Институты государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:58, реферат

Краткое описание

Предметом курсовой работы являются определенные общественные отношения, имеющие место в объектах исследования. А именно: форма правления и государственный режим. Формы правления и государственного режима – есть элементы, характеризующие форму государства.
Дефиниция формы правления:
«Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства) их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих»

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

Правительство Республики Беларусь называется Советом министров и  возглавляет его премьер-министр  – С. Сидорский. Он осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу, подписывает постановления правительства, представляет Парламенту программу его работы, информирует Президента об основных направлениях деятельности, и другие функции.

В странах с парламентарными  формами правления правительство  ответственно перед парламентом, со смешанными оно несет двойную  ответственность и перед парламентом, и перед президентом.

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести  следующие:

формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;

исполнение законов;

составление и исполнение бюджета;

прогнозирование социально-экономического развития;

руководство отдельными отраслями  хозяйства, духовной и социальной сферами;

участие в законодательной  деятельности (посредством права  законодательной инициативы разработки законопроектов);

принятие нормативных  актов, конкретизирующих, а иногда и  подменяющих законодательство;

ведение международных переговоров  и заключение соглашений.

Для исполнительной власти характерна тенденция узурпации  властных полномочий, поэтому очень  важно, чтобы парламент имел достаточный  вес и влияние на политические процессы.

 

Вопрос 3. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

В системе институтов государственной  власти важное место занимает третья ветвь судебная власть. Законодательные  органы издают законы, обязательные для  всех; исполнительные органы реализуют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за их нарушение или не соблюдение.

Судебная власть - это  система независимых государственных  органов судов, призванных от имени  государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях правовые споры и конфликты. Судебная власть осуществляется только судом. В  отличие от исполнительной власти, которая строится на силе, судебная власть основывается на авторитете, уважении, традиции. Решения судебных органов  закон, обязательный к исполнению.

Суд возник вместе с государством, а в догосударственном обществе конфликты и споры решались старейшинами, вождями племени или собранием коллегиально. Существовали, а у некоторых народов и сейчас действуют, обычаи несудебного решения конфликтов (кровная месть, вендетта и др.).

Суд в государстве и  обществе - гаpант прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия.

Основные функции судов:

наказания (кары) за нарушение  государственных предписаний;

разрешения споров между  государством и гражданином;

разрешения конфликтов между  государственными и иными структурами (предприятиями, центральными и местными органами);

восстановления, реабилитации справедливости.

В демократических государствах судебная власть строится на следующих  принципах:

независимость суда;

коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

профессионализм судей (например, согласно ст. 62 «Закона о судопроизводстве в Республике Беларусь», судьей может  быть гражданин республики, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование, не совершивший порочащих  его поступков, имеющий стаж работы не менее 2-х лет или прошедший  в установленном порядке стажировку на протяжении 2-х лет и сдавший  квалификационный экзамен; для судей областей и города Минска стаж 3 года, Верховного суда - 5 лет);

право на обжалование решений - кассация (жалоба в суд другой инстанции  на недостатки в судебных процедурах), апелляция (просьба на повторное  рассмотрение дела, с целью изменения  наказания);

гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел;

состязательность;

равенство субъектов правовых отношений перед законом и  другие.

Судебная власть осуществляется не каким-то единым органом, а всей системой судов в совокупности. Различают  судебные системы с судами универсальной  юрисдикции или общие (рассматривают  любые дела – гражданские и  уголовные) и системы судов специализированных (финансовые, военныe, патентные, дисциплинарные и иные суды), суды первой, второй и третьей инстанции. Суд первой инстанции рассматривает обычно малозначимые дела, второй - более тяжкие. Суды второй инстанции могут служить апелляционными и кассационными судами для судов первой инстанции. Суды третьей инстанции - высшие суды. Они рассматривают необычные и редкие дела и являются кассационными и апелляционными для судов первой и второй инстанции.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам –  общим, хозяйственным и другим. К общим судам относятся Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным – Высший Хозяйственный Суд РБ, хозяйственные суды областей и города Минска, городов и районов. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актах, т. е. суды подчиняются только закону и никому более.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь. Он призван пресекать беззаконие органов государственной власти, обеспечивать верховенство Конституции.

Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных  специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом, шесть  избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается  Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного суда -70 лет.

Конституционный суд по предложению  Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного, Высшего хозяйственного судов, Совета министров Республики Беларусь даёт заключение о соответствии законов, декретов, указов Президента, любого другого государственного органа Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Беларусь.

Нормативные акты и их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определённом законом. Решение Конституционного суда имеет юридическую силу закона. Принимая обязательные для исполнения заключения, Конституционный суд  оказывает влияние на формирование правовой системы, отвечающей международным  нормам, правам граждан.

 

Вопрос 4. МЕСТНАЯ  ВЛАСТЬ

 

Важное место в системе  институтов государственной власти занимает и местная власть. Она  является связующим звеном между  обществом и государством, самостоятельной  формой осуществления народом принадлежащей  ему власти. Наличие местной власти характеризует степень демократизации государства и уровень развития гражданского общества. Местная власть способствует решению политических, экономических, социальных и культурных вопросов, вопросов здравоохранения  местного значения, исходя из интересов  населения данной территории. Местная  власть сочетает в себе местное самоуправление и местное управление:

местное управление - это  органы, назначаемые центральной  властью и представленные исполнительными  комитетами (исполкомами, муниципалитетами, администрациями);

местное самоуправление - это  Советы депутатов, которые избираются непосредственно гражданами.

Сочетание этих двух начал  в местной власти называется местным  управлением и самоуправлением. Советы депутатов - это своего рода местный парламент, а исполком - правительство. Исполком - постоянно действующий  орган, а выборные Советы собираются периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Система  органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией, законом  и другими нормативными актами.

В РБ местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного  самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого  участия в государственных и  общественных делах.

Местное самоуправление и  управление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

Основное звено местного самоуправления - местные Советы депутатов - представительные органы государственной  власти на территории соответствующих  административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов  территориального общественного самоуправления.

В Республике Беларусь установлены  три территориальных уровня местных  Советов депутатов: первичный, базовый  и областной:

первичный - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

базовый - городские (города областного подчинения), районные;

областной - областные Советы депутатов. Минский городской Совет депутатов обладает статусом базового и областного Совета депутатов.

Такая трехуровневая система (сельский Совет, районный и областной) соответствует мировой практике. Например, в США штаты делятся  на графства, а графства на округа. Более  сложная пятиуровневая система  местной власти имеется во Франции. Там низшим звеном является коммуна, далее - кантон, округ, департамент и  завершает систему крупная административно-территориальная  единица - регион (вместо ранее существовавших провинций). Это такие регионы, как  Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия  и т. д.

В РБ местные Советы депутатов  избираются гражданами тех административно - территориальных единиц, на которых  они находятся, сроком на 4 года. Депутатом местных Советов Республики Беларусь может быть гражданин республики, достигший 18 лет. Общее количество Советов в Беларуси - 1672: 6 областных, Минский городской Совет, 117 районных, 20 городских (в числе - Минск, областные центры, а также крупные города областного подчинения - Барановичи, Бобруйск, Борисов и т. д.), 11 Советов районного подчинения (например Фаниполь), 77 поселковых и 1440 сельских Совета.

Председатели областных  и Минского городского исполкомов назначаются  Президентом Республики Беларусь и  утверждаются областным и Минским  городским Советами депутатов. Кандидатура  на эту должность считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство  депутатов от числа избранных. В  случае, если Совет депутатов не утверждает кандидатуру, Президент Республики Беларусь в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе, решение Президента, принятое по той или иной кандидатуре, является окончательным.

Назначение на должность  и освобождение от неё председателей  районных (городских) исполнительных комитетов  и представление их кандидатур на утверждение районных (городских) Советов  депутатов осуществляется председателем  областного исполнительного комитета. Он же принимает решение о назначении председателей районных (городских) исполнительных комитетов, а также  в случае повторного отказа соответствующих  Советов депутатов утвердить  предложенные кандидатуры.

Назначение председателя областного, городского и районного  исполнительного комитета на должность  и его освобождение оформляется  указом Президента РБ.

К исключительной компетенции  местных Советов депутатов относятся:

утверждение программ экономического и социального развития, местных  бюджетов и отчетов об их исполнении;

установление местных  налогов и сборов;

определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью (землей, жилищным фондом, школами, ФАПами амбулаториями и т. д.);

назначение местных референдумов.

Полномочия исполнительных комитетов заключаются в выполнении решений вышестоящих органов, решений  местных Советов, управлении местной  собственностью, организациями и  учреждениями. Они также выдают лицензии на право торговли, содержание различных  предприятий бытового обслуживания, лечебных учреждений, разрешения на занятие промыслом; устанавливают правила торговли, застройки, поведения в общественных местах; выделяют земельные участки под строительство; дают разрешения или накладывают запреты на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Исполнительные комитеты осуществляют надзор в сфере общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т. д. В некоторых странах местные исполкомы (муниципалитеты) имеют свою полицию (США, Канада, Франция).

Для осуществления своих  полномочий органы местного управления и самоуправления должны располагать  финансами. Источники финансов (доходов) - государственные субсидии, т. е. выплаты  из общегосударственного бюджета, а  также сборы за выдачу разрешений документов, местные налоги. Общегосударственные  субсидии бывают:

общие субсидии (не целевые, а выплачиваемые регулярно);

целевые субсидии (регулярно  выплачиваемые на конкретные цели - образование, здравоохранение, культуру и т. д.);

специальные - для отдельных субъектов (предприятий, организаций и т. д.).

Решения местных исполнительных органов, не соответствующие законодательству РБ, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными  органами, а также Президентом  Республики Беларусь. В случае систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов законодательства они распускаются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.


Информация о работе Институты государственной власти