Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 05:41, реферат
В политической науке при изучении данного феномена, прежде всего, исходят из определения демократии как формы правления, которая определяется исходя либо из источников власти правительства, либо из целей, которым правительство служит, либо из процедур его образования. Как отмечает С.Хантингтон, «при определении демократии по источнику власти или целям правительства возникают двусмысленность и неточность, создающие серьезные проблемы…». Поэтому исследователи отдают предпочтение процедурному определению демократии.
Понятие и сущность демократии………………………………………..3
Основные исторические формы демократии…………………………..11
По глубокому убеждению
А.Лиджфарта на практике демократии
и демократические традиции, существующие
в мире, гораздо ближе к
Французский политолог Бертран
Бади, исследуя демократию с точки
зрения культурологического
Болгарский социолог Николай
Генов процессы демократизации
конца ХХ века предлагает
Процессы глобализации, затрагивающие
все аспекты жизни, оказывают
непосредственное воздействие
Снижение роли суверенных
государств в глобализационном
процессе не сопровождается
Ф.Шмиттер дает следующую дефиницию: «Современная политическая демократия — это такая система управления, при которой правящие несут ответственность перед гражданами за свои действия в публичной сфере и воздействуют на граждан косвенным путем, через конкуренцию и сотрудничество, осуществляемое избранными представителями граждан».
Сопоставляя демократию
и автократию, Дж.Сартори определяет
демократию как политическую
систему, характеризующуюся отсутствием
какой-либо личной власти, основывающуюся
на следующем принципе: «никто
не может провозгласить самого
себя главой власти, никто не
может удерживать власть по
своему собственному произволу»
Р.Дарендорф рассматривает
два различных значения
Следуя традициям Й.Шумпетера,
С.Хантингтон использует
При этом С.Хантингтон считает необходимым учитывать ряд моментов:
Во-первых, определение на
основе критерия выборов
Во-вторых, при демократическом
правлении выборные лица, принимающие
решения, не обладают тотальной
властью, так как разделяют власть
с другими группами в обществе.
Но если такие демократически
избранные руководители, принимающие
решения, становятся просто фасадом,
за которым гораздо большую
власть приобретает не
В-третьих, созданные демократические
системы могут быть не
В-четвертых, демократию целесообразнее
рассматривать как
В-пятых, при недемократических
режимах нет избирательного
Российский философ И.А.Ильин
также вторит Й.Шумпетеру: «Демократия
заслуживает признания и поддержки
лишь постольку, поскольку она
осуществляет подлинную
Другую интерпретацию
Данкварт Растоу видит суть демократии в привычке к постоянным спорам и примирениям по постоянно меняющемуся кругу вопросов и при постоянно меняющейся расстановке сил. «Это тоталитарные правители, - считает американский политолог, - должны навязать единодушие по вопросам принципов и процедур, прежде чем браться за другие дела. Демократия же — та форма организации власти, которая черпает сама свои силы из несогласия до половины управляемых». По мнению ученого, в качестве основы демократии выступает не максимальный консенсус, а тонкая грань между навязанным единообразием, которая ведет к какой-либо тирании, и непримиримой враждой, разрушающей сообщество посредством гражданской войны или сецессии. Чтобы эта грань не разрушалась необходимо чувство «сообщности», которое воспринималось бы как нечто само собой разумеющееся, а также сознательное принятие демократических процедур, что приведет к тому, что демократия будет успешно преодолевать очередной пункт из длинного списка стоящих перед ней проблем, расширяя зону консенсуса.
2. Основные исторические формы демократии.
Два с половиной тысячелетия известно миру явление под названием «демократия». За этот достаточно продолжительный для человеческой истории период времени люди могли сравнить различные формы правления и государственного устройства, методы осуществления власти, взаимоотношения власти и общества. Такое сравнение все в большей степени приводило к мнению о том, что демократия является наиболее предпочтительной для комфортного проживания людей формой организации власти.
О демократии в политологическом значении, на мой взгляд, имеет смысл говорить лишь в том случае, если речь идет не просто о взаимоотношениях людей, а об отношении организованной власти и общества. То есть демократия появляется тогда, когда возникают государства, на этапе перехода от первобытнообщинного, племенного к рабовладельческому строю. Некоторые, условно говоря, демократические проявления во взаимоотношениях людей в догосударственный период (общинная демократия, военно-племенная демократия) не могут претендовать на такое определение. Со времен Аристотеля демократия рассматривается, прежде всего, как форма правления, режим, при котором утверждается суверенность народа и при котором управляют от его имени.
Импульс к демократическому способу правления исходит, по выражению Р.Даля, из «логики равенства», когда члены сообщества стремятся вырабатывать решения совместно. Такие условия стали складываться примерно около 500 г. до н.э. в Древней Греции и Древнем Риме. На территории Греции располагались города-государства, самым известным из которых были Афины. В 507 г. до н.э. здесь существовала система «народных правительств», характерной особенностью которой являлось назначение граждан для исполнения общественных обязанностей по жребию. Несколько главных должностных лиц избиралось собранием, в работе которого должны были принимать участие все граждане. Таким образом, в Древней Греции имела место прямая демократия. В то же самое время в Древнем Риме возникла республика с ее системой консулов, сенатом и народными трибунами. Для римского гражданина доступным для него демократическим институтом были народные собрания, созываемые в Риме для принятия законов и избрания магистратов. Так как все большее число граждан проживало за пределами столицы, собрания практически были постепенно преобразованы в представительные учреждения, где представительство сильно искажалось в пользу тех, кто мог регулярно присутствовать на собраниях.
В Афинах прямая демократия функционировала около двух столетий до завоевания ее Македонией, а затем римлянами, в то время как Римская республика просуществовала примерно до I в. до н.э., после чего войны, гражданские распри, коррупция подорвали демократические устои, которые окончательно утратили свое значение с установлением диктатуры Юлия Цезаря.
После падения древних демократий народовластие вновь стало появляться в Северной Европе. В Скандинавских странах (примерно в 600-1000 гг.) были распространены местные собрания, в которых принимали участие свободные граждане, принимавшие законы и даже избиравшие или утверждавшие короля. В другой части Европы – в Альпах, на территории современной Швейцарии с 800 г. существовали особые отношения, которые привели к созданию Ретийской республики, а впоследствии - Швейцарской конфедерации.
Аналогичные процессы проходили также в городах Северной Италии (Венеция, Флоренция и др.), где около 1100 г. возникли города-республики, в которых в работе органов власти принимали участие сначала высшие слои общества - знать, а затем и представители средних слоев – так называемый «средний класс». С формированием национальных государств города-республики были обречены на слияние с более крупными и сильными образованьями, что привело к потере ими самостоятельности и ликвидации демократических органов власти.
В дальнейшем на основе местных собраний стали появляться национальные собрания (например, в Исландии национальный парламент возник в 930 г. и просуществовал три столетия). Такие региональные, а затем национальные собрания образовались в Норвегии, Дании, Швеции. Этот процесс затронул также некоторые другие страны и регионы Европы – Англию, Нидерланды, Бельгию. Но, в первую очередь, именно в Англии представительная власть стала обретать тот облик и формы, которые впоследствии несколько столетий спустя оказали определяющее влияние на практику представительного правления.
Проявления демократического правления были и на Руси. Демократические собрания – вече – действовали в различных городах домонгольской Руси: Киеве, Владимире, Смоленске, Пскове и некоторых других. Но только в Новгороде возникла особая форма правления - республика. Сложившиеся там выборные органы власти и управления просуществовали с XII до XV столетия.
В конце XVII - начале XVIII века в Европе возникли политические идеи и процедуры, которые стали важнейшими элементами современных политических институтов и демократических теорий. Прежде всего, это идея о том, что правительства нуждаются в согласии и поддержке людей, которыми они правят. Необходимость выработки согласованных решений потребовала создание системы представительства в законодательном органе, отличавшейся от древнегреческой и древнеримской тем, что формировалась на основе выборов. Такие выборные органы власти сформировались как на местном, так и на национальном уровне.