деятельности (посредством права законодательной инициативы разработки законопроектов);
принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
ведение международных переговоров и заключение соглашений.
Для исполнительной власти характерна тенденция узурпации властных полномочий, поэтому очень важно, чтобы парламент имел достаточный вес и влияние на политические процессы.
Вопрос 3. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
В системе институтов государственной власти важное место занимает третья ветвь судебная власть. Законодательные органы издают законы, обязательные для всех; исполнительные органы реализуют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за их нарушение или не соблюдение.
Судебная власть - это
система независимых
Суд возник вместе с государством, а в догосударственном обществе конфликты и споры решались старейшинами, вождями племени или собранием коллегиально. Существовали, а у некоторых народов и сейчас действуют, обычаи несудебного решения конфликтов (кровная месть, вендетта и др.).
Суд в государстве и обществе - гаpант прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия.
Основные функции судов:
наказания (кары) за нарушение государственных предписаний;
разрешения споров между государством и гражданином;
разрешения конфликтов между государственными и иными структурами (предприятиями, центральными и местными органами);
восстановления, реабилитации справедливости.
В демократических государствах судебная власть строится на следующих принципах:
независимость суда;
коллегиальность при рассмотрении большинства дел;
профессионализм судей (например,
согласно ст. 62 «Закона о судопроизводстве
в Республике Беларусь», судьей может
быть гражданин республики, достигший
25 лет, имеющий высшее юридическое
образование, не совершивший порочащих
его поступков, имеющий стаж работы
не менее 2-х лет или прошедший
в установленном порядке
право на обжалование решений - кассация (жалоба в суд другой инстанции на недостатки в судебных процедурах), апелляция (просьба на повторное рассмотрение дела, с целью изменения наказания);
гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел;
состязательность;
равенство субъектов правовых отношений перед законом и другие.
Судебная власть осуществляется
не каким-то единым органом, а всей системой
судов в совокупности. Различают
судебные системы с судами универсальной
юрисдикции или общие (рассматривают
любые дела – гражданские и
уголовные) и системы судов
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам – общим, хозяйственным и другим. К общим судам относятся Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным – Высший Хозяйственный Суд РБ, хозяйственные суды областей и города Минска, городов и районов. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актах, т. е. суды подчиняются только закону и никому более.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь. Он призван пресекать беззаконие органов государственной власти, обеспечивать верховенство Конституции.
Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного суда -70 лет.
Конституционный суд по предложению
Президента, Палаты представителей, Совета
Республики, Верховного, Высшего хозяйственного
судов, Совета министров Республики
Беларусь даёт заключение о соответствии
законов, декретов, указов Президента,
любого другого государственного органа
Конституции и международно-
Нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определённом законом. Решение Конституционного суда имеет юридическую силу закона. Принимая обязательные для исполнения заключения, Конституционный суд оказывает влияние на формирование правовой системы, отвечающей международным нормам, правам граждан.
Вопрос 4. МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ
Важное место в системе
институтов государственной власти
занимает и местная власть. Она
является связующим звеном между
обществом и государством, самостоятельной
формой осуществления народом
местное управление - это органы, назначаемые центральной властью и представленные исполнительными комитетами (исполкомами, муниципалитетами, администрациями);
местное самоуправление - это Советы депутатов, которые избираются непосредственно гражданами.
Сочетание этих двух начал в местной власти называется местным управлением и самоуправлением. Советы депутатов - это своего рода местный парламент, а исполком - правительство. Исполком - постоянно действующий орган, а выборные Советы собираются периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Система органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией, законом и другими нормативными актами.
В РБ местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление и
управление осуществляется в границах
административно-
Основное звено местного
самоуправления - местные Советы депутатов
- представительные органы государственной
власти на территории соответствующих
административно-
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня местных Советов депутатов: первичный, базовый и областной:
первичный - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
базовый - городские (города областного подчинения), районные;
областной - областные Советы депутатов. Минский городской Совет депутатов обладает статусом базового и областного Совета депутатов.
Такая трехуровневая система
(сельский Совет, районный и областной)
соответствует мировой
В РБ местные Советы депутатов избираются гражданами тех административно - территориальных единиц, на которых они находятся, сроком на 4 года. Депутатом местных Советов Республики Беларусь может быть гражданин республики, достигший 18 лет. Общее количество Советов в Беларуси - 1672: 6 областных, Минский городской Совет, 117 районных, 20 городских (в числе - Минск, областные центры, а также крупные города областного подчинения - Барановичи, Бобруйск, Борисов и т. д.), 11 Советов районного подчинения (например Фаниполь), 77 поселковых и 1440 сельских Совета.
Председатели областных
и Минского городского исполкомов назначаются
Президентом Республики Беларусь и
утверждаются областным и Минским
городским Советами депутатов. Кандидатура
на эту должность считается
Назначение на должность и освобождение от неё председателей районных (городских) исполнительных комитетов и представление их кандидатур на утверждение районных (городских) Советов депутатов осуществляется председателем областного исполнительного комитета. Он же принимает решение о назначении председателей районных (городских) исполнительных комитетов, а также в случае повторного отказа соответствующих Советов депутатов утвердить предложенные кандидатуры.
Назначение председателя областного, городского и районного исполнительного комитета на должность и его освобождение оформляется указом Президента РБ.
К исключительной компетенции
местных Советов депутатов
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью (землей, жилищным фондом, школами, ФАПами амбулаториями и т. д.);
назначение местных
Полномочия исполнительных
комитетов заключаются в
Для осуществления своих полномочий органы местного управления и самоуправления должны располагать финансами. Источники финансов (доходов) - государственные субсидии, т. е. выплаты из общегосударственного бюджета, а также сборы за выдачу разрешений документов, местные налоги. Общегосударственные субсидии бывают:
общие субсидии (не целевые, а выплачиваемые регулярно);
целевые субсидии (регулярно выплачиваемые на конкретные цели - образование, здравоохранение, культуру и т. д.);
специальные - для отдельных субъектов (предприятий, организаций и т. д.).
Решения местных исполнительных
органов, не соответствующие