Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:34, реферат
Понятие демократии. Общие признаки демократии как реального явления. Основные исторические формы и современные теории демократии.
Содержание
I. Введение 3
II.Основная часть
1. Понятие и сущность демократии. 4
2. Целесообразность демократии и условия ее существования 16
III. Заключение 19
IV.Библиографический список 20
Родиной классического либерализма по праву считается Англия, где задолго до революции 1640 г. произошло ограничение ранее абсолютных прав монарха через подписание им Великой Хартии вольностей (1215 г. ), существовал парламент, автономное местное управление и т. д.
Окончательно
же конституционно-либеральная
Основные
принципы демократии классического
либерализма таковы: отделение индивида
от общества и государства, разграничение
государства и гражданского общества,
уважение прав меньшинства, правление
на основе законов и минимальное
вмешательство государства в
экономику и т. д. Практически
все вышеперечисленное входит в
число характеристик
На основе этих принципов формируется современная модель т. н. либеральной демократии, основными характеристиками которой являются:
1)
Индивидуализм, признание
2)
Формальный характер: свобода понимается
не как активное участие
3)
Парламентаризм, преобладание представительных
форм в политике (т. е. парламент
выступает как высший
5)
Ограничение власти
Все вышеназванное вполне естественно определяет и очевидные недостатки либеральной демократии. Во-первых, это прежде всего ее декларативный характер для бедных в условиях социального неравенства (права формально одинаковы, но у богатых возможностей больше), во-вторых - ограниченность из-за ставки на голосование как на основную форму участия граждан (участие в деятельности политических партий и движений, постоянный гражданский контроль за властью не предусматриваются); в-третьих - ее слабость из-за недооценки роли государства в деле управления обществом, а также из-за культивирования неограниченного индивидуализма, на деле ведущего к торжеству анархии и распаду общества. Кроме того, неясно, как подобная модель демократии может быть реализована в африканских и азиатских обществах с их сильными авторитарно-коллективистскими традициями.
Поскольку
классическая либеральная демократия
за свои недостатки подвергается сегодня
серьезной критике и ревизии,
имеет смысл рассмотреть
1)
Коллективистская демократия (ее
представителями являются Ж. - Ж.
Руссо, К. Маркс, В. И. Ленин,
немецкий философ права К.
Общими принципами этой теории демократии
являются:
1)
Народ, класс, нация или раса
рассматриваются как единое
2)
Народ должен осуществлять
3)
Каждый представитель народа
должен непосредственно
4) Для реализации народовластия народ должен стать единым целым в политическом плане;
5)
В отношении всех тех, кто
сопротивляется реализации
В странах Европы понимаемая таким образом демократия открывает дорогу тоталитаризму (по определению немецкого политического философа Г. Люббе, это тоталитарная демократия).
В
то же время в странах Востока
такая коллективистская демократия,
в основе которой лежит подчинение
индивида коллективу, обществу и государству,
реализуется в форме
Весьма
близка по своему основному содержанию
к коллективистской теории разработанная
в 20-ые гг. М. Вебером концепция
Коллективистской и сходным с ней теориям демократии противостоит т. н. плюралистическая теория (Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраенкель, Р. Даль), которая рассматривает ее (демократию) как результат компромисса между различными силами в обществе.
Основные же положения плюралистической теории демократии могут быть сведены к следующему:
1)
Главным субъектом политики
2)
Сущность политики - борьба различных
групп за власть; при этом ни
одна из них не может
Поэтому
демократию можно определить как
правительство, избираемое и смещаемое
народом и проводящее от его имени
определенный курс. Главным же воплощением
такой представительной демократии
является парламентаризм, т. е. система
правления с сильным
Таким образом, все рассмотренные нами выше теории содержат в себе определенные недостатки и не предлагают ясного и непротиворечивого понимания демократии. Возможно, что в этом случае наиболее полное и четкое толкование демократии будет содержать подход, синтезирующий все эти теории.
В
соответствии с ним, демократия –явление
многогранное, и является сочетанием
элементов прямого
Все
это –так называемые сущностные признаки
демократии, т. е. без них ее нет. Кроме
них, существуют и некоторые внешние
признаки демократии (свобода слова,
объединений, всеобщее избирательное
право, и т. п. ), справедливо указанные
в эмпирической теории.
Целесообразность
демократии и условия
ее существования
В современной ситуации вполне резонным является вопрос: зачем вообще нужна демократия и можно ли без нее обойтись? В ответ на это в политической мысли и в политической науке были сформулированы соответственно ценностное и рационально - утилитарное обоснования демократии.
С
точки зрения ценностной теории, демократия
является ценностью сама по себе, так
в ней воплощены
1) Во-первых, эти ценности разделяются далеко не всеми национальными культурами - есть среди них и такие, которые выдвигают на первый план не свободу, а коллективизм, дисциплину и сильную власть (например, культура большинства мусульманских стран);
2)
Во-вторых, необходимо помнить, что
реальная демократия не
3)
В-третьих - для основной массы
людей практические
Утилитарный подход к обоснованию необходимости демократии считает ее полезной обществу по следующим причинам:
1)
Демократия позволяет
2)
Именно она обеспечивает
3)
Позволяет обществу свободно
выбирать устраивающих его
Со всем этим применительно к развитой современной демократии, безусловно, можно согласиться, однако и утилитарный подход к пониманию демократии содержит в себе определенные недостатки:
1) Для того, чтобы демократия работала, необходим заинтересованный в ней разумный и ответственный индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе несовершенны;
2)
Демократическое устройство не
всегда является эффективным
и отвечающим интересам
Таким
образом, реально полезна для
общества только эффективная, устойчивая
и работающая демократия. А для
того, чтобы она была таковой, необходимо
выполнение целого ряда условий. Общими
же предпосылками эффективной