Исследование региональных аспектов демографической политики в России (на примере Пермского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Демографическая ситуация является одним из базовых факторов развития общества, поскольку человек является главным субъектом всех общественных процессов, а потому от численности, состава и структуры населения конкретной территории, в первую очередь, зависят её экономическое развитие, политическая стабильность и др. Современная демографическая ситуация в России неоднозначна, характеризуется остротой и напряженностью, обусловлена предшествующим развитием половозрастной структуры, видами движения и режимом воспроизводства населения страны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие демографической политики и её элементы 5
1.1. Сущность демографической политики 5
1.2. Структурные составляющие демографической ситуации ……….9
Глава 2. Анализ демографической политики в регионе (на примере Пермского края) 17
2.1. Демографическая ситуация Пермского края 17
2.2. Ожидаемые демографические тенденции развития Пермского края и пути
решения ихсоциальных последствий 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Usoltseva_E_-_Kursovaya_TON_06_05_2012.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

В анализируемом периоде число умерших детей в возрасте до 1 года снизилось на 5,7%. Вместе с тем, показатель младенческой  смертности в Пермском крае оставался достаточно высоким.

Ситуация в бракоразводных процессах  в Пермском крае выглядит следующим  образом: число зарегистрированных браков в первом полугодии 2011 года осталось практически на уровне аналогичного периода прошлого года, а число  разводов выросло на 6,4%. По городу Перми  наблюдалось снижение числа браков (на 11,3%) и рост числа разводов (на 1,7%).

Также в Пермском крае сохраняется миграционный отток населения.

Население края  меняет место жительства на другие регионы страны: Центральный, Уральский, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Особое предпочтение жители края отдают городу Москве и Московской области (миграционный отток составил 559 человек), Свердловской области (403 человека), Краснодарскому краю (306 человек), Санкт-Петербургу и Ленинградской области (305 человек), а также Тюменской области (198 человек). 

2011 году продолжился миграционный отток населения Пермского края в Свердловскую  и Тюменскую области, а также на территории субъектов, входящих в состав  Приволжского федерального округа.

За первое полугодие текущего года положительный миграционный прирост  сложился в целом с Сибирским (в основном за счет Иркутской области  и Забайкальского края), Дальневосточным (в большей степени за счет Республики Саха (Якутия)) и Северо-Кавказским (за счет Республики Дагестан) федеральными округами, а также с некоторыми регионами, входящими в Приволжский федеральный округ (с Удмуртской Республикой (180 человек), Кировской областью (76 человек) и Башкортостаном (53 человека).

Население Пермского края пополняется мигрантами из  стран ближнего зарубежья, в первую очередь  из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана  и Кыргызстана.8

Справиться  с такой непростой демографической  ситуацией поможет поддержка  правительства и различные целевые  прграммы, направленные на повышение  рождаемости, например Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 № 1119-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», Постановление Правительства Пермского края от 16.11.2010 №897-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы» и др.

 

2.2. Ожидаемые демографические тенденции развития Пермского края и пути решения социальных последствий

 

 

 

Возможности Пермского края в решении проблемы ликвидации негативных последствий сложившейся демографической ситуации довольно ограничены. Это связано с тем, что бюджет края в силу объективных причин является дотационным. Кроме того, тенденция к централизации средств на федеральном уровне увеличивает его зависимость от федерального бюджета. В этих условиях следует наиболее оптимально использовать имеющиеся собственные возможности и определить первостепенные меры, направленные на повышение жизненного уровня, и наиболее реальные для реализации их в настоящих условиях.

Из мер, направленных на повышение экономического потенциала, следует выделить, в первую очередь, развитие перерабатывающих отраслей промышленного комплекса, топливной промышленности и энергетики, ряда производств по выпуску синтетических и строительных материалов, химической и нефтехимической продукции.

В условиях Пермского края развитие этих направлений экономики безусловно может пополнить краевой и местный бюджеты, привлечь инвестиции, предоставить рабочие места.

В целях закрепления  тенденции снижения доли малоимущего  населения в крае необходимо:

  • обеспечить дальнейший рост денежных доходов населения, основной частью которых для большинства работающего населения является заработная плата, в том числе за счёт более динамичного повышения минимального размера оплаты труда при наличии соответствующих экономических возможностей;
  • более широко использовать возможности договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнёрства;
  • проводить мероприятия по реформированию оплаты труда в бюджетной сфере, жилищно-комунальном хозяйстве ответственно и качественно, так как любые решения в этих областях должны приниматься после просчёта всех социальных последствий, главным условием которых является недопущение снижения жизненного уровня населения;
  • оказывать всяческую поддержку сельхозпроизводителям, учитывая достаточную долю сельского населения в численности населения края.

Приоритетным  направлением в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни должно стать снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности населения  в крае путём сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности в  результате несчастных случаев на производстве.

Нуждается в  совершенствовании система получения  сведений о состоянии производственного  травматизма, условий труда и  других, связанных с этим, вопросов. Необходимо обеспечить сбор требующейся  информации от всех организаций отраслей экомомики для создания банка  данных с целью углубленного анализа  состояния дел и разработки прогнозных управленческих решений.

Чтобы система  управления охраной труда в крае имела вполне завершённый вид, следует  больше уделять внимание отраслевым аспектам организации данного дела.

В целях увеличиния возможностей семей в рождении и  содержании детей целесообразно  изучать и применять опыт субъектов  Российской Федерации в адресном предоставлении всех видов государственной  помощи, в том числе единого  социального пособия.

Необходимость этого диктуется ещё и тем, что согласно законопроектам по изменению  принципов организации системы  органов исполнительной власти и  местного самоуправления практически  все вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан будут находиться в ведении субъектов Российской Федерации. А это как увеличивает возможности краевой власти в решении социальных вопросов, так и налагает особую ответственность за состояние дел в этой сфере, и прежде всего за правильность выбранных приоритетов, концентрацию всех имеющихся ресурсов на жизненно важных направлениях. С учётом этого необходима инвентаризация имеющейся законодательной базы в области мер социальной поддержки с целью внесения изменений и разработки на краевом уровне новых законодательных актов, направленных, в первую очередь, на охрану детства и укрепление семьи.

О необходимости  развития в крае ипотечного кредитования желищного строительства не приходится говорить. Это позволит не только частично решать очень больную проблему жилья, в том числе и для молодых  семей, но и может явиться дополнительным источником рабочих мест как в  строительстве, так и смежных  с ним производствах, толчком  к их развитию. В этой связи можно  использовать опыт других регионов России, к примеру, по дополнительным льготам  в оплате нового жилья для молодых  семей в зависимости от наличия  детей.

И, конечно, незамедлительно должны быть приняты  все возможные меры по изменению  информационной, образовательной политики в части формирования нравственной основы для создания условий укрепления семьи, повышения рождаемости (воспитание уважительного отношения к семейным традициям, семьям, имеющим детей, дюбви  к детям, ченности человеческой жизни  и т.д.). Это особо важно не только потому, что может быть реализовано  в пределах средств, выделяемых на образование, поддержку СМИ, но и ввиду значимости возможных результатов.9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Подводя итоги  по исследованию аспектов демографической политики, можно сделать выводы, что Пермский край нуждается в разработке новых целевых программ по улучшению демографической ситуации.

В демографической  политике Пермского края много слабых мест.

Мной были выделены проблемные стороны демографической политики Пермского края:

    • бюджет края является дотационным, что значительно усложняет финансирование целевых программ
    • конкретные механизмы реализации проектов не прописаны
    • прирост населения, в основном, происходит за счет притока мигрантов
    • плохое состояние здоровья жителей края
    • смертоность в Пермском крае выше, чем в среднем по России
    • низкий уровень информационной, образовательной политики в части формирования нравственной основы для создания условий укрепления семьи, повышения рождаемости

Для решения  вышеизложенных проблем необходимы следующие меры:

    • развитие перерабатывающих отраслей промышленного комплекса, топливной промышленности и энергетики, ряда производств по выпуску синтетических и строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, что поможет повысить экономический потенциал Пермского края
    • необходимость решения вопросов на федеральном уровне
    • открытие новых, иновационных учреждений здравоохранения
    • государственная помощь в виде льгот, семьям с детьми, поддержка института семьи и брака
    • разработка новых целевых программ, направленных на повышение рождаемости

Структура и  динамика населения, демографические  процессы являются одними из мощных факторов социальных явлений, факторов формирования конкретных особенностей тех или  иных социальных феноменов. Изучение любого социального измерения невозможно в отрыве от учёта демографического показателя.

Если говорить о будущих демографических перспективах, то прогнозирование основных показателей  естественного движения населения, показало, что демографическое развитие края будет определяться продолжением негативных тенденций.

Самостоятельно  с накопившимися проблемами в  этом направлении не в состоянии  справиться ни один субъект Российской Федерации. Кроме того, возможности  края в решении проблемы ликвидации негативных последствий сложившейся  демографической ситуации довольно ограничены. Это связано с тем, что бюджет края является дотационным. В этих условиях следует наиболее оптимально использовать имеющиеся  собственные возможности и определить первостепенные меры, направленные на повышение жизненного уровня.

 Согласно  законопроектам по изменению  принципов организации системы  органов исполнительной власти  и местного самоуправления практически  все вопросы социальной поддержки  отдельных категорий граждан  будут находиться в ведении  субъектов Российской Федерации.  А это как увеличивает возможности  краевой власти в решении социальных  вопросов, так и налагает особую  ответственность за состояние  дел в этой сфере, и прежде  всего за правильность выбранных  приоритетов, концентрацию всех  имеющихся ресурсов на жизненно  важных направлениях. С учётом  этого необходима инвентаризация  имеющейся законодательной базы  в области мер социальной поддержки  с целью внесения изменений  и разработки на краевом уровне  новых законодательных актов,  направленных, в первую очередь,  на охрану детства и укрепление  семьи.

Опыт многих стран показывает, что при достаточных  ресурсах и при правильной стратегии  действий такие проблемы могут быть если не полностью преодолены, то значительно  смягчены. В Пермском крае есть все  необходимые условия и предпосылки  для изменения сложившейся ситуации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

Нормативные правовые акты

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 873 « О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Закон Пермского края от 07.12.2006 № ЗЗ-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 20072010 годы» // Собрание законодательства Пермского края. 2007. № 4.
  3. Закон Пермского края от 13.03.2007 № 15-ПК «О краевой целевой программе «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» //Собрание законодательства Пермского края. 2007. № 4.

Литературные источники

  1. Возрастной и половой состав населения Пермской области. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. - Пермь: Пермский областной комитет государственной статистики, 2004. - 172 с.
  2. Борисов В.А. Демография: учебник для вузов. М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999. 344 с.
    1. Бурьян А.П. Концепция расселения населения Пермской области// Территория и общество. Пермь, 1995. С. 95- 111.
    1. Практическая демография. / Под ред. Рыбаковского Л.Л. – М.: ЦСП, 2005. – 231 с.

Информация о работе Исследование региональных аспектов демографической политики в России (на примере Пермского края)